Критерии, параметры и показатели экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение стр 3

1. Критерии и показатели экономической безопасности
национальной экономики стр 5

2. Содержание экономической безопасности стр 8
3. Энергетическая безопасность стр 12
Заключение стр 14
Список литературы стр 15

Вложенные файлы: 1 файл

эконом безопасн.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Национально-государственные  интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или  их интеграционных союзов, корпоративные  интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Добровольный отказ  России от преимуществ и выгод  положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических  и геоэкономических системах координат в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии.

 

2. Содержание  экономической безопасности.

 

Содержание экономической  безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями  угроз и параметров, критериев  и индикаторов экономической  безопасности.

Методологический ключ к классификации угроз экономической  безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

1.         Увеличение имущественной дифференциации  населения подрывает социальный  мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных  интересов может быть нарушен в результате:

- расслоения общества  на узкий круг богатых и  преобладающую массу бедных, не  уверенных в своем будущем  людей;

- увеличения доли бедных  слоев населения в городе по  сравнению с деревней, что создает  социальную и криминальную напряженность и почву

для широкого распространения  относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

- роста числа безработных,  что может привести к социальным  конфликтам;

- задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

2.      Деформированность  структуры российской экономики  обусловлена такими факторами,  как:

 

- усиление топливно-сырьевой направленности  экономики;

 

- отставание разведки запасов  полезных ископаемых от их добычи;

 

- низкая конкурентоспособность  продукции большинства отечественных  предприятий;

 

- свертывание производства в  жизненно важных отраслях обрабатывающей  промышленности, прежде всего в  машиностроении;

 

- снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

 

- завоевание иностранными  фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов;

 

- приобретение иностранными  фирмами российских предприятий  в целях вытеснения отечественной  продукции как с внешнего, так  и с внутреннего рынков;

 

- рост внешнего долга  России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

 

3. Угрозу неравномерности  социально-экономического развития  регионов обусловливают такие  важнейшие факторы, как:

 

-        объективно существующие различия  в уровне социально-экономического  развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

 

- нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

 

- увеличение разрыва  в уровне производства национального  дохода на душу населения между  отдельными субъектами Российской  Федерации.

 

4. криминализации общества  и хозяйственной деятельности  стали:

 

- рост безработицы,  поскольку значительная часть  преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника  дохода;

 

- сращивание части  чиновничества государственных  органов с организованной преступностью,  возможность доступа криминальных  структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

 

- ослабление системы  государственного контроля, что  всегда приводит к расширению  деятельности криминальных структур  на внутреннем финансовом рынке,  в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

 

Предотвращение или  смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения  и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической  системы государства.

В теоретическом плане  проблема параметров, критериев и  индикаторов (показателей) экономической  безопасности во многом связана с  результатами функционирования экономики  в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или  иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования  спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса - кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области кредитно-денежной политики — это количество денег  в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

К сожалению, такое положение  сложилось на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного  предложения, с последствиями которой  страна не может справиться до сих  пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики  оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим  ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Следует подчеркнуть, что игнорирование стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики, в конечном счете, и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

На основе перечисленных  критериев формируется примерный  перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым  можно отслеживать ее состояние  и динамику, оказывать управляющее  воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

- динамику и структуру  валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного  производства, отраслевую и региональную  структуру хозяйства и динамику  отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

- состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического  потенциалов страны;

- способность хозяйственного  механизма адаптироваться к меняющимся  внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

- степень развития  финансово-бюджетной и кредитной  систем;

- качество жизни населения  (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Энергетическая безопасность

 

Проблема обеспечения  энергетической безопасности весьма актуальна  в последнее время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера - рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы.

Руководители РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно–энергетического комплекса заставляет говорить в  первую очередь о собственной  энергетической безопасности.

В настоящее время  энергетическая безопасность России в  основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей, не смотря на их низкую надёжность и высокую  степень износа. Степень износа основных фондов к концу 2005 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 50,7% по сравнению с 44,2% в 1991. Наибольший рост старения оборудования за годы переходной экономики произошел в электроэнергетике, где степень износа увеличилась более чем на 30% и составляла 57,8%. По прогнозу экспертов, при сохранении сложившихся тенденций будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2015 г.

В сложившейся ситуации необходимо заблаговременно осуществить наращивание заделов, поскольку сроки нового строительства электростанций могут значительно превышать 5-7 лет, а их модернизация потребует 2-5 лет. В результате ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности. Внешнеэкономическая деятельность

Российский бюджет с 2000 года исполняется с профицитом (превышение доходов государства над расходами). Положительный баланс формируется  за счет высоких цен на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России в 2011 году составил 243, млрд. долл., а импорт 125, 5 млрд. долл. И большая часть экспортных средств получена за счет вывоза нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Россия по–прежнему рассматривается странами Европы как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

Теоретические аспекты  конкурентоспособности нации более 20 лет назад сформулировал Майкл Портер, известный теоретик в области управления, однако он не определил конкретных показателей конкурентоспособности. В 2000 году группа экономистов из Великобритании на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свою методику определения индекса глобальной конкурентоспособности. Этот показатель учитывает 9 основных критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и начального образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, технологическая восприимчивость, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Россия оказалась на 62 месте (лидеры – Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия), что внушает серьезные опасения в свете вступления России в ВТО. Возможно угроз отечественному производителю возникнет намного больше, нежели выгод, которые Россия получит.

Информация о работе Критерии, параметры и показатели экономической безопасности