Критика А. Смитом меркантилизма и обоснование фритредерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 15:53, реферат

Краткое описание

Метод, который применяет Смит, можно назвать дедуктивно-индуктивным. Он анализирует внутренние закономерности экономических явлений, так и описывает их внешние проявления. Трудам Смита присущи системность, историзм и эволюционизм. Относительно историзма, который отрицался в марксистской литературе (на том основании, что Смит трактует капитализм как вечный способ производства), то он проявляется в том, что Смит признает изменения обычаев, институтов, экономических категорий, неодинаковость таких у разных народов, и считает, что изучение и познание их возможно только в процессе эволюции.
Общество Смит рассматривает как совокупность индивидов, наделенные от природы определенными свойствами, которые заранее определяют их экономическое поведение. Главными являются такие, как трудовое происхождение жизненных благ, склонность к обмену услугами или результатами своего труда, эгоистичные интересы - попытка улучшить свое положение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2.

1.Общая характеристика работы “Исследование о природе и причинах богатства народов”………………………………………………………….…. 4.

2. “Экономический человек” и “невидимая рука”…………………………….6.

3. Критика А. Смитом меркантилизма и обоснование фритредерства……..10.

Заключение……………………………………………………………………..13.

Список литературы…………………………………………………………….15.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………...2.

 

1.Общая характеристика  работы “Исследование о природе и причинах богатства народов”………………………………………………………….…. 4.

 

2. “Экономический человек” и “невидимая рука”…………………………….6.

 

3. Критика А. Смитом меркантилизма и обоснование фритредерства……..10.

 

Заключение……………………………………………………………………..13.

 

Список литературы…………………………………………………………….15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В своих работах он рассматривает отдельные аспекты, стороны человеческой природы: моральные, общественные, экономические. В «Богатстве народов», в частности, Смит исследует «человека экономического», однако не изолирует ее от двух других аспектов человеческой природы.

Метод, который применяет  Смит, можно назвать дедуктивно-индуктивным. Он анализирует внутренние закономерности экономических явлений, так и описывает их внешние проявления. Трудам Смита присущи системность, историзм и эволюционизм. Относительно историзма, который отрицался в марксистской литературе (на том основании, что Смит трактует капитализм как вечный способ производства), то он проявляется в том, что Смит признает изменения обычаев, институтов, экономических категорий, неодинаковость таких у разных народов, и считает, что изучение и познание их возможно только в процессе эволюции.

Общество Смит рассматривает  как совокупность индивидов, наделенные от природы определенными свойствами, которые заранее определяют их экономическое  поведение. Главными являются такие, как  трудовое происхождение жизненных  благ, склонность к обмену услугами или результатами своего труда, эгоистичные интересы - попытка улучшить свое положение.

Трудовое происхождение  жизненных благ вынуждает человека жертвовать ради них «своим досугом, свободой, спокойствием». Склонность к  обмену, «склонность менять, выменивать, обменивать один предмет на другой» - один из решающих признаков человеческой природы. Она предопределяет то, что люди через разделение труда концентрируют свою деятельность на какой-либо ее форме, что повышает ее производительность. Руководствуясь эгоистическими интересами, поиском личной выгоды, человек оптимизирует свои усилия, а это оборачивается выгоду для всего общества.

Развивая учение основоположников классической политической экономии о  «естественный порядок», Смит освобождает  его от феодальных наслоений. Он подчеркивает, что в условиях «естественного порядка» (свободной конкуренции) сложным взаимодействием хозяйственной деятельности людей руководит «невидимая рука», то есть экономическую жизнь людей подчиняется объективным закономерностям. В трактовке «естественного порядка» Смит выходит из двух принципов: объективной закономерности природы - действия объективных законов природы - «невидимой руки» и «естественной свободы» человека.

Действие объективных  законов направлена на благо человека. Однако благотворность действия объективных законов не абсолютна. Она предусматривает определенные социальные условия, а именно - естественную свободу человека, которая проявляется в возможностях каждого человека (при условии соблюдения ею «законов справедливости») свободно защищать собственные интересы. Только при этих обстоятельствах естественное поведение человека совпадает с действием природных сил, «невидимой руки», т.е. с законами природы.

В концепциях преемников А. Смита - Рикардо, Сен-Симона и особенно К. Маркса - именно этот тезис отсутствует. У них осталась только объективная закономерность, управляющая поведением человека. Идею естественного порядка Смит распространяет и на деятельность государства. Он является сторонником экономического либерализма, свободной игры хозяйственных сил, невмешательства государства в экономическую жизнь. Но вместе с тем Смит признает роль государства в выполнении ею функций, таких как оборона страны, правосудие, народное образование, содержание общественных учреждений и т.п. Он также высказывался за государственное регулирование нормы процента и минимума заработной платы.

 

1. Общая характеристика работы

“Исследование о природе и причинах богатства  народов”

 

«Адам Смит – отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение.

Большинство исследователей экономической мысли связывают  формирование экономики как науки  с творчеством этого английского  мыслителя. По словам признанного теоретика  современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый... полноценный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные системы политэкономии.

В первой книге содержится учение о труде как источнике  богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообразовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте).

Во второй книге исследуется  капитал: его структура и накопление. 

Третья посвящена истории развития хозяйства различных народов.

В четвертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиократов.

В пятой анализируются  вопросы финансово-налоговой политики.

Под предметом экономической  науки Смит понимал экономическое  развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспекты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», которое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий и разделение труда.

В своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" в этом качестве он выделил ее центральную проблему, а именно: экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

Уже с первых слов, с  которых начинается книга, говорится: "Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты.... "Эти слова позволяют понять, что экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных ресурсах, которые доставляет "годичный труд каждого народа". Таким образом, А. Смит с первой же фразы своей книги осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого, казалось бы, совсем не новый аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее данную мысль он развивает в весьма интересной концепции роста разделения труда, а по сути доктрине технического прогресса как основного средства роста богатства "любой страны во все времена". Однако на вопрос о том, в какой сфере экономики богатство растет быстрее, соображения А. Смита оказались небесспорными. С одной стороны, в своей теории о производительном труде он убеждает читателя в том, что не торговля и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства, а с другой — для приумножения богатства якобы предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности. "Капитал, вкладываемый в земледелие.... добавляет.... гораздо большую стоимость к.... действительному богатству и доходу.... " При этом А. Смит полагал, что с развитием экономики цены на промышленные товары имеют тенденцию снижаться, а на сельскохозяйственные продукты подниматься, поэтому, по его мысли, "в странах, где сельское хозяйство представляет собою самое выгодное из всех приложений капитала.... капиталы отдельных лиц будут, естественно, прилагаться самым выгодным для всего общества образом". Понять это упущение автора "Богатства народов" тем труднее, что в ту пору в Англии процветала мануфактурная промышленность и начали появляться даже первые высокопроизводительные фабрики, работавшие от водяного колеса. Между тем величие А. Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска огромной когорты ученых-экономистов. Чтобы объяснить феномен успеха А. Смита, прежде всего, необходимо обратиться к особенностям его методологии.

Центральное место в  методологии исследования А. Смита  занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он, как и физиократы, положил идею естественного порядка, т. е. рыночных экономических отношений. В то же время в отличие, скажем, от Ф. Кенэ в понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т. е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор "Богатства народов" вводит ставшие затем знаменитыми понятия "экономический человек" и "невидимая рука".

 

2. “Экономический  человек” и “невидимая рука”

 

Вклад Адама Смита  в экономическую науку связан с созданием принципиально новых  методологических принципов анализа. Смит связывает формирование и развитие экономических отношений с особенностями  поведения людей, принципами принятия экономических решений и впервые создает своего рода модель человека, получившую вследствие название «экономический человек» (“homo economicus”).

Согласно концепции  «экономического человека», каждый индивид при осуществлении своих  действий руководствуется личными интересами и стремится к максимальной выгоде для себя. Таким образом, каждый человек является «экономическим человеком».

А. Смит характеризует  поведение экономического человека следующим образом:

«Он скорее достигнет  своей цели, если обратится к их (других людей) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно – таков смысл всякого подобного предложения».

В «Богатстве народов» нет  специальной главы, посвященной  модели человека, и сам Смит не использует такого понятия, оно появилось в  экономической науке позже, однако с первых страниц своего труда  ученый выводит экономические отношения из природы человека, его склонностей мотивов поведения. Все это позволяет выделить в его концепции несколько базовых принципов, которые и формируют модель «Экономического человека»:

1. Людям свойственна  природная склонность к торговле, обмену одного предмета на другой. Эта склонность, по мнению Смита, является необходимым следствием способности рассуждать и дара речи, она создает различие способностей у людей и делает это различие полезным, поскольку приводит к разделению труда.

2. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей, а это напрямую зависит от уровня его материального благосостояния. С этой точки зрения человека можно назвать эгоистом, и Смит постоянно подчеркивает это обстоятельство. Люди вступают в экономические отношения друг с другом, желая достичь своего корыстного интереса; но для этого они должны оказывать услуги другим людям, которые также преследуют свой собственный интерес. «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе».

Наряду с интересом существуют у людей страсти. Личный интерес не у всех людей одинаков, у людей существуют разнообразнейшие стимулы их деятельности. Смита упрекали, что он забыл про это, руководствуясь, исключительно заботой о своих материальных интересах. Смит рассматривал свою теорию не ко всем людям, а к большинству. Не то чтобы чувство не играло роли в философии Смита, просто в экономической области, по его мнению, господствует интерес, а у симпатии имеется своя собственная область.

Естественно, невольно возникает  вопрос: не несет ли такая эгоистическая, основанная на корыстном интересе деятельность вреда обществу? По мнению Смита между личным, корыстным интересом отдельного человека и общественным интересом не только нет противоречия, но они тесно связаны между собой. Чем богаче люди, тем богаче общество. Более того, стремление к личной выгоде в конечном итоге способствует общественному прогрессу. Чтобы получать более высокую прибыль, предприниматель снижает издержки производства, повышает производительность труда, использует передовую технику. В результате выигрывает общество в целом.

Из логики построения модели «экономического человека» вполне очевидно вытекает вывод: если корыстная, эгоистическая деятельность людей не только обеспечивает достижение ими своего материального интереса, но и способствует росту общественного благосостояния, то такой деятельности людей не надо мешать. Экономическая свобода, невмешательство государства в хозяйственную жизнь – таков важнейший вывод, который формулирует Смит в своих трудах.

А. Смит преподносит читателю и положение о "невидимой руке". При этом нельзя исключить, что идею о ней автор "Богатства народов" заимствовал в памфлетах меркантилистов XVII в., где проводилась мысль о том, что экономическое поведение предопределяет, прежде всего прибыль, а для этого государству необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистических интересах отечественных предпринимателей. Но А. Смит ничуть не повторяет меркантилистов. В его книге смысл "невидимой руки" заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого. Другими словами, "невидимая рука" независимо от воли и намерений индивида — "экономического человека" — направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного. Таким образом, смитовская "невидимая рука" предполагает такое соотношение между "экономическим человеком" и обществом, т. е. "видимой рукой" государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой "естественному" рыночному порядку.

Информация о работе Критика А. Смитом меркантилизма и обоснование фритредерства