Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:08, контрольная работа
Рынки (рыночные отношения) создавались во многих странах мира на протяжении длительного периода времени, к этому они заранее готовились (создавали материальную базу); для перехода к рынку выбирался определенный период времени – не кризисный, в ходе подготовки к новой системе хозяйствования руководство страны получало поддержку политических сил и большинства населения.
Введение
Сущность рынка и рыночных отношений
Субъекты рыночного хозяйства
2.1 Домохозяйство
2.2 Фирма
2.3 Государство
2.4 Банк
Кругооборот доходов и расходов
Заключение
Список использованной литературы
2. Субъекты рыночного
хозяйства
Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:
– объектов рынка (товары, услуги, деньги);
– субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти);
– предпринимательской силы;
– связей между субъектами (кооперация, конкуренция);
– ценового механизма (механизма формирования потребительских цен и распределения экономических ресурсов);
– средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования);
– информации о решениях, принимаемых на рынке потребителями, производителями, государством).
В
современных условиях рынок из саморегулирующегося
трансформировался в
Субъектно-объектная
структура рыночного хозяйства
– это система взаимоотношений
между субъектами, отражающая их цели,
разнонаправленные, но встречно-согласующиеся
экономические интересы, характер,
формы организации и
Объектом рынка являются товары потребительского назначения для удовлетворения потребностей индивидуумов, семей, коллективов, реализуемые через различные виды торговли. Объектом рынка также являются деньги.
Рыночная экономика – это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке, где сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты.
Субъектами
рыночной экономики являются: предприниматели;
работники, продающие свой труд; конечные
потребители продукции; владельцы
ссудного капитала; собственники ценных
бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов
рыночного хозяйства принято
делить на четыре группы: домашние хозяйства,
предприятия, банки и государство
(правительство).
2.1
Домохозяйство
Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности.
Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, правсоюз, партия).
Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.
Основные признаки домохозяйства – это:
– совместное проживание и обустройство быта;
– совместное ведение хозяйства;
–
обладание определенными
– самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
– стремление к максимальному удовлетворению потребностей;
Домохозяйство – это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.
Доходы домохозяйства – это частные доходы. Они формируются за счет заработной платы, труда, прибыли собственника, капитала, процента и дивиденда, участия в акционерном обществе, ренты, природных ресурсов (земли).
Доход
каждого домохозяйства
– выплата налогов государству;
– удовлетворение личных потребностей;
– формирование личных сбережений.
Сбережения – это не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства. В целом, сбережения – это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги). Относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы); перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны.
Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:
во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма;
во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики;
в-третьих,
домохозяйства – это субъекты
предложения на рынке факторов производства
(предпринимательской
в-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала;
в-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.
Домохозяйства
являются потребителями 2/3 всех потребительских
товаров и услуг, производимых на
фирмах и государственных
Домохозяйства – поставщики ресурсов, то есть обеспечивают важнейшие условия производства экономических благ. Они пополняют доходную часть государственного бюджета на всех его уровнях.
Из
всего сказанного выше видно, что
домашние хозяйства активно участвуют
в создании валового внутреннего
продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает
динамику всей социально-экономической
системы. С этой точки зрения домохозяйства
выступают не только как первичные
социальные, но, прежде всего, как экономические
ячейки общества. В условиях рыночной
экономики домохозяйства
2.2
Фирма
На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Под
промышленной фирмой (предприятием) понимается
производственная единица, обладающая
производственно – техническим
единством, организационно-
Наибольшее распространение по формам собственности получили следующие предприятия:
– частные или единоличные предприятия;
– коллективные предприятия (общества с ограниченной или с неограниченной ответственностью);
– корпорации (совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое лицо);
– государственные и муниципальные предприятия;
– филиалы и представительства отдельных предприятий.
В
условиях рыночных отношений ключевой
фигурой выступает
Статус
предпринимателя приобретается
посредством государственной
Вплотную
к понятию «предприниматель»
примыкает и понятие «
Предпринимательская деятельность (предпринимательство):
– это процесс принятия на себя финансовой, моральной, социальной ответственности;
– это процесс создания нового, обладающего ценностью товара или услуги;
– это процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым результатом;
– это деятельность энергичного человека, который владеет полностью или частично какими-либо материальными ценностями, используя их для производства или продажи товаров и услуг (под свою ответственность).
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
·
самостоятельность и
·
экономическую
· хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.
Перечисленные
важнейшие признаки предпринимательства
взаимосвязаны и действуют
Субъектами
предпринимательства могут быть
как отдельные частные лица, так
и объединения партнеров. Частные
лица выступают в качестве субъектов
предпринимательства, как правило,
путем организации единоличного
или семейного предприятия. Такие
предприниматели могут
Объединения
партнёров как субъекты предпринимательства
могут выступать в форме
2.3
Государство
Основным субъектом удовлетворения потребностей общества выступает государство.
Государство
призвано выполнять, прежде всего, свою
главную функцию – быть организатором
всех социальных и экономических
отношений. Но кроме этой главной
функции государство само является
активным субъектом рынка, т.е. выступает
собственником, активно участвующим
в рыночных отношениях на основе свободно
заключаемых договоров купли-
Государство
– на потребительском рынке