Крупнейшие городские агломерации мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 04:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.
Задачи данной работы состоят:
- рассмотреть понятие городской агломерации;
- выявить особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;
- определить крупнейшие городские агломерации мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие городской агломерации……………………………………….…….4
2. Пространственная структура городских агломераций и проблемы
больших городов ………………………………………………………….……..7
3. Крупнейшие городские агломерации мира
3.1 Зарубежная Европа………………………………………………………..…11
3.2 Зарубежная Азия……………………………………………………..….…..12
3.3 США и Латинская Америка……………………………………………..….13
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………….….….22

Вложенные файлы: 1 файл

Крупнейшие города, агломерации и мегалополисы мира СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ВАР 1.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие городской агломерации……………………………………….…….4

2. Пространственная структура городских  агломераций и проблемы

 больших городов ………………………………………………………….……..7

3. Крупнейшие городские агломерации мира

3.1 Зарубежная Европа………………………………………………………..…11

3.2 Зарубежная Азия……………………………………………………..….…..12

3.3 США и Латинская Америка……………………………………………..….13

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………….….….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Невиданные  темпы и масштабы урбанизации  во второй половине ХХ в., получившие название «городской революции», усиление её воздействия  у нас и за рубежом на трансформацию  общества способствовали значительному  углублению исследований этого глобального процесса в различных странах мира.

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов - каменная летопись человечества - хранит память о важнейших событиях мировой  истории. Города - главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Городские агломерации - развивающаяся форма расселения и территориальной организации  хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.

Целью работы является рассмотрение крупнейших городских  агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

- рассмотреть  понятие городской агломерации;

- выявить особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

- определить  крупнейшие городские агломерации  мира.

Для написания данной работы в основном использовались научно-популярные журналы, а так же учебные пособия: Лаппо Г.М., Пивоваров Ю.Л., Слука Н.А., Шуканова З.Н.

 

1. Понятие городской  агломерации

 

В исторической эволюции форм расселения на смену  традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые»  формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен. В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация»  применительно к расселению был  введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной  литературе понятие городской агломерации  использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует  и множество определений слову  «агломерация».

По Н.В. Петрову  городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются  многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи.

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных  населенных мест, объединенных устойчивыми  трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации. А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской  агломерации подвижны во времени  благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность  ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации  этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских  агломераций характерны: наращивание  гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения  и непрерывность застройки; наличие  большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.). В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Компактное  скопление населённых пунктов, главным  образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Этап урбанизации.

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Близость населённых пунктов даёт так называемый агломерационный  эффект — экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях.

2. Пространственная  структура городских агломераций и проблемы больших городов

 

В городских агломерациях  при существенных особенностях их планировочной  структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования [6].

  1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.
  2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.
  3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.
  4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.
  5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский  метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.
  6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток  Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

Проблемы больших городов.

Повсеместный и неудержимый  рост больших городов и агломераций  заставляет задуматься над внутренними  закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших  городов и в известной степени  больших городских агломераций  хорошо известны:

  1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.
  2. Происходит удорожание инженерного оборудования;
  3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2. При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».
  4. Удаление населения больших городов от природы.
  5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических  проблем крупнейших городов. Более  того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.

 

3. Крупнейшие городские агломерации мира

 

В 1950 году из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 – в развивающихся странах [7]. В 1990 г. соотношение меняется: из 30 агломераций  лишь 9 размещаются в развитых странах, а 21 – в развивающихся. Список крупнейших агломераций покидают Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург. Этот список пополняют Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка (таблица 1).

 

Таблица 1. Тридцать крупнейших городских агломераций мира в 1990 году [7]

Городская

агломерация

место

млн. человек

1

2

3

Токио

1

25,0

Нью-Йорк

2

16,1

Мехико 

3

15,1

Сан-Пауло 

4

14,8

Шанхай 

5

13,5

Бомбей (Мумбаи)

6

12,2

Лос-Анджелес

7

11,5

Пекин

8

10,9

Калькутта

9

10,7

Буэнос-Айрес

10

10,6

Сеул

11

10,6

Осака

12

10,5

Рио-де-Жанейро

13

9,5

Париж

14

9,3

Тяньцзин 

15

9,3

Джакарта 

16

9,3

Москва

17

9,0

Каир 

18

8,6

1

2

3

Дели 

19

8,2

Манила

20

8,0

Карачи

21

8,0

Лагос

22

7,7

Лондон 

23

7,3

Чикаго 

24

6,8

Стамбул

25

6,5

Лима

26

6,5

Эссен (Рур)

27

6,4

Тегеран

28

6,4

Бангкок

29

5,9

Дакка

30

5,9

Информация о работе Крупнейшие городские агломерации мира