Крупные предприятия России и зарубежья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:52, реферат

Краткое описание

Вся экономика России основана на бизнесе. Основу их составляет мелкий бизнес, но особое внимание уделяется крупному бизнесу, как самому доходному виду деятельности. Крупный бизнес в России равносилен среднему бизнесу в других странах. Рассмотрим основные отличия крупных российских фирм.
Первое отличие состоит в том, что большинство крупнейших российских фирм уступает по величине западным гигантам.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

1. Особенности  крупного бизнеса в России  по сравнению с другими странами.

Вся экономика России основана на бизнесе. Основу их составляет мелкий бизнес, но особое внимание уделяется крупному бизнесу, как самому доходному виду деятельности. Крупный бизнес в России равносилен среднему бизнесу в других странах. Рассмотрим основные отличия крупных российских фирм.

Первое отличие состоит в том, что большинство крупнейших российских фирм уступает по величине западным гигантам.

Так по численности работающих, две крупнейшие российские автомобильные компании (АвтоВАЗ и ГАЗ) в 2-3 раза уступают крупнейшим европейским автомобильным компаниям, а по производственному потенциалу - еще больше. В химической промышленности крупнейшие российские компании и по объемам выпуска, и по численности занятых многократно уступают крупнейшим европейским компаниям. 
         Втрое отличие связано с тем, что он сконцентрирован в сырьевых отраслях, ориентированных на экспорт. Особенно быстрыми темпами растет доля нефтегазового сектора. Он не создает условий для расширения внутреннего потребления. Его технологии значительно устарели, фонды изношены, производительность труда в 10 раз ниже мировых норм. В основе его конкурентоспособности лежит разница во внешних и внутренних ценах.

    Третье отличие состоит в том, что основу конкурентоспособности составляют не расширение сферы рационализации бизнеса, создание и отбор эффективных рутин, а большие неявные издержки. Современный отечественный крупный бизнес - это типичный интуитивный бизнес. В основе которого лежат неплатежи, бартер и скрытое государственное субсидирование.

 Четвертое отличие. Российский крупный бизнес - это очень высокорисковый бизнес. Для него характерны необычайно высокие трансакционные издержки. Типичная крупная компания обрабатывающей промышленности России располагает лишь одним заводом и, как правило, не имеет в своем распоряжении сколько-нибудь мощного сбытового аппарата. который заменяют посредники. Типичная же крупная компания европейской или американской обрабатывающей промышленности располагает группой заводов и разнообразными вспомогательными организациями, включая подразделения, зачастую имеющие статус филиальных компаний, выполняющие функции оптово-сбытовых компаний. И таким положение было уже чуть ли не сто лет назад. 
        Пятое отличие - локальный характер отечественных фирм. Крупные корпорации на Западе и Востоке - это всегда транслокальные корпорации и, как правило, ТНК. Российские же компании представляют собой преимущественно сугубо региональные экономические образования.

 

2. Аргументы в  пользу и против крупного бизнеса.

Составляя мизерную часть в социальной структуре общества, но располагая огромной экономической мощью и финансовыми возможностями, крупный бизнес весьма амбициозен в политическом плане и требует к себе особого отношения со стороны государства. Доводы, приводимые им в обоснование своей значимости, звучат убедительно. Действительно, крупный бизнес является:

  • локомотивом национальной экономики, основным донором государственного бюджета;
  • лидером научно-технического прогресса;
  • крупным работодателем, существенно влияющим как на уровень занятости, так и на уровень оплаты труда и систему социально-трудовых отношений;
  • важным фактором формирования имиджа страны в глазах мирового сообщества.

Восстановление страны после катастрофы августа 1998 г. во многом шло за счет ускоренного роста экспорта и сдерживания импорта. Но в четвертом квартале 2000 года импорт впервые, хотя еще и ненамного, обогнал экспорт - рост составил соответственно 23,5 и 21,9%.

В первом квартале 2001 года разрыв в темпах роста превысил 2 раза (11,0 и 5,0%), а во втором - 4 раза: импорт увеличился на 28,9, а экспорт лишь - на 6,7%. При этом рост импорта и в апреле (27,5%), и в мае (32,1), и в июне (27,3%) был рекордным для последних пяти лет. 
___Таким образом, тенденция опережающего роста экспорта, характерная для восстановления, переломлена и сменена тенденцией опережающего роста импорта, характерной для предкризисных периодов. При этом увеличение емкости внутреннего рынка, рост благосостояния народа и улучшение финансового положения предприятий перестают быть достаточными для возрождения экономики. Все большая доля спроса удовлетворяется за пределами страны, и общество все больше работает не на себя, а на своих зарубежных конкурентов.

Импорт устойчиво опережает экспорт не только из-за естественного затухания позитивного эффекта девальвации и ухудшения внешней конъюнктуры (которого еще не произошло). Экспорт тормозится, а импорт стимулируется ростом реального курса рубля, вызванного, с одной стороны, стабильным обменным курсом (догма "сильный рубль - сильная экономика", при всей ошибочности, неизлечимо въелась в сознание общества), с другой - ощутимой инфляцией. Последняя в 2001 году составит 18% - это в 1,5 раза выше обещанных правительством 12% и лишь ненамного ниже прошлогодних 20,2%. 
___Инфляция обусловлена не столько хозяйственной, сколько политической ситуацией - тем, что либеральные реформаторы вновь, как в 1996-1998 годах, подчинили экономическую политику государства крупному бизнесу. Этим они лишили себя возможности ограничивать злоупотребления как естественных, так и обычных монополий (ведь крупный бизнес - это монополии), важнейшим из которых как раз и является завышение цен. 
___Другой фактор, "разгоняющий" импорт, - незащищенность собственности. В современной политической ситуации она неустранима, так как облегчает крупному капиталу его экспансию. Недаром защищающие интересы крупного бизнеса либералы, на словах ратуя за незыблемость прав собственности, на практике не делают ничего для ее защиты - например, для де-криминализации процедуры банкротства, являющейся законодательно закрепленным в России отрицанием права собственности как такового. 
___Побочное следствие незащищенности собственности - плохой инвестиционный климат, который до решения данной проблемы не поддается улучшению ни снижением инфляции и налогов, ни пропагандой и выталкивает из России заработанные ею деньги. Помимо прямого бегства капиталов, средства покидают, Россию и более сложным путем - незащищенность собственности на средства производства выталкивает деньги из производства в потребление, в первую очередь потребление богатых, то есть потребление импорта. 
___Политическая обусловленность роста реального курса рубля (он увеличился на 15,2% в прошлом и на 8,8% - в январе-июле этого года) делает устойчивым и его следствие - сокращение положительного сальдо внешней торговли. 
___По официальному прогнозу Минэкономразвития, положительное сальдо внешней торговли снизится с 60,7 млрд. долл. в 2000 году до 50,8 в 2001-м и 39,4 млрд. долл. в 2002 году, то есть на 35% за два года. Понятно, что это окажет самое пагубное воздействие на среднесуточную стабильность не только валютного рынка, но и всей финансовой системы России. 
___Таким образом, подчинение экономической политики правительства интересам не политически бесправного населения, а крупного бизнеса (являющегося локомотивом развития страны, но органически неспособного подменить собой государство) ведет к сокращению притока валюты в страну при по крайне мере неизменном уровне оттока капитала. 
___Проект бюджета-2002, предусматривающий направление всех дополнительных доходов только на внешние выплаты, устанавливает другой приоритет либерал-реформаторов - защиту интересов внешних кредиторов, пусть даже вопреки очевидным интересам российской экономики. Принципиальный отказ правительства даже от попыток реструктуризации действительно непосильных внешних выплат (для которых даже сверхоптимистичному проекту бюджета-2002 не хватает как минимум 3 млрд. долл.) обрекает Россию на увеличение оттока валюты.; 
___Замедление притока валюты при росте ее оттока уже до конца 2004 года сделает неизбежной разрушительную девальвацию. При инерционном развитии Россия войдет в зону валютного риска в начале 2003 года, при форсировании самоубийственных реформ и особенно либерализации валютного регулирования (подготовленный под руководством Грефа законопроект предусматривает практически свободный вывод из страны практически любых сумм) - уже в августе 2002 года. 
___Печально, что для спасения от девальвации и перевода экономического роста в устойчивый режим нужно не более и не менее, как изменение сложившейся политической системы и превращение государства в структуру, ответственную перед всеми гражданами, а не только перед группой крупных бизнесменов.

 

3. Регулирование  крупного бизнеса в России  и за рубежом.

Крупный бизнес склонен отождествлять свои корпоративные интересы с общенациональными. Так, широко известен лозунг одной из крупнейших компаний мира: «Что хорошо для Форда – хорошо для Америки». Крупные корпорации часто используют этот постулат в своих пиаровских кампаниях.

Однако эволюция рыночного хозяйства в ХХ в. убедительно доказывает, что интересы крупного бизнеса, государства и общества не являются идентичными. Более того, подобные противоречия приводили к драматическим событиям и потрясениям. Во времена Великой депрессии президент США Ф. Рузвельт проводил политику «Нового курса», существенно ограничив свободу крупных корпораций. С начала ХХ в. активно развивалось антимонопольное законодательство.

После второй мировой войны во многих европейских странах прошла волна национализации крупных компаний. Во Франции, Великобритании, Австрии целые отрасли перешли из частных рук в собственность государства. Ужесточилось антимонопольное законодательство, что вызвало обострение отношений между властью и крупным бизнесом. Так, например, президент «Дженерал Моторс» Слоан в 60-х годах заявлял, что главным врагом крупных корпораций является правительство.

Большой интерес представляют отношения государства и крупного капитала в послевоенный период в странах, которые понесли большой ущерб во время Второй мировой войны и при этом попытались вырваться в число индустриально развитых стран. Речь идет в первую очередь о Японии и Южной Корее. В них крупный капитал возник при непосредственном участии власти, но этот процесс имел свои особенности:

  • становление крупных корпораций осуществлялось по инициативе сильного государства и при его непосредственном контроле за этим процессом;
  • оно проходило в рамках индикативного планирования и стратегии экономического развития страны;
  • государственная политика предусматривала существенную поддержку отдельных отраслей национальной экономики, ориентировала крупные корпорации на инновационные технологии, развитие их конкурентных преимуществ в условиях глобализации;
  • государство делало ставку на мультипликационный эффект развития крупного бизнеса (экспортные отрасли давали заказы для других отраслей национальной экономики).

Регулирование отношений бизнеса и государства стало одной из узловых проблем экономической теории ХХ в. Либералы, кейнсианцы, марксисты формулировали противоположные практические рекомендации в отношении этого вопроса. Однако объективные закономерности развития рыночного хозяйства, экономической рациональности и политического благоразумия заставляли как бизнес, так и власть отказаться от радикальных решений и искать определенный баланс своих интересов.

В наши дни можно говорить о формировании консенсуса между крупным бизнесом и государством, опирающегося на более или менее устойчивую систему взаимоотношений. Конечно, эта система далеко не идеальна, но достаточно эффективна с точки зрения устойчивого экономического развития и политической стабильности стран со зрелой рыночной экономикой.

Отношения бизнеса со всеми ветвями власти определяются правовыми нормами, а также неписаными правилами морально-нравственного порядка. Бизнес и его профессиональные организации не имеют права законодательной инициативы, но представителей бизнеса, как правило, приглашают на парламентские слушания, а также в различные комитеты и комиссии, созданные для обсуждения важных социально-экономических проблем страны. Так, Конфедерация британской промышленности (CBI) и французская организация предпринимателей (MEDEF) зарекомендовали себя как авторитетные организации, к которым прислушивается правительство.

Свои интересы крупные корпорации лоббируют в законодательных органах через фракции политических партий и отдельных депутатов. Система лоббирования является общепринятой политической практикой, но оно должно быть достаточно прозрачным для всего общества.  Однако парламентская система далеко не совершенна и имеет уязвимые места. Во многих странах распространен подкуп крупным капиталом не только отдельных депутатов, но и руководителей парламентских фракций. С этим связана и практика теневого финансирования крупными корпорациями политических партий, особенно во время избирательных кампаний. Даже в странах, считающихся передовыми с точки зрения политической демократии, на этой почве  довольно часто вспыхивают политические скандалы.

Устойчивые взаимоотношения установились между крупным бизнесом и исполнительной властью. Здесь общепризнанными нормами стало четкое разграничение функций частного предпринимательства и государственного управления. Недопустимым считается совмещение этих функций одним лицом. Представители крупного капитала могут быть приглашены государством в исполнительную власть, так как у них есть большой практический опыт, а финансовая состоятельность позволяет им чувствовать себя в этом плане независимыми.

Известно, что представитель династии Рокфеллеров был вице-президентом США, а члены одной из самых богатых американских семей Кеннеди занимали высокие посты в исполнительной власти. В европейских странах также известны случаи, когда президенты и члены правительства были выходцами из крупного бизнеса. При этом существует строжайшее правило: если бизнесмен приходит на государственную службу, то он прекращает предпринимательскую деятельность. Использование своего служебного положения в интересах бизнеса считается уголовным преступлением и недопустимым нарушением морально-этических норм. К числу тяжких экономических преступлений относится и коррупция, когда крупный капитал подкупает государственных чиновников, а последние превращают государственную службу в одну из форм теневого частного бизнеса.

Авторитетные представители крупного бизнеса входят в состав различных правительственных комиссий и делегаций, участвуют в совещательных и консультативных советах, работающих под эгидой президента или правительства. Эта форма сотрудничества позволила крупному бизнесу иметь прямые деловые контакты с исполнительной властью и выражать свое мнение по важным вопросам, затрагивающим его интересы.

Стабильность рынка ценных бумаг имеет немаловажное значение в развитии крупного бизнеса.

Приход на отечественный рынок крупного иностранного игрока – страшный сон предпринимателя. Но ситуация не безнадежна. Опыт российских компаний показывает: с «заморскими» компаниями можно и успешно соревноваться, и плодотворно сотрудничать

Как бы мощно ни фонтанировали идеями лидеры молодых российских компаний, совершенно очевидно: лобовое столкновение с грандами мирового бизнеса не сулит им ничего хорошего. В арсенале известных зарубежных компаний – огромные финансовые ресурсы, новейшие технологии, филигранные методы менеджмента. Поэтому главной задачей россиян, сталкивающихся на одном рынке с многоопытными иностранцами, становится поиск правильной стратегии, позволяющей максимально задействовать все свои конкурентные преимущества. 
        Для иностранцев в России наиболее интересны рынки с большой емкостью и платежеспособным спросом, например рынки массовых товаров и услуг. Они стремятся строить бизнес, который поддается масштабированию и обладает потенциалом для быстрого роста. Борьбы не избежать на тех рынках, где отечественные производители были неконкурентоспособными в с советские времена. Это, к примеру, производство продуктов питания, напитков, одежды, обуви. 
        Часто иностранцев привлекает не весь рынок целиком, а лишь его самые лакомые сегменты. Взять, к примеру, рынок страхования, где в ближайшие годы ожидается обострение конкурентной борьбы. 
         Едва ли крупные зарубежные игроки, которые придут в Россию, проявят интерес к потребительскому страхованию, той же обязательной автогражданке. Скорее всего, иностранцы займутся страхованием дорогих иностранных автомобилей, продаваемых через салоны официальных дилеров, или будут работать в области так называемых тяжелых рисков. Начнут страховать своих клиентов от раковых заболеваний. В отличие от россиян они владеют в этой области всеми необходимыми методами диагностики, статистической информацией.  
        Показательна с этой точки зрения и ситуация на туристическом рынке, основными игроками которого являются агентства, продающие туры в розницу, и туроператоры – оптовики, создающие этот продукт. Если среди агентств фирм с иностранным капиталом нет вообще, то среди тур-операторов в последние годы развернулась жесткая конкуренция между «нашими» и «не нашими». 
        Около 70% операторов, работающих в России, – это иностранцы. Это турецкие компании «Пегас», «Мострэвел», немецкие ITS, TUI. Они продают в России свой стандартный продукт – те же отели, авиарейсы, экскурсии, что и в других странах мира. А создавать свою сеть по продаже путевок, работать с конечным потребителем им не интересно из-за малых объемов российского рынка. Ведь у нас отдыхает за рубежом всего 1-2% населения, в отличие от той же Германии, где заядлых путешественников около 70%.

Информация о работе Крупные предприятия России и зарубежья