Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 10:02, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Международная экономика".
В соответствии с Уставом СНГ высшим органом Содружества является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов.
На уровне глав правительств в Содружестве функционирует Совет глав правительств, который координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах.
Также в Содружестве действуют другие уставные органы, и органы отраслевого сотрудничества, образованные на основе различных соглашений.
Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.
Основным направлением сотрудничества в Содружестве сегодня является формирование зоны свободной торговли, Соглашение о создании которой было подписано 15 апреля 1994 года. В развитие Соглашения 2 апреля 1999 года был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в указанное Соглашение. В настоящее время в данном направлении ведется активная работа по подготовке правовой базы режима свободной торговли, позволяющей добиваться, прежде всего, добросовестной конкуренции и динамичности рынков отечественных товаров, с учетом общепринятых в мировом сообществе правил ВТО.
В перспективе страны СНГ рассматривают вариант образования на своей территории ЗСТ, таможенного блока, а впоследствии и общего рынка по модели Евросоюза.
СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько группировок с более конкретными общими целями и проблемами.
Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), как организационная форма сотрудничества, берет свое начало с подписанием 10 октября 2000 года главами государств-участников Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) Договора об учреждении ЕврАзЭС. Этот Договор – есть продолжение сотрудничества, начавшегося с подписанием 6 января 1995 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а затем 20 января 1995 года и Республикой Казахстан соглашений о Таможенном союзе. Затем к этому образованию присоединились Кыргызская Республика и Республика Таджикистан, что привело к заключению этими пятью государствами Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, который и был подписан 26 февраля 1999 года. В 2006 г. к ним присоединился Узбекистан.
Создание ЕврАзЭС является переходом на следующий, более высокий уровень интеграции. Ближайшей целью новой организации является формирование полноценного таможенного союза. При этом Евразийское экономическое сообщество - есть открытая организация, участники которой поставили перед собой цель реального повышения уровня жизни своих народов при эффективном использовании экономических потенциалов государств-участников
Превращение Таможенного союза в ЕврАзЭС позволило государствам-участникам ЕврАзЭС ставить перед собой еще более масштабные задачи на пути интеграции: ускоренное формирование единого экономического пространства; общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы; формирование единых транспортных, энергетических и информационных систем; координация внешней политики; совместная охрана внешних границ.
Главной целью создания Евразийского экономического сообщества является повышение эффективности продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства через активизацию проведения в жизнь согласованной таможенно-тарифной политики, выработку единой позиции государств-членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями, выступление на международной арене от лица Сообщества и прежде всего по вопросам торгово-таможенной политики в пределах тех полномочий, которые будут представлены соответствующим органам управления государствами-членами.
Значительным преимуществом ЕврАзЭС перед его предшественником Таможенным союзом является общепринятая в современной международной интеграции система принятия решений путем “взвешенного голосования”, при котором государство с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. Это свидетельствует о начале нового этапа во взаимоотношениях этих государств, основанного на реальной оценке ситуации.
Говоря о конкретных преимуществах, которые могут извлечь для себя государства-участники Евразийского экономического сообщества, следует отметить, что в рамках ЕврАзЭС фактически уже действует режим свободной торговли, при котором во взаимной торговле сняты все таможенные пошлины, а также другие тарифные и нетарифные ограничения и изъятия. Преимуществом Евразийского экономического сообщества является то, что в его рамках ведется формирование согласованного торгово-тарифного режима в отношении третьих стран, согласованной системы преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Проводится согласование акцизной политики, правил валютного регулирования и валютного контроля во внешнеэкономической деятельности. Идет работа по координации защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли всеми государствами ЕврАзЭС. При этом перечисленные направления сотрудничества не являются декларативными - по каждому из них, хоть и с различной степенью эффективности, проводятся конкретные мероприятия.
В ЕврАзЭС заложены правовые основы для экономической стабилизации и экономического роста за счет структурной перестройки и взаимодополняемости экономик пяти государств, конкретизации задач интеграции в основных областях экономики.
В Евразийском экономическом сообществе принята достаточно совершенная система контроля за выполнением принимаемых решений. В государствах-членах ЕврАзЭС на основе принимаемых решений разрабатываются внутриреспубликанские планы и программы, предусматривающие регулярную отчетность об их исполнении.
Процессы стабилизации, экономического роста в государствах-членах ЕврАзЭС и углубление интеграции тесно взаимосвязаны. Предстоящие несколько лет в экономической жизни этих государств представляются исключительно важными. Для реализации поставленных целей и других задач на основе преемственности действуют следующие органы управления ЕврАзЭС:
- Межгосударственный Совет;
- Интеграционный Комитет;
- Межпарламентская Ассамблея;
- Суд Сообщества.
Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течении одного года.
Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Существовавший в рамках Таможенного союза такой орган управления, как Совет глав правительств упразднен.
Заседания Межгосударственного Совета проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств не реже двух раз в год.
Постоянно действующим органом ЕврАзЭС является Интеграционный Комитет, на который возложены задачи по обеспечению взаимодействия органов управления сообщества, подготовке предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного Совета, проектов решений и документов, формированию проекта бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением.
Для государств-членов в рамках ЕврАзЭС видится вполне реальной перспектива одновременного начала устойчивого роста экономики, реального производства и показателей торгово-экономического взаимодействия.
Ожидаемые положительные результаты от нового экономического сообщества для Республики Беларусь и других государств-членов ЕврАзЭС можно выразить по трем основным направлениям. Во-первых, оно позволит обеспечить странам-участницам устойчивые торговые связи, во-вторых, даст импульс промышленному развитию этих государств с использованием сложившегося разделения труда и существующих производственных мощностей, в-третьих, может дать позитивные результаты при объединении транспорта и другой инфраструктуры.
Для Республики Беларусь, с ее развитым промышленным потенциалом и преобладанием перерабатывающих отраслей промышленности, участие в Евразийском экономическом сообществе предоставляет хорошую возможность для сбыта своей продукции на рынке ЕврАзЭС.
Центрально-Азиатское сообщество (Россия и страны Средней Азии) расформировано в октябре 2005 г., а его члены вступили в ЕврАзЭС.
Единое экономическое пространство (ЕЭП)
23.02.2003 г. в Москве лидеры России, Беларуси, Украины и Казахстана (Путин, Лукашенко, Кучма, Назарбаев) заявили об открытии новой страницы интеграции на постсоветском пространстве.
19.09.2003 г. в Ялте данные
государства подписали
Далее была создана Группа высокого уровня (ГВУ) по формированию ЕЭП. На заседании ГВУ в декабре 2004 г. в Минске было принято решение о формировании перечня соглашений. Первый перечень соглашений был подписан в 2005 г.
Данный документ предполагает формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, унификацию принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, гармонизацию макроэкономической политики и законодательства ЕЭП.
В рамках соглашения предусмотрено создание единой регулирующей независимой наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая будет регулировать (вырабатывать) общую для всех стран торговую политику.
Основная цель: создание ЗСТ между странами-членами ЕЭП и их вступление в ВТО.
Союзное государство России и Беларуси
см. Информационно-аналитический портал Союзного государства http://www.soyuz.by/
Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана
Создано и функционирует единое таможенное пространство с 01.07.2010 г. между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Международная экономика"