Лекции по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 12:47, курс лекций

Краткое описание

У Липсета аргумент был простой, он исследовал страны и показал, что нужны хотя бы две предпосылки, чтобы произошел успешный рост разностороннего развития (экономических, политических институтов технологий и прочих). Это для того чтобы равномерно распределить богатства и чтобы уровень образования был достаточно высок. При наличии этих двух предпосылок все вроде бы должно заработать.

Содержание

1. Новая институциональная экономическая теория – режим рассеянного света – Богданова Александра
2. Гипотеза модернизации экономики Саймона Липсета и 2 условия ее реализации – Карпенко Ксения
3. Причинно-следственная связь между экономическим ростом и демографическими институтами и проблема неучтенного фактора. Неучтенный фактор в социальной поддержке бедных – Касонде Моника
4. Модель индивида в неоклассической теории. Два свойства индивида в новой институциональной экономической теории – Колесникова Татьяна
5. Пример ограниченной рациональности и органической рациональности. Пример Саймана, с тем как выбирают партнера по браку и с тем как едят ложкой – Конакова Анастасия
6. Оппортунистическое поведение. ( Пример с рынком автомобилей, стоматолога и принципа пирамиды Хеопса в строительстве) – Коренькова Виолетта
7. Альтруистическое поведение на примере разработки браузеров для интернета – Костина Кристина

Вложенные файлы: 1 файл

Chelovek_i_pravila_igry.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

 

 

 

Кафедра гуманитарных и экономических дисциплин

 

 

 

МИКРОЗАЧЕТ

По дисциплине «Институциональная экономика»

На тему «Человек и правила игры»

 

 

 

Выполнила:

ст.гр. ЭК-24

Колесникова Т.

Руководитель:

Медведев И.П.

 

 

 

Белгород 2013г.

Распределение вопросов по видео-лекции и студентов группы:

  1. Новая институциональная экономическая теория – режим рассеянного света – Богданова Александра
  2. Гипотеза модернизации экономики Саймона Липсета и 2 условия ее реализации – Карпенко Ксения
  3. Причинно-следственная связь между экономическим ростом и демографическими институтами и проблема неучтенного фактора. Неучтенный фактор в социальной поддержке бедных – Касонде Моника
  4. Модель индивида в неоклассической теории. Два свойства индивида в новой институциональной экономической теории – Колесникова Татьяна
  5. Пример ограниченной рациональности и органической рациональности. Пример Саймана, с тем как выбирают партнера по браку и с тем  как едят ложкой – Конакова Анастасия
  6. Оппортунистическое поведение. ( Пример с рынком автомобилей, стоматолога и принципа пирамиды Хеопса в строительстве) – Коренькова Виолетта
  7. Альтруистическое поведение на примере разработки браузеров для интернета – Костина Кристина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Новая институциональная экономическая

теория – режим рассеянного света

Существует 2 подхода к исследованию:

1) точная фокусировка  на некоторой области. Можно точно  описать некоторый небольшой  участок (смоделировать его). Но нельзя  понять в каком контексте находится  эта область.

2) Захват общей картины  в целом. Тогда примерно видно  как все устроено, но теряется  возможность в точности все  описать (смоделировать). Новая институциональная  теория принадлежит к режиму  рассеянного света. Так, как когда  меняется вектор, то требуется  более широкое пояснение.

2. Гипотеза модернизации экономики Саймона Липсета

и 2 условия ее реализации

Около 70-ти стран за последние 50 лет делали попытки модернизации. Получилось 5 попыток из 70-ти.

Модернизационная гипотеза возникла в 1959 году. Её сформулировал социолог Саймон Липсет, следующим способом:

Первое предложение, что сначала нужно добиться экономического роста. Потом запустить хорошие экономические институты, запустить демократию и только тогда получается скачок.

Так строилась гипотеза Липсета.

У Липсета аргумент был простой, он исследовал страны и показал, что нужны хотя бы две предпосылки, чтобы произошел успешный рост разностороннего развития (экономических, политических институтов технологий и прочих). Это для того чтобы равномерно распределить богатства и чтобы уровень образования был достаточно высок. При наличии этих двух предпосылок все вроде бы должно заработать.

Позже стали исследовать аргументы Липсета и оказалось, где лучше проживали европейцы от туда и пошло развитие. А где плохо проживали европейцы там не сработала механика модернизационной гипотезы.

 

3. Причинно-следственная  связь между экономическим

ростом и демографическими институтами и проблема

неучтенного фактора. Неучтенный фактор

в социальной поддержке бедных

Может ли экономический рост привести к предпосылкам сам по себе, чтобы потом началось развитие. В наиболее хорошие времена для Российской экономики разница между богатыми и бедными продолжала расти.  Деньги для бедных, которые давало государство, достаются бюрократам, которые получают откаты и еще немного достается среднему классу. Любой экономический рост — это как поезд, который летит по определенным путям, он не приведет туда куда нужно, к социальному выравниванию и затем к положительным политическим институтам. Нет переходников, через которые результаты экономического роста будут полезны для людей.

Что касается политической демократии. Устойчивая демократия установилась в тех странах, которые прошли через так называемую цензовую демократию, то есть где постепенно расширялось избирательное право. Берем российскую историю и начинаем понимать, как работают политические схемы, когда нет связей между вкладом человека в государственный бюджет и его поведением. Возьмем пример СССР. Люди практически не платили налоги, потому что государство было собственником всего, что было на территории Союза. Выходим в период активной политической борьбы. Ни одна политическая сила не решается сказать, что граждане должны платить значительные налоги, если они хотят значительных благ: здравоохранение, образование и т. д. Что происходит на политических рынках? Поскольку нет связи между тем, что человек просит и что просят от него, первыми на этом рынке появляются популисты. Они предлагают все и сразу. И никто не спрашивает как, за счет чего. Следующим появляется денежный мешок, олигарх, который говорит, что популисты сейчас все испортят. Поэтому дорогой избиратель, лучше синица в руке, чем журавль в небе. На тебе этого, немного этого и отдай голоса определенным  партиям. Потом появляется власть, которая говорит, что у нас покупаются голоса. Вследствие этого мы начинаем регулировать процесс. Так круг замкнулся, и институт не может работать, так как нет связи. Доказано это отсутствием каузальной связи между экономическим ростом и политической демократией.

Непонятно как решать проблему модернизации.

Вывод: Существует неучтенный фактор. Существует предположение, что неучтенным фактором в этой схеме является формальные правила и институты, неформальные практики (неформальные институты) и представления людей о мире. От этих вещей зависит, удается стране решить модернизационные проблемы или нет. Таким образом, институциональная экономика пытается решить вопросы о путях решения модернизационной проблемы.

4. Модель индивида  в неоклассической теории.

Два свойства индивида в новой институциональной

экономической теории

Основатели новой экономической теории обозначили 2 открытие черты (свойства) человека:

  1. Человек не слишком умен, он не Бог, не всеведущ. Информация ему достается не бесплатно. Он не обладает неограниченными способностями, и не может бесконечно успешно решать оптимизационные задачи. Говоря словами Саймана: «Человек ограничен рационально». Или как сказал Сабуров: «Глупость – это такой тип ума». Люди выживают в условиях ограниченной рациональности, используя, имеющиеся у них, средства.
  2. Все люди ведут себя оппортунистически (оппортунистическое поведение – поведение человека с применением хитрости и коварства). Человек не ангел, он склонен к нечестному поведению.

5. Пример ограниченной рациональности и органической рациональности. Пример Саймана, с тем как выбирают партнера по браку и с тем  как едят ложкой

 Пример ограниченной  рациональности и органической  рациональности.

Человек не слишком умен – он ограниченно рационален.

Пример Саймана. Как человек принимает решение жениться, или выйти замуж? Если исходить из того. Что человек полностью рационален он решает оптимизационную задачу, но это не так, никто не собирает полную информацию и не решает оптимизационную задачу.

Сайман утверждает, что совершается несколько случайных испытаний, после этого устанавливается уровень притязаний и первой особой соответствующего  уровня притязания, а дальше браки заключаются уже на небесах. Фраза Евгения Федоровича Сабурова: «Глупость – это такой тип ума, на самом деле объясняет, как люди выживают в условиях ограниченной доступности ко всей информации, у них есть другие алгоритмы как то себя вести.»

Со временем теория ограниченной рациональности  развилось очень много исследований, как она устроена. Появилось специальное направление нейроэкономика, которая исследует, как человек принимает решения не имея времени, информации для принятия решений.

Пример: Имеется три группы студентов, дают им одинаковые задания (они должны принять решения о покупки квартиры при разных ценах, места положения). При этом три группы находятся в разных условиях: первой группе дали три часа для решения данной задачи; второй группе час; третьей группе дают час и при этом постоянно мешают. В результате точнее всего данную задачу решает третья группа. Потому что типы рациональности у человека работают совершенно не так, он делает это несколько иными способами.

Органическая рациональность.

Пример (как едят ложкой): Если вы собираетесь ужинать, попробуйте, поднося ложку или вилку ко рту, каждый раз контролируя это движение сознания, в обычной жизни вы не промахиваетесь, но  с высокой вероятностью вы промахнетесь, если вы будете давать команду об этом в течение получаса.

Вывод: То, что вы можете сделать без сознательного контроля при наличии сознательного контроля получается не всегда. Человек не умен, он не полностью рационален. Есть случаи, когда он очень похож на рационального человека. Есть покупки при которых человек действует как полностью рациональный.

Пример: Если вы покупаете очень дорогой электронный прибор, автомобиль. Тогда вы собираете информацию об этом товаре, это очень похоже на рациональный выбор, но это очень редкий случай. В основном действует либо ограниченная рациональность, либо органическая. То есть в экономике и в социальной сфере живут неумные люди, а люди, которые руководствуются глупостью.

 

6. Оппортунистическое поведение. ( Пример с рынком автомобилей, стоматолога и принципа пирамиды Хеопса в строительстве)

Давным-давно было замечено, что люди не склонны к соблюдению правил, и то, что они ведут себя оппортунистически, т. е. как сказал основатель этой теории  Оливер Вильям поведение с применением хитрости и коварства.

Рассмотрим, как две разновидности поведения людей поменяли представление о том, как работает конкуренция на ранках. Так лауреат нобелевской премии в 2002г. Дж. Акерлоф расскажет нам это на основе  «модели ранка лимонов».Конкуренция в некоторых случаях работает в сильный плюс, а в некоторых в сильный минус. Рассмотрим это на примере рынка подержанных автомобилей. Существуют плохие автомобили «лимоны» и хорошие «сливы», определить на вид нельзя, они все блестят и хороши. Мы можем определить только тогда, когда мы сядем и поедим на автомобиле, и вдруг он заглохнет навсегда. Вот тогда мы точно узнаем, что этот автомобиль плохой. Акерлоф показал, что в результате многоходовой игры мы получим победу плохих автомобилей над хорошими.  Хорошие будут вытеснены с рынка, потому что более качественные автомобили продаются по более высоким ценам, а потребитель ориентируется на цену ,как на товары более хорошего качества, а поднять цены на плохие автомобили происходит без проблем.

В итоге побеждают слабый, тот, кто делает хуже, тот, кто продает плохие товары, так как взаимодействуют два признака ограничение рациональности покупателя и оппортунистическое поведения продавца. Оппортунистическое  встречается не всегда.

Рассмотрим другой пример. С этим примером вы сталкивались, если лечили зубы или строили дом. Не всегда можно сменить бригаду рабочих, ведь на их место придут другие и скажут что все сделанное ранее это не правильно. Так будет и с зубами. Это поведение основано на скрытой информации.

Так один из принципов был основан Хеопсом. Сущность его в том, что со времени пирамиды Хеопса еще не одно здание в мире не было построено с соблюдение срока и сметы.

7. Альтруистическое  поведение на примере разработки 

браузеров для интернета

        Альтруистическое  поведение встречается довольно  часто. Причем раньше считалось, что оно встречалось в традиционных  странах, где люди готовы пожертвовать  собой ради человеческой общности.  Но это не так. Сейчас наиболее  интересные исследования пишутся  про то, какая новая экономика  возникла в интернете. Люди общаясь, начинают создавать продукт. Кто-то  передает важную информацию в  общее пользование, бесплатно, а  дальше коммерческие результаты  могут продаваться. В итоге возникают  многие продукты, например: браузеры, которые произведены на основе  альтруистического поступка. Эта  схема наверняка работала и  раньше, но она экономистами не  исследована.    

Люди намного лучше понимают, что такое эгоистическое, оппортунистическое поведение, а вот, что такое альтруистическое поведение и какой она дает экономический результат, пока еще до конца не исследованы. 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Институциональной экономике"