Лекции по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 23:02, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 Введение в макроэкономику

1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций по Макроэкономике (Тема 1) Введение в макроэкономику.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Например, функция потребления С = 0,7Y + 100 пред­полагает, что она в рассматриваемый период зависит от дохода (Y) и параметра поведения домохозяйств предельной склон­ности к потреблению, который не объясняется дохо­дами (0,7), часть потребления, не зависящая от дохода (100), она — структурный параметр. Но и 0,7, и 100 могут в следующий рассматриваемый период измениться, то есть носят по времени кусочно-постоянный характер.

Таким образом, каузальная связь между макроэконо­мическими переменными неизбежно ставит смежные про­блемы:

1. Связь между микро- и макроэкономическими поведени­ями;

2. Определение экзогенных переменных, соответствующих величинам, которые ожидают субъекты.

Микроэкономические основы макроэкономических от­ношений — направление изысканий, согласованное с прин­ципом оптимизации деятельности субъекта. Например, уровня национальной безработицы между группами, работающими по найму.

Другой важный аспект — инвариантность модели, — обязательно базируется на прочных макроэкономических ос­новах. То есть выбор экономической политики не должен изменять поведение субъекта, которое легло в основу мак­роэкономических отношений и определило отправные эко­номические параметры.

В третьем типе уравнений — условия равновесия реализуются, когда най­дены величины эндогенных переменных, которые, соб­ственно, и решают модель. Они являются решающими, поскольку предполагают, во-первых, механизм регулиро­вания, посредством которою достигается равновесие, во-вторых, различные варианты движения к нему.

Механизм регулирования зависит от избранной перемен­ной регулирования, например, цен. Рынок представляется тремя уравнениями:

1. спросом;

2. предложением;

3. ценами — переменными параметрами регулирования, которые определяют равенство спроса и предложения.

Следовательно, условие равновесия содержит механизм регулирования, который не обязательно направлен на цель, например, на рынке с фиксированными ценами регулиру­ется количество. Иногда предполагается, что совокупное предложение ав­томатически следует за совокупным спросом, т. е. регулиро­вание является, как бы, немедленным и автоматическим.

Формы равновесия определяются функционированием механизма регулирования.

• Если он плох или вообще не функционирует, то мы имеем ситуацию неравновесия, вызванную недостаточным изменением переменной регулирования или ее зас­тывшим характером. Например, негибким уровнем зарп­латы в Беларуси, неспособностью установить равновесие между спросом и предложением.

• Кроме того, равновесие может носить множественный характер, как например, при пересечении нетипичных кривых предложения и спроса в двух точках; мы имеем здесь два возможных равновесия и каждый из них явля­ется возможным вариантом решения.

• При невыполнении всех трех условий равновесия, оно может быть временным, и экономическая система будет двигаться от одного временного равновесия к другому. Оно возможно при негибкости механизма регулирова­ния, например цен; низкой скорости регулирования или слабой информированности субъектов об их динамике. Понятие временного равновесия появляется во многих конкретных ситуациях негибкости и неопределенности.

Если в анализ ввести время и изучать экономическую систему в движении, т. е. применить динамический под­ход, то окажется, что экономическая система описанной модели находится в постоянном стремлении к равновесию. Если системе сообщается внешний импульс и она вынужденно движется к новому состоянию равновесия, то можно говорить о стабильном равновесии. Если этого нет, то экономика не стабильна.

Использование линейных и нелинейных динамических уравнений необходимо для изучения динамики экономи­ческих переменных. Но анализ иногда усложняется хаоти­ческими характерами динамики, поскольку все возмуще­ния имеют перманентные воздействия, приводящие к тому, что движение экономики становится результатом накопле­ния возмущений. Возникла даже гипотеза: совокупность событий в прошлом влияет на поведение людей в настоя­щем.

Все это позволяет принять во внимание три вопроса, на которые модель дает ответ:

1. Каковы переменные, которые позволяют экономической системе двигаться к равновесию? Это, по существу, и есть механизм регулирования.

2. Как субъекты формируют свои ожидания? Учет ожида­ний.

3. Как формируется память в экономической системе? Учет прошлого.

Макроэкономические модели представляют собой формализо­ванные (логически, графически и алгебраически) описания различ­ных экономических явлений и процессов с целью выявления фун­кциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрошенным, абстрактным от­ражением реальности, так как все многообразие конкретных дета­лей не может быть одновременно принято во внимание при про­ведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая мо­дель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно правильных ответов, адресованных конкретным странам в конкретный период времени. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных спо­собов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфля­ции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических перемен­ных, вероятностные значения которых устанавливаются в резуль­тате решения модели. В качестве внешних (экзогенных) перемен­ных, величина которых определяется вне модели, нередко высту­пают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального Банка - изменения в вели­чинах государственных расходов, налогов и денежной массы.

Обеспечиваемая с помощью моделей многовариантность спо­собов разрешения экономических проблем позволяет добивать­ся необходимой альтернативности и гибкости макроэкономичес­кой политики. Использование макроэкономических моделей дает возможность оптимизировать сочетания инструментов бюджет­но-налоговой, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики, успешно координировать меры правительства и Цен­трального Банка по управлению циклическими колебаниями эко­номики. Наиболее перспективными с этой точки зрения являют­ся модели, учитывающие динамику инфляционных ожиданий эко­номических агентов. Их использование в макроэкономическом прогнозировании позволяет снизить риск возникновения феномена неожиданной инфляции, которая оказывает наиболее раз­рушительное влияние на экономику, а также смягчить являющу­юся одной из самых сложных в макроэкономике проблему не­доверия к политике правительства и Национальною Банка.

Такие обобщенные макроэкономические модели, как модель круговых потоков, AD-AS, крест Кейнса, IS-LM, кривые Филлипса, Лаффера, модель Солоу и т.д., представляют собой общий ин­струментарий макроэкономического анализа и не имеют какой-либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между экономическими перемен­ными в разных странах. Оценка любой макроэкономической мо­дели должна даваться не по критерию ее сиюминутной "пригод­ности" или "непригодности" для экономики конкретной страны, в том числе и России, а по критерию ее полезности в процессе по­знания экономической динамики и управления ее показателями.

Объективная трудность состоит в том, чтобы обеспечить дос­таточность предпосылок построения модели с точки зрения постав­ленной цели и избежать ошибочных выводов для макроэкономи­ческой политики. В то же время модель может быть достаточно реалистичной, но слишком сложной, тогда как простота модели - одно из важнейших требований к ней с точки зрения возможнос­тей ее использования в процессе исследования. Однако и чрезмер­ная упрощенность модели может привести к исключению из ана­лиза существенных факторов, вследствие чего выводы окажутся неверными. Поэтому наиболее сложным моментом построения любой модели является определение круга факторов, существен­ных для макроэкономического анализа конкретной проблемы.

 

1.2.3 Потоки и запасы в модели

Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связан­ная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату - начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д.

Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно "течение" экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д.

Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджет­ных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государствен­ного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимо­связь запасов и потоков составляет основу исходной макроэко­номической модели круговых потоков.

В основу макроэкономического анализа заложена простей­шая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВВП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы - и не предполагает государствен­ного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (Рис.1).

Рис.1 Модель круговых потоков

Экономика является замкнутой систе­мой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других. Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток по­требительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществ­ляются одновременно и непрерывно в противоположных направ­лениях. Основным выводом из модели является равенство сум­марной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики (т.е. без каких-либо связей с внешним миром) без государствен­ного вмешательства величина общего объема производства в де­нежном выражении равна суммарной величине денежных дохо­дов домашних хозяйств.

Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов - правительство и остальной мир - то указанное равен­ство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образу­ются "утечки" в виде сбережений, налоговых платежей и импор­та. "Утечки" - любое использование дохода не на покупку про­изведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" - инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции" любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется (Рис.2). Государство устанавливает "правила игры" на национальном рынке: определяет налоговую политику, тарифные ставки, квоты, дотации, а также законы, согласно которым действуют участники экономических отноше­ний. Государство, в лице правительства, выступает одним из субъектов рынка, т. е. активно действующей стороной, отстаивающей националь­ные интересы.

Домашние хозяйства — основной потребитель рыночных продуктов являются собственниками факторов производства — труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствую­щие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения.

Фирмы, в свою очередь, поставляют продукцию на рынок благ и услуг, получая взамен их денежный эквивалент. Основным покупателем на дан­ном рынке выступают домашние хозяйства, которые потребляют значи­тельную часть благ. Кроме того, фирмы предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств.

Государство в лице различных организаций взаимодействует с домаш­ними хозяйствами через налоги, которые оно получает с индивидуальных доходов граждан, обеспечивая им со своей стороны социальную защиту в виде пенсий, пособий, стипендий, бесплатного медицинского обслужива­ния и образования.

Налоги, которые выплачиваются фирмами правительству, уравновеши­ваются дотациями со стороны государства, инвестированием различных проектов и кредитами, выделяемыми центральной финансовой системой. Сбор налогов осуществляется государством для производства обществен­ных благ. Последние в отличие от благ, производимых в предприниматель­ском секторе, даются потребителям "бесплатно", т. е. без непосредствен­ной оплаты каждой потребляемой единицы блага. Государство как произ­водитель общественных благ способствует повышению продуктивности предпринимательского сектора и домашних хозяйств.

Информация о работе Лекции по "Макроэкономика"