Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:18, курс лекций
Международная экономика – это глобальный хозяйственный механизм, представленный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений. Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят национальные хозяйства, которые отличаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также масштабами, формами. Реализация национальных интересов на мировом рынке требует понимания механизмов интеграции национального рынка в мировой. Национальная экономика становится внутренней органической частью мирового хозяйства.
Специфика услуг: услуги производятся и потребляются одновременно, не подвергаются хранению; услуги неосязаемы и невидимы; для услуг характерна неоднородность, изменчивость качества; не все виды услуг могут быть вовлечены в международную торговлю, к примеру, коммунальные услуги; при торговле услугами отсутствуют посредники; международная торговля услугами не подлежит таможенному контролю; международная торговля услугами больше, чем торговля товарами, защищена государством от иностранных конкурентов.
Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов: коммерческие услуги; услуги почт и связи; строительные работы и сооружения; торговые услуги; услуги в сфере образования; услуги по охране окружающей среды; услуги в области финансового посредничества; услуги в области здравоохранения и социальной области; услуги, связанные с туризмом; услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий; услуги транспорта; прочие, никуда не включенные услуги. В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
Международный обмен услугами в основном осуществляется между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Развитые страны выступают основными экспортерами услуг. На их долю приходится около 70% мировой торговли услугами, причём наметилась устойчивая тенденция к сокращению их роли за счёт бурного развития ряда развивающихся стран. Объем международной торговли услугами превышает 1,6 трлн. $, темпы роста также динамичны. По темпам роста и по объёму в мировом хозяйстве лидируют следующие виды услуг: финансовые, компьютерные, бухгалтерские, аудиторские, консультативные, юридические. Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня её экономического развития. В развитых странах преобладают финансовые, телекоммуникационные, информационные и деловые услуги. Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных и туристических услугах.
Вопрос 4. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В частности, товаром становится технология. С одной стороны, технология - это набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; а с другой – материализованные или овеществленные научно-технические знания (машины, оборудование и др.). Обычно технология выступает на мировом рынке в виде комплекса научно- технических знаний о приемах и методах производства и также формах его организации и управления.
Современная экономика становится все более инновационной, то есть растет степень ее способности генерировать и усваивать новое знание и технологию вследствие роста скорости распространения и интенсивности внутринационального и международного потока знаний и технологий, осуществляемых посредством взаимодействия субъектов национальной и мировой экономики. Высокий уровень развития технологического ресурса в национальной экономике напрямую взаимосвязан с удельным весом в ней высокотехнологичных, среднетехнологичных и низкотехнологичных отраслей. Высокотехнологичные отрасли: фармацевтика, электромашиностроение, радио, телевизоры и коммуникационное оборудование, самолетостроение, научные инструменты, компьютеры и офисное оборудование. Среднетехнологичные отрасли: химическая промышленность, исключая фармацевтику, производство каучука и пластмасс, цветная металлургия, неэлектрическое машиностроение, транспортное оборудование, автомобилестроение. Низкотехнологичные отрасли: пищевая продукция, напитки и табак, текстиль и кожевенно-обувная, деревообработка и мебельная, бумажная и полиграфическая, неметаллические минеральные продукты, сталелитейная промышленность, черная металлургия, судостроение.
Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде. Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, физические лица – специалисты. Объектами такого рынка являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществленной (информация, знания, производственный опыт) форме.
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) предусматривает следующие объекты интеллектуальной собственности: литературные, художественные произведения и научные труды; исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения; пресечение недобросовестной конкуренции (способ защиты интеллектуальной собственности). Новыми объектами интеллектуальной собственности, защита которых менее урегулирована, являются компьютерные программы, интегральные микросхемы, репрография, новые разработки в области вещания (спутники, кабельное распределение), биотехнологии.
Формы международной передачи технологий:
1. Патентная торговля. Патент – это свидетельство, выдаваемое компетентными органами изобретателю и удостоверяющее право на использование этого изобретения. 2. Лицензионная торговля. Лицензия – это разрешение, выдаваемое владельцем технологии заинтересованной стороне, на использование этой технологии в течение определённого времени за определённую плату. 3. Франчайзинг – это контракт на передачу торговой марки и оказание постоянной помощи в ведении бизнеса (оказание технической помощи, подготовка кадров, менеджмент и т.д.) Товарный знак – это символ определённой организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без разрешения владельца. Это могут быть рисунки, сочетания букв, графическое изображение. 4. Инжиниринг – совокупность различных видов технической деятельности, услуги в области строительства, наладки, монтажа оборудования, освоения и эксплуатации новой техники. 5. «Ноу-хау» - совокупность технического опыта, секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определённые преимущества. 6. Лизинг – долгосрочная аренда технических объектов (машин, оборудования, сооружений, технологических линий и т.д.) с правом последующего выкупа. 7. Контракты «под ключ» - заключение соглашений на строительство объекта по новейшим технологиям, который после его полной готовности к эксплуатации передаётся заказчику. 8. Международное техническое содействие – различные технические программы, призванные оказывать техническую помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Такие программы, как правило, разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, МБРР и другими международными организациями.
Формы передачи технологии могут быть коммерческими и некоммерческими. Основные формы коммерческой передачи технологии – это продажа технологий в материализованном и неовеществленном виде, научно-производственная кооперация и т.д. Именно на коммерческой основе, когда покупатель оплачивает предоставляемые продавцом научно-технические знания, передается большая часть последних на мировом рынке. Некоммерческие формы включают пользование доступными источниками сведений (специальная литература, справочники, базы данных, Интернет); конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка, практика студентов и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др. Основной поток научно-технических знаний, передаваемых на некоммерческой основе, охватывает фундаментальные НИОКР, научные открытия, деловые игры. Распространены в мире и нелегальные формы передачи технологии. Речь идет о промышленном шпионаже и «пиратстве», к которым особенно причастны новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.
Тема 7. Национальное и международное регулирование торговли.
Вопросы темы:
Вопрос 1. Внешнеэкономическая политика государства. Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран, на практике международная торговля не развивается без вмешательства государства. Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Цели внешнеторговой политики: защита общенациональных интересов и превращение внешней торговли в фактор экономического развития и роста; улучшение положения страны в МРТ; изменение степени и способа включения страны в МРТ; защита интересов национальных производителей и потребителей; улучшение структуры экспорта; обеспечение населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами; повышение бюджетных доходов от внешней торговли.
Государственное регулирование имеет различные формы: одностороннее регулирование (государство предпринимает какие-либо меры автономно, без согласования с торговыми партнерами); двухстороннее регулирование (все меры торгового регулирования согласованы); многостороннее регулирование (мероприятия государства регулируются многосторонними международными соглашениями).
Направления внешнеторговой политики: 1. Политика свободной торговли (фритредерство) – государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. 2. Протекционизм – государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.
Государственное регулирование внешней торговли осуществляется тарифными и нетарифными методами. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, напротив которого указаны ставки таможенных пошлин. Тариф, как правило, имеет несколько колонок, т.е. несколько ставок таможенных пошлин на один и тот же товар. Таможенная пошлина – это налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основными функциями таможенной пошлины являются: фискальная – с помощью таможенных пошлин идёт пополнение государственного бюджета; защитная – относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных; балансировочная – относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт. Положительные моменты тарифного регулирования: тариф защищает новые молодые отрасли; стимулирует национальное производство; является важным источником бюджетных доходов; защищает национальную безопасность, международный престиж страны. Но использование тарифов имеет недостатки: замедляется экономический рост; одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам; увеличивает налоговое бремя на потребителей.
Классификация таможенных пошлин: 1. По способу взимания: адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (веса, объёма, штуки и т.д.); комбинированные (смешанные) - сочетают оба вида таможенного обложения. 2. По объекту обложения: экспортные – на вывозимые товары; импортные – на ввозимые товары; транзитные– на товары, перевозимые через территорию страны. 3. По характеру: сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной продукцией; компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров; антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если импорт наносит ущерб отечественным производителям. 4. По происхождению: автономные – вводятся на основании односторонних решений государства; конвенционные (договорные) - введённые на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом на основе многосторонних соглашений. 5. По типам ставок: постоянные - не изменяются в зависимости от обстоятельств; переменные – могут изменяться государством (например, при изменении уровня мировых цен, государственных субсидий)
Нетарифные методы регулирования: внешнеторговые, административные и финансовые методы. К внешнеторговым методам относятся:
1) лицензирование внешней торговли – когда необходимо получить разрешение на право экспорта или импорта товаров; 2) квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз или вывоз товара в стоимостном или натуральном выражении; 3) «добровольное» ограничение экспорта – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая под угрозой применения более жёстких мер. Административными мерами являются: 1. технические стандарты – это требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки, маркировки товаров, о соблюдении определённых санитарно-гигиенических норм, требования к оформлению товарораспорядительных документов; 2. государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами; 3. эмбарго - запрет на ввоз или вывоз товаров. К финансовым мерам относятся: субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национального производства; льготное кредитование; страхование внешнеторговых сделок и др.