Лекции по "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:18, курс лекций

Краткое описание

Международная экономика – это глобальный хозяйственный механизм, представленный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений. Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят национальные хозяйства, которые отличаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также масштабами, формами. Реализация национальных интересов на мировом рынке требует понимания механизмов интеграции национального рынка в мировой. Национальная экономика становится внутренней органической частью мирового хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii_mezd_ekonomika.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)
  • углубление международного разделения труда ведёт к образованию новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг;
  • длительный экономический подъём в большинстве стран, который привёл к повышению темпов роста, деловой активности, платёжеспособности населения,  спрос на услуги растёт;
  • развитие НТП, который приводит к появлению новых видов услуг и расширению сфер их применения;
  • развитие других форм МЭО

Специфика услуг: услуги  производятся и потребляются одновременно, не подвергаются хранению; услуги неосязаемы и невидимы; для услуг характерна неоднородность, изменчивость качества; не все виды услуг могут быть вовлечены в международную торговлю, к примеру, коммунальные услуги; при торговле услугами отсутствуют посредники; международная торговля услугами не подлежит таможенному контролю; международная торговля услугами больше, чем торговля товарами, защищена государством от иностранных конкурентов.

Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов: коммерческие услуги; услуги почт и связи; строительные работы и сооружения; торговые услуги; услуги в сфере образования; услуги по охране окружающей среды; услуги в области финансового посредничества; услуги в области здравоохранения и социальной области; услуги, связанные с туризмом; услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий; услуги транспорта; прочие, никуда не включенные услуги. В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

Международный обмен  услугами в основном осуществляется между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Развитые страны выступают основными экспортерами услуг. На их долю приходится около 70% мировой торговли услугами, причём наметилась устойчивая тенденция к сокращению их роли за счёт бурного развития ряда развивающихся стран. Объем международной торговли услугами превышает 1,6 трлн. $, темпы роста также динамичны. По темпам роста и по объёму в мировом хозяйстве лидируют следующие виды услуг: финансовые, компьютерные, бухгалтерские, аудиторские, консультативные, юридические. Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня её экономического развития. В развитых странах преобладают финансовые, телекоммуникационные, информационные и деловые услуги. Для развивающихся стран характерна  специализация на транспортных и туристических услугах.

Вопрос 4. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В частности, товаром становится технология. С одной стороны, технология  - это набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; а с другой – материализованные или овеществленные научно-технические знания (машины, оборудование и др.). Обычно технология выступает на мировом рынке в виде комплекса научно- технических знаний о приемах и методах производства и также формах его организации и управления.

Современная экономика  становится все более инновационной, то есть растет степень ее способности генерировать и усваивать новое знание и технологию вследствие роста скорости распространения и интенсивности внутринационального и международного потока знаний и технологий, осуществляемых посредством взаимодействия субъектов национальной и мировой экономики. Высокий уровень развития технологического ресурса в национальной экономике напрямую взаимосвязан с удельным весом в ней высокотехнологичных, среднетехнологичных и низкотехнологичных отраслей. Высокотехнологичные отрасли: фармацевтика, электромашиностроение, радио, телевизоры и коммуникационное оборудование, самолетостроение, научные инструменты, компьютеры и офисное оборудование. Среднетехнологичные отрасли: химическая промышленность, исключая фармацевтику, производство каучука и пластмасс, цветная металлургия, неэлектрическое машиностроение, транспортное оборудование, автомобилестроение. Низкотехнологичные отрасли: пищевая продукция, напитки и табак, текстиль и кожевенно-обувная, деревообработка и мебельная, бумажная и полиграфическая, неметаллические минеральные продукты, сталелитейная промышленность, черная металлургия, судостроение.

Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических  отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде. Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, физические лица – специалисты. Объектами такого рынка являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществленной (информация, знания, производственный опыт) форме.

Конвенция об учреждении Всемирной  организации интеллектуальной собственности (ВОИС) предусматривает следующие объекты интеллектуальной собственности: литературные, художественные произведения и научные труды; исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения; пресечение недобросовестной конкуренции (способ защиты интеллектуальной собственности). Новыми объектами интеллектуальной собственности, защита которых менее урегулирована, являются компьютерные программы, интегральные микросхемы, репрография, новые разработки в области вещания (спутники, кабельное распределение), биотехнологии.

Формы международной  передачи технологий:

1. Патентная торговля. Патент – это свидетельство, выдаваемое компетентными органами изобретателю и удостоверяющее право на использование этого изобретения. 2. Лицензионная торговля. Лицензия – это разрешение, выдаваемое владельцем технологии заинтересованной стороне, на использование этой технологии в течение определённого времени за определённую плату. 3. Франчайзинг – это контракт на передачу торговой марки и оказание постоянной помощи в ведении бизнеса (оказание технической помощи, подготовка кадров, менеджмент и т.д.) Товарный знак – это символ определённой организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без разрешения владельца. Это могут быть рисунки, сочетания букв, графическое изображение. 4. Инжиниринг – совокупность различных видов технической деятельности, услуги в области строительства, наладки, монтажа оборудования, освоения и эксплуатации новой техники. 5. «Ноу-хау» - совокупность технического опыта, секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование  которых обеспечивает определённые преимущества. 6. Лизинг – долгосрочная аренда технических объектов (машин, оборудования, сооружений, технологических линий и т.д.) с правом последующего выкупа. 7. Контракты «под ключ» - заключение соглашений на строительство объекта по новейшим технологиям, который после его полной готовности к эксплуатации передаётся заказчику. 8. Международное техническое содействие – различные технические программы, призванные оказывать техническую помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Такие программы, как правило, разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, МБРР и другими международными организациями.

Формы передачи технологии могут быть коммерческими и некоммерческими. Основные формы коммерческой передачи технологии – это продажа технологий в материализованном и неовеществленном виде, научно-производственная кооперация и т.д. Именно на коммерческой основе, когда покупатель оплачивает предоставляемые продавцом научно-технические знания, передается большая часть последних на мировом рынке. Некоммерческие формы включают пользование доступными источниками сведений (специальная литература, справочники, базы данных, Интернет); конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка, практика студентов и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др. Основной поток научно-технических знаний, передаваемых на некоммерческой основе, охватывает фундаментальные НИОКР, научные открытия, деловые игры. Распространены в мире и нелегальные формы передачи технологии. Речь идет о промышленном шпионаже и «пиратстве», к которым особенно причастны новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.

 

 

Тема 7. Национальное и международное регулирование   торговли.

Вопросы темы:

  1. Внешнеэкономическая политика государства.
  2. Международное регулирование торговли.
  3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь.

 

Вопрос 1. Внешнеэкономическая  политика государства. Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран, на практике международная торговля не развивается без вмешательства государства. Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Цели  внешнеторговой политики: защита общенациональных интересов и превращение  внешней торговли в фактор экономического развития и роста; улучшение положения страны в МРТ;  изменение степени и способа включения страны в МРТ; защита интересов национальных производителей и потребителей; улучшение структуры экспорта;  обеспечение населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами; повышение бюджетных доходов от внешней торговли.

Государственное регулирование  имеет различные формы: одностороннее регулирование (государство предпринимает какие-либо меры автономно, без согласования с торговыми партнерами); двухстороннее регулирование (все меры торгового регулирования согласованы); многостороннее регулирование (мероприятия государства регулируются многосторонними международными соглашениями).

Направления внешнеторговой политики:  1. Политика свободной торговли (фритредерство) – государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. 2. Протекционизм – государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Государственное регулирование  внешней торговли осуществляется  тарифными и нетарифными методами. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, напротив которого указаны ставки таможенных пошлин. Тариф, как правило, имеет несколько колонок, т.е. несколько ставок таможенных пошлин на один и тот же товар. Таможенная пошлина – это налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основными функциями таможенной пошлины являются: фискальная – с помощью таможенных пошлин идёт пополнение государственного бюджета; защитная – относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных; балансировочная – относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт. Положительные моменты тарифного регулирования: тариф защищает новые молодые отрасли; стимулирует национальное производство; является важным источником бюджетных доходов; защищает национальную безопасность, международный престиж страны. Но использование тарифов имеет недостатки: замедляется экономический рост; одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам; увеличивает налоговое бремя на потребителей.

Классификация таможенных пошлин: 1. По способу взимания: адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (веса, объёма, штуки и т.д.); комбинированные (смешанные) - сочетают оба вида таможенного обложения. 2. По объекту обложения: экспортные – на вывозимые товары; импортные – на ввозимые товары; транзитные– на товары, перевозимые через территорию страны. 3. По характеру: сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной продукцией; компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались  субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров;  антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если импорт наносит ущерб отечественным производителям. 4. По происхождению: автономные – вводятся на основании односторонних решений государства; конвенционные (договорные) - введённые на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом на основе многосторонних соглашений. 5. По типам ставок: постоянные - не изменяются в зависимости от обстоятельств; переменные – могут изменяться государством (например, при изменении уровня мировых цен, государственных субсидий)

Нетарифные методы регулирования: внешнеторговые, административные и финансовые методы. К внешнеторговым методам относятся:

1) лицензирование внешней  торговли – когда необходимо  получить разрешение на право экспорта или импорта товаров; 2) квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз или вывоз товара в стоимостном или натуральном выражении; 3) «добровольное» ограничение экспорта – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая под угрозой применения более жёстких мер. Административными мерами являются: 1. технические стандарты – это требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки, маркировки товаров, о соблюдении определённых санитарно-гигиенических норм, требования к оформлению товарораспорядительных документов; 2. государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами; 3. эмбарго - запрет на ввоз или вывоз товаров. К финансовым мерам относятся: субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национального производства; льготное кредитование; страхование внешнеторговых сделок и др.

Информация о работе Лекции по "Международная экономика"