Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:27, курс лекций

Краткое описание

Мировая экономика. Сущность и этапы развития.
Современное мировое хозяйство возникло после промышленного переворота, в ходе перерастания капитализма в монополистический капитализм.
Мировая экономика — совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, для которых характерно расширение международных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

экзамены.docx

— 370.10 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим определения  других понятий, тесно связанных  с системой и ее характеристиками.

Объект.

Объектом познания является часть реального мира, которая  выделяется и воспринимается как  единое целое в течение длительного  времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным  набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости  для цели познания. Поэтому система  как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для  наблюдения свойств.

Внешняя среда.

Понятие «система» возникает  там и тогда, где и когда  мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между  неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с  их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать  систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет  свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия  на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции  систем можно расположить по возрастающему  рангу следующим образом:

  • пассивное существование;
  • материал для других систем;
  • обслуживание систем более высокого порядка;
  • противостояние другим системам (выживание);
  • поглощение других систем (экспансия);
  • преобразование других систем и сред (активная роль).

Всякая система может  рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный  цех» входит как подсистема в систему  более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем  фигурирует более или менее  самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

 

 

  1. Элементы, связи и характеристики систем.

 

Компонентами системы являются элементы и связи. Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система  взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба  компонента.

Под структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое  сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.

Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.

Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.

Прямые  связи  предназначены  для  заданной  функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.

Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.

Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.

Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.

Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.

Рис. — Функционирование системы

Вход — все, что изменяется при протекании процесса (функционирования) системы.

Выход — результат конечного состояния процесса.

Процессор — перевод входа в выход.

Система осуществляет свою связь со средой следующим образом.

Вход  данной системы является в то же время выходом предшествующей, а  выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествующих и последующих систем.

Управление  системой связано с понятиями  прямой и обратной связи, ограничениями.

Обратная связь — предназначена для выполнения следующих операций:

  • сравнение данных на входе с результатами на выходе с выявлением их качественно-количественного различия;
  • оценка содержания и смысла различия;
  • выработка решения, вытекающего из различия;
  • воздействие на ввод.

Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограничение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, играет роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.

Определение функционирования системы связано  с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется  различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реальным) входом.

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

Решить  проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

 

Классификация связей:

- внутренние и внешние

- направленные и ненаправленные

- функционирования и развития

- прямые и обратные

- формальные и неформальные

- вертикальные и горизонтальные

- линейные и функциональные.

Характеристики системы:

- Функция  – назначение, миссия, то, ради чего  система существует;

- Входы и  выходы – вещество, энергия, информация, поступающие в систему и из не;

- Процессор  – оператор преобразования входов  в выходы;

- Структура  – состав элементов системы  и постоянные связи между ними;

- Состояние  – характеристика, отражающая состав  элементов, связей и свойств  системы в конкретный момент  времени. Отражает статистику  системы;

- Поведение  – изменение состояния системы,  относят к организационным системам;

- Развитие  – смена состояний системы,  необратимое, направленное, закономерное  изменение объекта;

- Функционирование  – движение в состоянии одного  и того же уровня системы.

 

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

 

    1. Концепция информационного общества. Современные проблемы информатизации общества. Роль и место информационных технологий в информационном обществе.

(вот этот вопрос надо прочитать и понять, особо тут расписывать нечего. Болтология)

Информационное  общество -  историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания; увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. 

Концепция «информационного общества»  имеет цель -  объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала  возможность управления большими комплексами  организаций и производством  систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов  людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных  множеств.

В настоящее время от новейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных вопросов, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т. д. Они затрагивают основополагающие принципы функционирования и жизнедеятельности современного общества, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политических изменений, которые несет с собой внедрение информационной технологии. Это влияет на перспективу общественно-исторического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе.

Особое место среди проблем  информатизации общества занимает закон экспоненциального(показательного) роста объема знаний.

Мировое сообщество, в настоящее время, можно условно разбить на четыре группы стран - по господствующему виду деятельности: 

- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям; 

-  страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии (сегодня в этой группе стран находится Россия); 

- страны, производящие оригинальные технологии (известно, что лидером мирового технологического прогресса является Япония); 

- страны, производящие знания (признанным лидером мирового интеллектуального прогресса являются США, которые производят 96% электронных баз знаний). 

Ряд стран, имеющих самые современные  информационные технологии, научную  информацию и знания получают из США  и других интеллектуально развитых стран, так как по разным причинам они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет. Тенденция  эта все более усиливается - объем  знаний в мире, по прогнозам, в скором времени возрастет вдвое, а объем  информации увеличится более чем  в 30 раз.

Это явление получило название «информационный взрыв» 
Термин "информационный взрыв" представляется не очень удачным, точнее было бы назвать это явление "информационным кризисом".  
Начало этого проблемного явления приходится на середину ХХ века, частично его разрешение (более качественное удовлетворение индивидуальных информационных потребностей) было осуществлено в 70-е годы столетия за счет изобретения микропроцессора и массового внедрения средств персональной информатики.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"