Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Макроэкономика — это часть экономической теории, изучающая экономику в целом. Вопросы, относящиеся к экономике в целом, в той или иной степени затрагивают интересы каждого из нас. Это и анализ колебаний экономической конъюнктуры и уровня реального национального дохода, и изучение проблем занятости, безработицы и инфляции, изменений валютного курса и платежного баланса и, конечно, — анализ и концептуальное обоснование государственной экономической политики. Причем в курсе макроэкономики все макроэкономические проблемы рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Вложенные файлы: 1 файл

Makro-ekzamen_3 (2).doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Антиинфляционная  политика

 

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. 
 
Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с  инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к  открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку  ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

27

Государственное регулирование

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за:

  • Фискальную политику (бюджет, налоги)
  • Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
  • Регулирование внешней торговли
  • Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
  • Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
  • Правовое регулирование - изменение существующего законодательства.

Методы регулирования  разделяются на:

  • Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
  • Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
  • Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования:

  • Государственные целевые программы (социальные)
  • Прогнозирование
  • Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и  на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

28

объекты и цели государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая  и региональная структура хозяйства;

- условия накопления  капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и  реализацию научных идей);

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка  кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические  связи.

 

29

методы  государственного экономического регулирования

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за:

  • Фискальную политику (бюджет, налоги)
  • Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
  • Регулирование внешней торговли
  • Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
  • Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
  • Правовое регулирование - изменение существующего законодательства.

Методы регулирования  разделяются на:

  • Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
  • Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
  • Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования:

  • Государственные целевые программы (социальные)
  • Прогнозирование
  • Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и  на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

 

30

сущность  и функции рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является частью финансового  рынка и занимает промежуточное  место среди рынков капитала и  денежных рынков.

Задачами  рынка ценных бумаг являются:

  • мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
  • создание рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
  • выпуск и обращение новых видов ценных бумаг;
  • совершенствование рыночного механизма, системы управления и ценообразования;
  • обеспечение реального контроля на основе государственного, биржевого регулирования;
  • усовершенствование саморегулируемых организаций, регулирую¬щих деятельность профессиональных участников рынка;
  • разработка портфельных стратегий;
  • уменьшение инвестиционного риска;
  • проведение маркетинговых исследований, на основе которых осуществляется прогнозирование перспективных направлений развития рынка.

На сегодняшний  день имеется около 1000 законодательных  и нормативных документов, регулирующих различные стороны рынка ценных бумаг и деятельности его участников. Основным из них является Феде-ральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.

 

31

Общая хар-ка ценных бумаг

Ценные  бумаги способны выполнять самые  разнообразные функции управления, регулирования товарно-денежных, рыночных отношений, выступая в роли средства финансирования, кредитования, перераспределения финансовых ресурсов, вложений денежных накоплений.

Ценные  бумаги — документы, оформленные  определенным образом, выражающие имущественные (чаще всего долговые) отношения между экономическими агентами и являющиеся движимыми, заменяемыми товарами в отличие от недвижимого имущества (земельных участков и строений). Ценные бумаги подтверждают право на некоторое имущество или сумму денег, которое не может быть реализовано или передано другому лицу без предъявления соответствующего вида ценной бумаги.

В данной работе рассматриваются следующие  вопросы: понятие «ценная бумага», классификация ценных бумаг, характеристика основных видов ценных бумаг, обязательные реквизиты и степени защиты ценных бумаг, особенности ценных бумаг, выпускаемых в международной практике.

 

32

структура рынка ценных бумаг

 

Структуру классического  рынка ценных бумаг - рынка развитых стран, можно представить в виде следующей схемы:

Рынок ценных бумаг – это система отношений юридических и физических лиц, связанная с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг.   
Рынок ЦБ имеет сложноорганизованную структуру, состоит из ряда сегментов 

 

Рынок акций

Фондовые биржи

Рынок облигаций

Фондовые отделы товарных бирж - ранее выпущенные акции  и финансовые институты

Рынок государственных  краткосрочных облигаций (ГКО)

 

Рынок государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

 

Рынок облигации  федерального займа (ОФЗ)

 

Рынок облигаций  валютного займа

 

Рынок казначейских обязательств

 

Рынок финансовых институтов

 

Рынок золотого сертификата

 

 

Фо́ндовая би́ржа — организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

 

33

Финансы в современном обществе

Важнейшим элементом хозяйственного механизма  современного общества являются финансы.

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств па основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

 

Государственные финансы формируют центральную  часть всей финансовой системы, Основными  звеньями государственных финансов являются:

· государственный бюджет;

· государственное социальное страхование (Пенсионный фонд);

· государственное имущественное и личное страхование;

· государственные внебюджетные фонды.

 

34

Государственный бюджет

 

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

 

35

Налоги  как основной источник доходов

Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, они не являются санкцией. Налоги как экономическая категория выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная, посредством ее образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильное воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. В настоящее время за счет налогов формируется около 80 процентов доходов бюджета .Без налогов-нет бюджета.

Информация о работе Макроэкономика