Макроэкономическая нестабильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ, присуждаются согласно завещанию А.Нобеля, составленному 27 ноября 1895 и предусматривавшему выделение капитала на присуждение премий по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире. Для этой цели в 1900 был создан Фонд Нобеля - частная, независимая, неправительственная организация с начальным капиталом 31 млн. шведских крон.Первые премии были присуждены 10 декабря 1901. С 1969 по инициативе Шведского банка присуждаются также премии по экономике (официальное название - премии по экономике памяти Альфреда Нобеля, присваивается решением Шведской королевской академии наук), после чего правление Фонда Нобеля решило более не увеличивать количество номинаций.

Содержание

Введение. 1
1.История 5
2. Требования к выдвигающим кандидатов 7
3. Процесс выбора лауреата. 8
4. Список лауреатов. 9
4.1 1960 Нобелевская премия по экономике 9
4.2 1970-е Нобелевская премия по экономике 9
4.3 1980-е Нобелевская премия по экономике 11
4.5 2000-е Нобелевская премия по экономике 14
5. Краткие сведения о зарубежных лауреатах за последние 5ть лет. 16
Заключение 48
Список использованой литературы и электронных источников. 50

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 63.45 Кб (Скачать файл)

СПЕНС, МАЙКЛ (Spence, A. Michael) (р. 1943) – американский экономист, один из основоположников информационной экономической теории, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 «за анализ рынков с асимметричной информацией» (совместно с Джорджем Акерлофом и Джозефом Стиглицем).

Родился в 1943 в Монтклере, штат Нью-Джерси. Хотя по происхождению  Спенс канадец, вся его жизнь  связана с престижными американскими  университетами. Он последовательно  окончил Принстон (1966 – диплом бакалавра  философии), Оксфорд (1968 – дипломы  бакалавра и магистра по математике) и Гарвард (1972 – диплом доктора  экономики). В Гарварде изучал математическую экономику у будущего нобелевского лауреата Кеннета Эрроу. После завершения образования сделал блестящую академическую  карьеру, занимаясь не только преподаванием, но и административной деятельностью: сначала параллельно работал  профессором экономики в Гарварде и в Станфорде; с 1975 преподавал только в Гарварде, где в 1984–1990 был деканом  Школы искусств и наук при Гарвардском  университете; в 1990 вернулся в Станфорд, где работал до 1999 деканом бизнес-школы. М.Спенс является не только ученым и  администратором, но и партнером  нескольких фирм, занимающихся управлением  инвестиций в сфере высоких технологий, а также членом правления «Найк» и других фирм.

Хотя он написал три  книги и более 50 статей, его главным  научным достижением считают  статью Сигнализирование на рынке труда, опубликованную в 1973 по материалам докторской диссертации.

М.Спенс продолжил начатое  Д.Акерлофом изучение так называемых рынков с асимметричной информацией  – рынков, где продавцы информированы  о качестве продаваемого товара гораздо  лучше покупателей. Спенс проанализировал, как продавцы путем дополнительных затрат могут подавать покупателям  информацию (сигналы) о качестве, рассматривая в качестве примера рынок труда.

Как указывает Спенс, наниматель при приеме нового работника никогда  точно не знает, каковы в действительности его профессиональные качества. По Спенсу, важнейшей функцией образования  является как раз подача сигналов: если у потенциального работника  есть диплом, то работодатель считает  его достаточно трудолюбивым и интеллектуально  развитым. Поэтому даже слабоуспевавший  выпускник колледжа (получивший диплом, но не получивший знаний) будет иметь более высокие шансы найти высокооплачиваемую работу, чем способный самоучка без диплома. Исследование Спенса объясняет, почему различия в оплате труда зависят не только от производительности труда работников, но и от таких «сигнальных» факторов как образование, раса, возраст и пол.

Концепция сигналов Спенса частично оспаривает теорию человеческого  капитала Гэри Беккера – согласно Беккеру, система образования повышает производительность труда работников, а по Спенсу она служит, прежде всего, механизмом отбора. Отсюда вытекает любопытный вывод о допустимости включения  в учебную программу дисциплин, не дающих обучающимся полезных практических навыков: они полезны, поскольку  также позволяют отсеивать тех, кто недисциплинирован, у кого нет  творческого мышления и т.д.

Предложенная М.Спенсом  концепция сигналов используется не только в экономической теории образования. С ее помощью объясняют и многие другие явления – например, выплату  акционерными обществами дивидендов. Поскольку дивиденды дважды облагаются налогами (как часть прибыли фирмы  и как доходы акционеров), то теоретически более выгодным было бы не выплачивать  дивиденды, а использовать прибыль  на производственные инвестиции, повысив  тем самым курсовую стоимость  акций. Кажущуюся нерациональной выплату  дивидендов объясняют тем, что акционерные  компании, желающие привлечь новых  акционеров, сигнализируют таким  образом о своих успехах и  хороших перспективах, хотя старые акционеры несут при этом большие  потери от подоходных налогов.

Кроме исследований по экономике  информации, М.Спенс занимался анализом страховых рынков, теорией промышленных организаций, экономикой электронной  коммерции. Однако его исследования в этих областях не очень известны. Из числа нобелевских лауреатов 2001 Спенс наименее известен, даже среди  американских экономистов.

 

СТИГЛИЦ, ДЖОЗЕФ ЮДЖИН (Joseph Eugene Stiglitz) (р. 1943) американский экономист, удостоенный в 2001 Нобелевской премии по экономике вместе с Джорджем Акерлофом и Майклом Спенсом за исследования «рынков с асимметричной информацией» – то есть таких рынков, на которых одни участники обладают большим объемом информации, чем другие.

Родился в городе Гэри, штат Индиана. Так и не дождавшись получения  степени бакалавра в Амхерст  колледж, Стиглиц выиграл грант  на учебу в Массачусетском технологическом  институте. Там его учителями  стали четыре других нобелевских  лауреата по экономике – Пол Самуэльсон, Роберт Солоу, Франко Модильяни и  Кеннет Эрроу.

Общественно-политические процессы в США и мире наложили свой отпечаток  на научные интересы молодого Стиглица. «Наиболее обсуждаемым вопросом со времени моего поступления  в высшую школу была экономическая  организация. Я рос в самой  гуще событий холодной войны. В то время казалось, коммунизм показывает большие темпы экономического роста, но ценой свободы. Большая часть  мира виделась под гнетом колониализма, который не способствовал ни экономическому росту, ни демократии, и который противоречил принципам, на которых я был воспитан, и в которые я верил. Казалось, рыночная экономика подвержена постоянным приступам безработицы, чреватой нищетой  значительных слоев общества», –  вспоминал позже сам Стиглиц. Стремление найти альтернативные решения  основных экономических и социальных проблем современности заставило  его не ограничивать свое образование  стенами Массачусетского института. Он переходил от одной экономической  школы к другой, от одного предмета к другому.

В 1965–1966 он переехал в Англию на учебу в Кэмбридж. Там он продолжил  свое образование среди других блестящих  экономистов – будущих нобелевских  лауреатов (Джима Мирлиса, Джеймса  Мида и др.). В то время его исследования были посвящены проблемам экономического роста, инноваций и перераспределения  доходов. Вернувшись в США, Стиглиц  стал преподавателем Йельского университета, где начал исследования экономики рисков, что, в конечном счете, привело его к главной теме научных изысканий – теории информационной экономики. Центральным вопросом его работ стало изучение проблем сбора, анализа и распространения информации, а также принятия решений на основе недостаточной информации.

Распад социалистического  лагеря и переход пост-советских  государств к рыночной экономике  в начале 1990-х дал толчок к дебатам  на Западе по вопросу о путях реформирования экономик стран Восточной Европы. В центре дебатов лежали расхождения  по принципиальным вопросам функционирования рыночной экономики. Господствовавшая на Западе экономическая школа ратовала за стремительные перемены путем  приватизации государственного сектора  в духе «шоковой терапии». Их оппоненты  – «градуалисты», доказывали необходимость  постепенной трансформации, с сохранением  важных регулирующих функций государства.

Первое направление получило наиболее яркое выражение в политике МВФ в отношении стран бывшего  социалистического лагеря. Мнение оппонентов на международном уровне выражал  Джозеф Стиглиц, работавший сперва в  администрации президента Билла  Клинтона председателем Комитета экономических  советников, а затем на посту главного экономиста Всемирного банка. Под давлением  министерства финансов США и МВФ  в 1999. Стиглиц ушел в отставку, публично обвинив Всемирный банк и МВФ  в проведении неверной политики в  России и Юго-Восточной Азии.

С чувством разочарования  от своего участия в президентской  администрации и международных  организациях Стиглиц отказался  вновь войти в правительственную  команду после переизбрания Клинтона на второй срок. Зато благодаря своей  международной известности и  опыту экспертно-административной работы он создал на базе Колумбийского  университета научное сообщество экономистов  и политологов «Иницитатива за политический диалог» («The Initiative for Policy dialogue»), с целью помочь странам с переходной и развивающейся экономикой выработать альтернативные пути развития.

Основным местом работы Стиглица стал Колумбийский университет, где  он преподает созданный им новый  предмет неклассической экономики  – информационную экономику. Он действительный член Национальной Академии наук США, Американской Академии наук и искусств и Эконометрического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономическая наука имеет  длительную и богатую историю. Людям  всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно влияющие на уровень  их благосостояния. Поэтому размышление  по поводу хозяйственной жизни сопровождали последними с момента её зарождения. Однако времена менялись, а вместе с ними не только менялся смысл  слов, но и появлялись новые термины.

В целом же можно отметить, что характерный для неоинститутуционализма междисциплинарный подход к рассмотрению экономической жизни с привлечением данных социологии, права, политологии, этнографии и других наук оказался весьма плодотворным. Вместе с эволюционным принципом при анализе экономических  процессов, неоинститутуционализм  показывает, что современная экономическая  наука обнаруживает все новые  резервы своего развития и способна давать ответы на вопросы, возникающие  при исследовании различных экономических  систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованой  литературы и электронных источников.

 

1.Губский Е.Ф. Лауреаты Нобелевской премии. 1992 г.

2.Журнал «Эко», № 1, 2005 г.

3.Лауреаты Нобелевской  премии: Энциклопедия: Пер. с англ.–  М.: Прогресс, 1992.

4.Большая советская энциклопедия (второе издание) Государственное  научное издательство «БСЭ»

5. http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/economics/ Официальный сайт нобелевской премии

6. Наука и техника: Нобелевские лауреаты: Премия по экономике

http://n-t.ru/nl/ek/

7. http://www.nobel-winners.com/Economics/ Список нобелевских лауреатов по экономике

8.  Нобелевские лауреаты ХХ века. Экономика. Энциклопедический словарь. РОССПЭН

Васина Л.Л.

9.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Нобелевская_премия_по_экономике

10. «Нобелевские лауреаты» Гладкова А.А.;ДВПИ им. В.В. Куйбышева г. Владивосток 2007г.

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нобелевская_премия

 

 


Информация о работе Макроэкономическая нестабильность