Сфера услуг автономного округа
включает в себя совокупность отраслей
экономики ХМАО - Югры, предоставляющих
услуги населению: оптовую и розничную
торговлю и ремонт, гостиницы и рестораны,
транспорт, связь, финансовое посредничество,
государственное управление, образование,
здравоохранение и социальные услуги,
прочие коммунальные и другие услуги.
Объем потребляемых услуг на душу населения
в автономном округе возрос с 112 тыс. руб.
в 2005 г. до 157 тыс. руб. в 2010 г. Население
округа является потребителем комплекса
услуг, как государственного сектора,
так и негосударственных секторов экономики.
Услуги государственного сектора фактически
отражают все расходы консолидированного
бюджета округа: услуги государственного
управления, образования, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунальные услуги,
транспорта, связи и другие. Негосударственный
сектор представлен услугами организаций
в сфере торговли, транспорта, связи, финансов,
строительства и пр. Доля услуг государственного
сектора к общему объему услуг имеет тенденцию
к снижению с 78% в 2005г. до 71% в 2010г.
Население округа является
потребителем комплекса услуг, как государственного
сектора, так и негосударственных секторов
экономики. Услуги государственного сектора
фактически отражают все расходы консолидированного
бюджета округа: услуги государственного
управления, образования, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунальные услуги,
транспорта, связи и другие. Негосударственный
сектор представлен услугами организаций
в сфере торговли, транспорта, связи, финансов,
строительства и пр.
Рост сектора услуг в ВРП происходит
за счет высокого уровня доходов населения
региона и в связи с этим - развитого спроса
на рыночные услуги (приложение 5). В прогнозируемом
периоде структурный сдвиг в экономике
будет происходить, главным образом, за
счет роста сектора услуг.
- Структура региональной
экономики и пространственное развитие
Модель социально-экономического
развития Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры является ресурсно-сырьевой.
Данная модель сформирована в советский
период в рамках плановой системы экономики,
при переходе к рыночной системе основная
специализация региона - добыча и транспорт
ресурсов - сохранилась, поэтому и модель
социально-экономического развития автономного
округа осталась прежней, адаптировавшись
к рыночным условиям. Поставленная Президентом
РФ задача модернизации отечественной
экономики в принципе не может изменить
парадигму социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры, поскольку автономный округ обладает
уникальными топливно-энергетическими
ресурсами, эффективное использование
которых имеет не только региональное
и общенациональное, но также глобальное
значение.
Нефтегазодобывающая промышленность
является базовым сектором окружной экономики
и определяет ее основную экономическую
специализацию. Базовый сектор окружной
экономики формирует основную долю валового
регионального продукта, обеспечивает
приток инвестиций в регион, определяет
бюджетную ситуацию, инфраструктурное
развитие, структуру экспорта и систему
расселения (приложение 6). Доминирование
базового сектора в региональной экономике
еще более значимо с учетом связанных
с ним секторов (строительство и транспорт).
Так, в ХМАО - Югре ТЭК и связанные с ним
секторы экономики обеспечили в 2010г. формирование
75,4% валового регионального продукта,
89,4% налоговых отчислений во все уровни
бюджетной системы РФ. Доминирование нефтегазодобычи
и связанных с нею секторов экономики
в региональной экономике столь значительно,
что нет оснований, учитывая ресурсный
потенциал региона, рассчитывать на его
преодоление в ближайшие годы.
Базовый сектор в полной мере
является единственным глобально конкурентоспособным
сектором окружной экономики, о чем свидетельствует
структура экспорта региона. Так, в 2010г.
в отраслевой структуре экспорта доля
базового сектора составила 98,5% от общего
объема экспорта региона. Доминирование
базового сектора в региональной экономике
позволяет говорить о формировании в ХМАО
- Югре двухсекторной модели. Базовый сектор
образует главный сектор, а прочие отрасли
– второй, «небазовый», сектор, зависимый
от главного. «Небазовый» сектор, будучи
в целом бюджетозависимым, включает в
свой состав бюджетную сферу, состояние
которой полностью зависит от развития
базового сектора, формирующего основную
часть доходной базы бюджета.
«Небазовые» отрасли экономики,
не входящие в бюджетную сферу, как правило,
также находятся в сильной зависимости
от развития базового сектора экономики,
оказывая ему рыночные услуги различного
вида и занимаясь обработкой сырьевых
ресурсов (транспорт, строительство, связь,
геологоразведка, нефтегазохимия и т.д.).
Формирование пропорций региональной
экономики, а также масштабы ее диверсификации,
определяются развитием базового сектора.
Рост бюджетных поступлений от базового
сектора конвертируется в рост капитальных
расходов в социальной сфере, ЖКХ, дорожном
строительстве, лесопромышленном комплексе,
агропромышленном комплексе. Сложившаяся
конструкция бюджетного процесса трансформирует
рост в базовом секторе в рост бюджетных
капитальных расходов и дотаций.
Основные движущие силы экономического
развития региона заключены в динамике
базового сектора: изменения объемов производства,
доходов и занятости в базовом секторе
оказывают мультипликативное влияние
на всю региональную экономику.
Основные проблемы пространственного
развития ХМАО - Югры связаны с сохранением,
созданной по производственно-технологическому
принципу пространственной организации
автономного округа, что ограничивает
возможности оптимизации региональной
производственной и социальной инфраструктуры.
Сформированная в условиях
плановой системы экономики пространственная
организация автономного округа является
неэффективной, причем ее неэффективность
при переходе на рыночную модель развития
возросла. Деформацию пространственной
организации автономного округа в сторону
большей неэффективности характеризуют
следующие процессы:
- Ханты-Мансийский автономный
округ, обеспечивая населению высокие
доходы, продолжает притягивать мигрантов,
многие из которых не обладают квалификацией, востребованной на
региональном рынке труда, что усиливает
его дисбалансы;
- появился новый субъект развития
территории – корпорации, добывающие
ресурсы в регионе. Как правило, корпорации
не склонны поддерживать развитие территории
в прежнем объеме и постепенно избавляются
от социальных обязательств, передавая объекты социальной сферы
в
муниципальное управление.
Стоимость ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения
городских образований, стремительно
растет. Между тем, перепрофилировать
относительно большие монопрофильные
городские поселения, созданные вокруг
крупных добывающих и перерабатывающих
технологических комплексов, до вахтовых
поселений сегодня невозможно по технологическим
и социальным причинам. Решение проблемы
моногородов осложняется тем, что, перефункционализация
большинства из них ограничена в силу
того, что производственная деятельность
предыдущего периода полностью опиралась
на сырьевые ресурсы территории, а разворачивание
новых видов деятельности нерентабельно
в силу низкой транспортной доступности
территории, высокой стоимости всех ресурсов
и ряда других причин;
- комплексному инфраструктурному
развитию территории мешает узкокорпоративный подход к созданию и использованию производственной инфраструктуры,
в результате чего параллельное функционирование
однородных инфраструктурных
объектов создает дополнительную нагрузку на экологию;
- сохраняющиеся внутрирегиональные
диспропорции развития, хотя постепенно и преодолеваются,
продолжают оставаться существенными
и определяют инвестиционные и миграционные
приоритеты;
- система расселения и пространственная
организация ХМАО - Югры закрепляют в первую очередь сырьевую
специализацию региона — во многом этот
процесс поддерживается вертикально интегрированными
нефтяными компаниями, которые по объективным
причинам заинтересованы в сохранении сугубо сырьевой
функционализации автономного округа, так как с экономической
точки зрения им выгоднее развивать переработку углеводородного сырья
за пределами региона, оптимально размещая производства по отношению
к рынкам сбыта;
- формирование зон высокоорганизованной
урбанистической среды жизни в крупных
моносырьевых городах округа препятствует
миграционному оттоку населения в регионы
с более благоприятными природно-климатическими
условиями. В результате в моносырьевых
городах с незначительным потенциаломдиверсификации
экономики наблюдаются высокие темпы
старения населения.
Значимыми внешними факторами,
оказывающими влияние на развитие Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры, являются внешние
связи с российскими и зарубежными регионами,
макроэкономическая ситуация в Российской
Федерации, налоговая и таможенно-тарифная
политика государства в сфере недропользования,
развитие глобального энергетического
рынка.
- Макроэкономическая
ситуация в Российской Федерации
На социально-экономическое
развитие ХМАО - Югры серьезное влияние
оказывают тенденции в развитии национальной
экономики. Возобновление после преодоления
кризиса роста российской экономики предъявляет
высокие требования к развитию экономики
Югры, особенно к развитию регионального
нефтегазового комплекса, обеспечивающего
развитие национальной экономики необходимыми
сырьевыми и финансовыми ресурсами, создающего
предпосылки для позиционирования России
в качестве мировой энергетической державы.
Рост национальной экономики создает
условия для развития в автономном округе
геологоразведочных работ, минерально
- сырьевого комплекса на Приполярном
Урале, транспортных услуг, въездного
туризма.
В предстоящий период возрастет
значимость инновационной составляющей
экономического роста в РФ, что повышает
актуальность расширения использования
новых технологий во всех секторах региональной
экономики. Для ХМАО - Югры развитие высокотехнологических
производств создает условия для обеспечения
технологического лидерства, прежде всего,
в добыче нефти.
Сокращение численности населения
в России для ХМАО - Югры означает усиление
конкуренции с другими регионами страны
в отношении квалифицированных кадров.
Демографическая статистика свидетельствует,
что привлекательность ХМАО - Югры для
мигрантов из других регионов России снижается.
Экономическое развитие региона
и России в целом в предстоящий период
будет основываться на широком использовании
такого фактора конкурентоспособности
как высокое качество человеческого капитала.
Обеспечение и поддержание высокого качества
человеческого капитала требуют обновления
социальной политики.
Демографическое развитие региона,
численность населения, его возрастно-половой
и образовательный состав, уровень жизни,
состояние здоровья - это основа человеческого
потенциала, который представляет действительное
богатство округа.
Прогнозируемая диверсификация
отраслей экономики приведет к незначительному
изменению сложившейся структуры занятости
населения, которая будет сопровождаться
сокращением неэффективных рабочих мест,
перераспределением работников между
секторами экономики, расширением сферы
услуг, развитием инновационных направлений
деятельности (приложение 7).
Значительное влияние на региональный
рынок труда будут оказывать кадровые
стратегии нефтедобывающих компаний.
В условиях снижения объемов добычи нефти
кадровая политика компаний будет направлена
на оптимизацию численности персонала,
что в итоге позволяет прогнозировать
сохранение численности занятых в добыче
полезных ископаемых на существующем
уровне при незначительном, на 1,6%, снижении
данного сектора в общей численности занятых.
На протяжении последних лет
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
характеризуется наиболее высоким показателем
индекса развития человеческого Проект
основных положений стратегии социально-экономического
развития ХМАО - Югры до 2020 года и на период
2030 год 98потенциала (ИРЧП) среди регионов
России, занимая устойчивое второе место
после Москвы.
Однако устойчивый рост ИРЧП
в автономном округе на протяжении 2007-2010гг.
обеспечивался только за счет увеличения
индекса долголетия, в то время как индексы
реального ВРП на душу населения (в результате
посткризисных явлений экономике) и образованности
(вследствие снижения показателя охвата
обучающихся в учебных учреждениях) в
автономном округе снижались.
Рисунок. 3 Динамика индекса
развития человеческого потенциала
в ХМАО - Югре в 2003-2010гг.
Достижение стратегических
целей социально-экономического развития
округа – развития человеческого капитала,
повышения уровня и качества жизни населения
округа - ставит перед регионом целый комплекс
задач, основными блоками которого являются:
- Обеспечение устойчивого роста
реальных денежных доходов населения,
в том числе за счет создания условий для
повышения трудовой занятости и развития
предпринимательской деятельности.
- Реализация наиболее вероятного
сценария Стратегии социально-экономического
развития ХМАО - Югры до 2020 г. и на период до
2030 г. позволит обеспечить рост реальных
доходов населения.
Заключение
Макроэкономика – это наука
о хозяйственной деятельности и развития
этой деятельности в отдельных регионах,
в странах и в мире в целом. Изучение макроэкономики
базируется на создании и анализе макроэкономических
моделей. Они в свою очередь строятся на
основе выявленных зависимостей между
сводными, обобщающими и другими экономическими
показателями, отражающими объемы производства
и потребления, уровень богатства и бедности
отдельных людей и общества в целом, качество
производственных процессов, экспорт
и импорт, инвестиционные процесса и темпы
роста.
Целью данной работы является
изучение макроэкономики Ханты – Мансийского
автономного округа и разработка стратегий
социально - экономического развития Ханты
– Мансийского автономного округа до
2020 г.