Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:12, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, а именно исследованию макроэкономического равновесия и его моделей. Актуальность этой темы определяется тем условием, что современная национальная экономика любой страны глубоко интегрирована в мировую экономику и подвержена общим мировым экономическим тенденциям. В условиях современного долгосрочного финансово-экономического кризиса, нестабильности валютных курсов ведущих мировых валют, падения темпов занятости и роста инфляции первоочередной задачей правительств стран мира является приведение национальных экономик в равновесие. Для этого целесообразно будет обратиться к накопленному теоретическому опыту и моделям приведения национальной экономики в состояние равновесия посредством воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение и другие показатели.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОДЕЛИ ОБЩЕГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
1.1 Понятие макроэкономического равновесия
1.2 Классическая теория макроэкономического равновесия
1.3 Макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории
1.4 Синтезированная модель макроэкономического равновесия
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ СТРАНАХ
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РБ
3.1 Особенности реформирование национальной экономики
3.2 Макроэкономическое равновесие в РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вполне очевидно, что в открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием, как правило, подразумевается состояние «полной занятости», или равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска, при минимально допустимом уровне инфляции. Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого (или заданного целевого значения) сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.
Для достижения поставленных целей в открытой экономике наряду с традиционными видами макроэкономической политики, такими как бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, могут использоваться такие виды политики, как внешнеторговая, валютная, политика управления внешней задолженностью. Кроме того, те или иные меры бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, которые доказали свою эффективность в закрытой экономике, часто оказываются неэффективными в условиях открытой экономики.
В открытой экономике значительно усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, поскольку теперь они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующее учета возрастающего числа факторов [11, с. 275].
Решение проблемы достижения внутреннего и внешнего равновесия с помощью мер макроэкономической политики осложняется рядом объективных и субъективных моментов.
Во-первых, совместные действия Центрального банка и Министерства финансов, направленные на достижение макроэкономического равновесия, затрудняются наличием временных лагов, продолжительность которых различна для кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и валютной политики. Так, для бюджетно-налоговой политики характерны продолжительные внутренние лаги (период времени с момента экономического потрясения до момента принятия ответных мер экономической политики) в связи с тем, что меры фискальной политики подлежат длительному обсуждению в парламенте. В то же время экономические агенты достаточно быстро реагируют на уже принятые меры в отношении государственных расходов и налогов.
Для кредитно-денежной и валютной политики, напротив, характерны продолжительные внешние лаги (период времени между моментом принятия ответных мер экономической политики и моментом появления их результатов). Ответная реакция инвесторов на изменение ставки процента может быть не только замедленной, но и не всегда предсказуемой. Скорость изменений в поведении потребителей и производителей под влиянием номинального обесценения или удорожания валюты также может быть различной в зависимости от эластичности спроса на импорт. Такое «запаздывание» результатов мер экономической политики может привести к неустойчивым колебаниям и непредвиденным последствиям.
Во-вторых, успешное решение проблемы «распределения ролей» зависит от правильного определения местоположения точки, в которой находится экономика в конкретный момент, и относительного наклона кривых внутреннего и внешнего равновесия. В случае неверного определения местоположения исходной точки или относительного наклона кривых результаты политики могут оказаться прямо противоположными ожидаемым и экономика не только не придет в точку равновесия, но и, возможно, отдалится от нее.
Кроме этого не всегда поддаются точной оценке такие поведенческие параметры как предельная склонность к сбережению, предельная склонность к импортированию, реакция потоков капитала на изменяющуюся ставку процента, от величины которых зависит относительный наклон кривых внутреннего и внешнего равновесия.
В-третьих, достаточно сложно спрогнозировать и возможные изменения в спросе на деньги, в поведении инвесторов и потребителей, в спросе со стороны внешнего мира на товары и услуги, производимые данной страной.
В-четвертых, эффективность и целесообразность использования тех или иных мер макроэкономической политики, направленных на достижение равновесия в экономической системе, зависит от таких субъективных моментов, как степень доверия к правительству, ожиданий экономических агентов относительно будущих шагов правительства, от их оценки сложившейся экономической ситуации.
Так, если в стране поддерживается режим фиксированного валютного курса и осуществляется политика регулирования процентных ставок с целью восстановления равновесия платежного баланса, Центральный банк должен иметь возможность осуществлять стерилизацию резервов, с помощью которой регулируется объем денежной массы. Однако в условиях низкой степени доверия к правительству возможности использовать стерилизацию могут быть поставлены под сомнение спекулятивными атаками на национальную валюту, что приведет к истощению официальных валютных резервов и отказу правительства следовать стратегии, направленной на поддержание фиксированного валютного курса.
Кроме этого в сложившейся ситуации, политика высоких процентных ставок, направленная на привлечение иностранного капитала в экономику, может оказаться неэффективной. Если возросшие процентные ставки несут в себе высокий риск для инвесторов, чувствительность притока капитала на изменение ставки процента будет низкой.
В-пятых, достижение макроэкономического равновесия в конкретной ситуации не всегда может достоверно описываться с помощью модели. Так, если мобильность капитала окажется чрезвычайно высокой или абсолютной, т.е. если бесконечно малое отклонение внутренней процентной ставки от ее мирового уровня вызовет бесконечно большое изменение мобильности капитала, то использование кредитно-денежной политики для достижения внешнего равновесия становится практически невозможным. Снижение внутренней процентной ставки вызовет неограниченный отток капитала и приведет к быстрой потере всех официальных валютных резервов. Повышение внутренней процентной ставки приведет к неограниченному притоку капитала, т.е. переливу денежных ресурсов сверх той величины, которая определяется Центральным банком [11, с. 295].
Таким образом, макроэкономическое равновесие достигается с помощью регулирования совокупного спроса. В долгосрочной перспективе экономика слабо реагирует на изменение уровня государственных расходов, налогов, объемов денежной массы, величины номинального валютного курса. В этом случае уровень совокупного выпуска в стране зависит от развития технологии, повышения уровня квалификации рабочей силы, роста конкурентоспособности на мировых рынках.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РБ
3.1 Особенности
реформирования национальной
В Беларуси социальные и экономические реформы начались после распада Советского Союза уже как в суверенном государстве в условиях политического и экономического кризиса (уровень ВВП, потребления и промышленного и сельскохозяйственного производства упал, возникла скрытая безработица, уровень инфляции повышался и т. д.). Правительство республики на основании понимания общеполитической обстановки в стране на разных этапах утверждало различные цели и стратегии реформ. Благодаря более чем десятилетним усердным исканиям удалось добиться определенных результатов. Можно выделить следующие особенности хода белорусских экономических реформ:
1) Целью
белорусских экономических
Во всех странах модель развития и тенденции современного социального развития выбираются в соответствии с историей, реальностью и геополитической обстановкой. После того как Республика Беларусь получила независимость, возникла необходимость утвердить собственную стратегию экономического развития и перспективный план экономического развития. Руководящие идеи правительства республики в то время были достаточно четкими. Оно считало, что необходимо было, с одной стороны, сформировать рыночные отношения, создать народное хозяйство, обладающее жизненными силами; с другой стороны, учитывать реальную обстановку, возникающую из рыночных отношений, и тенденции к региональному разделению и интернационализации в экономической жизни.
Поскольку в условиях традиционной плановой экономики было невозможно эффективное распределение ресурсов, максимизация прибылей всего общества и формирование механизма, благоприятствующего мобилизации активности народных масс, у всего народного хозяйства отсутствовали жизненные силы и даже наметился спад. Таким образом, только избрав путь рыночной экономики, можно было обеспечить стабильное развитие народного хозяйства. Это исторический вывод, который можно сделать из опыта реформ во всех социалистических странах и из практики социально-экономического развития различных стран мира. Поэтому правительство Республики Беларусь с самого начала осознало преимущества рыночной экономики и на основе анализа реального положения развития республики избрало рыночную экономику в качестве цели экономических реформ и модели развития.
В то же время были утверждены первоочередные задачи при достижении данной цели:
1. реструктуризация народного хозяйства;
2. поиск законных оснований и форм рыночной экономики;
3. создание условий и механизмов для органического сочетания различных форм собственности;
4. введение активной политики социального благосостояния;
5. коренное
изменение политики
В то же время были выдвинуты основные задачи макроэкономической политики государства на начальном этапе данной реформы, а именно сохранение и возрождение пострадавших экономических связей, мобилизация активности предприятий, совершенствование налоговой и кредитной системы. Однако вышеперечисленные задачи правительства в процессе осуществления чрезмерно сильно менялись, выполнялись не полностью, а некоторые вовсе не были выполнены. Однако целью реформы неизменно оставалась рыночная экономика, правительств непрерывно стремилось осуществить ее путем конкретных реформ в различных областях. Например, в 1996-2000 годах в плане реформ и социально-экономического развития Беларуси это было еще раз подчеркнуто.
2) В
ходе белорусских
С точки зрения фактической истории реформ в различных странах мира, утверждение методов и стратегий реформ определяется целями и характером реформ. После распада СССР в России были отменены реформы "конституционного характера", введен радикальный метод реформ, всесторонние реформы, включающие приватизацию экономики, политический плюрализм и либерализацию идеологии насильно подталкивались сверху вниз, так был быстро разрушен существующий социалистический строй. Эти реформы, в особенности крупномасштабная всесторонняя приватизация, проводившаяся в России, на начальном этапе оказали значительное влияние на реформы в Беларуси. В Беларуси на начальном этапе реформ также выдвигался проект широкой приватизации, были также попытки провести его в жизнь. Но из-за множества реальных ограничений, радикальный ход реформ очень скоро был изменен. Перед лицом важной проблемы реформ белорусское правительство избрало новый курс, объективно проанализировало структуру производства в стране, уровень развития экономики, состав населения, особенности национального менталитета народа, осуществило переход к постепенной форме проведения реформ, не проводило масштабной приватизации, избежало социальных волнений и углубления экономического кризиса. В области сельского хозяйства были сохранены колхозы и совхозы, волна преобразования в компании не захватила всю страну. В период реформ государство проводило активное вмешательство во все сферы экономической жизни. Удалось также избежать такого резкого снижения уровня жизни народа, как в России. Обеспечив социальную стабильность, правительство Беларуси начало активно распространять стратегию перехода на рыночные рельсы, в некоторых отраслях экономики провело приватизацию, утвердило цели и конфетные политические установки по проведению различных этапов реформ.
3) Центральным
звеном белорусских
До распада СССР Беларусь была одной из республик, занимавших первые места по средним сельскохозяйственным производительным силам на человека. Хотя по сравнению с некоторыми странами Восточной и Западной Европы, обладающими такими же климатическими и географическими условиями ее производительные силы и производство сельскохозяйственной продукции были низки, но сама по себе она являлась достаточно сбалансированной системой. В соответствии с обычными законами развития производительных сил, развитие сельского хозяйства обеспечивает сильную поддержку развитию промышленности и легкой промышленности, и последние снова стимулируют рост и развитие сельского хозяйства, таким образом народное хозяйство страны оказывается на пути гармоничного развития. Поэтому многие страны придают большое значение месту и роли сельского хозяйства в народном хозяйстве. Но из-за различия конкретной общеполитической обстановки в странах производственная политика также различается. Что касается стран с переходной экономикой, это имеет для них особое значение. Беларусь - индустриальная страна, население, занимающееся сельским хозяйством, составляет менее 15%, однако средняя площадь пахотных земель на человека здесь велика, земля плодородная, количество осадков достаточное, существуют богатые ресурсы и благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Однако количество рабочей силы в сельском хозяйстве мало, большинство рабочей силы сосредоточено в городах, городская экономика играет в Беларуси определяющую роль. Размещение производительных сил, сформировавшееся в условиях традиционной плановой экономики, было нерациональным, в структуре производства также было множество недостатков. Особенно важно, что экономика Беларуси ориентирована на внешний мир, более 50 % производимой продукции идет на экспорт (разумеется, в основном на рынки СНГ). Поэтому с точки зрения содержания организации реформы и некоторых конкретных политических установок, связанных с реформами, данная реформа главным образом касалась городской экономики и почти не затрагивала проблемы сельской и аграрной реформы. Можно сказать, что аграрная реформа стояла на месте, и никак не могла сочетаться с реформой городской экономики. То есть на самом деле не использовался один из чрезвычайно важных ресурсов страны, поэтому невозможно было сформировать законченную систему, которая могла бы эффективно распределять ресурсы, невозможно также было обеспечить гармоничные условия для развития всего народного хозяйства. Таким образом, реформы экономики Беларуси не могли развертываться в достаточно обширных областях, общие результаты экономических реформ также неизбежно оказались ограниченными, было весьма сложно добиться ожидаемых целей.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие кейнсианская реформирование