Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:23, реферат

Краткое описание

Из вышеприведенных вычислений можно сделать вывод, что правительство применяет сдерживающую фискальную политику за счет снижения государственных закупок и трансфертов и увеличении налогов. Наиболее эффективной фискальной мерой является изменение величины государственных закупок, так как эта величина влияет на совокупный доход прямо, а не косвенно, в отличие от налогов и трансфертов. Мультипликатор государственных закупок больше, поэтому для достижения изменения совокупного дохода приходится производить меньшее изменение государственных закупок, чем налогов или трансфертов в аналогичной ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (ксюха).doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

 

2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

2.1 Определение равновесного уровня национального дохода (ВВП). Мультипликатор автономных расходов.

 

Экономику страны характеризуют следующие данные:

 

Табл. 2.1 Макроэкономические показатели:

Показатели

Значения

Автономное потребление (Ca)

90

Предельная склонность к потреблению (MPC)

0,8

Автономные инвестиции (Ia)

80

Государственные расходы (G)

60

Автономные налоги (Ta)

40

Ставка процентного налога (t)

0,1

Трансферты (TR)

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)определите равновесный уровень дохода.

Определим равновесный уровень дохода:

 

Y = C + G + I                                                                                                             (2.1)

 

где С – потребительские расходысумма денежных средств, которая расходуется населением на приобретение товаров и услуг;

      Iинвестиции (равны Ia - автономным инвестициям);

      Gгосударственные закупки товаров и услуг.

Личные потребительские расходы находим по формуле:

 

С = Ca+МРС∙(Y-T-Yt+TR)                                                     (2.2)

 

где Ca − автономное потребление;

        MPC − предельная склонность к потреблению;

      Yравновесный уровень дохода;

        T −  автономные налоги;

        t − ставка пропорционального налога;

        TR – трансферты.

Из формул (2.1) и (2.2) следует:

Y = Ca + MPC(YTY*t + TR) + G + I

Y= 90 + 0,8(Y – 40Y*0,1 + 50) + 60 + 80

Y – 0,72Y  = 230 + 8

0,28Y = 238

Y = 850 (млрд.руб)

б) используя данные раздела 1, определите, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с равновесным. Если нет, то определите характер разрыва в экономике, и найдите его величину. Покажите ситуацию графически.

Чтобы определить характер разрыва в экономике кратко опишем их:

Если потенциальный объем производства превышает фактический (Y*>Yр), то в экономике имеет место рецессионный разрыв.

Ситуация, при которой фактический объем выпуска превышает выпуск полной занятости (Yр  > Y*), называется инфляционным разрывом в экономике.

Y = 850 млрд.руб.

Y* = 690,5 млрд.руб.

В данном случае равновесный уровень дохода не совпадает с потенциальным:
Y > Y*

Т.к. У* < У, то в данном случае имеет место инфляционный разрыв, величина которого находится в виде разницы между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS).

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться        совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до не инфляционного уровня полной занятости .

Рис. 2.1 Инфляционный разрыв

 

Рецессионный разрыввеличина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до не инфляционного уровня полной занятости.

Найдём величину инфляционного разрыва доходов:

 

Y = Y* - Y                                                                                                                (2.3)

 

Y = 690,5850  = -159,5 (млрд.руб.) - инфляционный разрыв доходов.

                                                                                                                    

                                           

Рисунок 2.1 – Модель «расходы-доходы» («кейнсианский крест»)

Кейнс показал, что рост расходов ведёт к росту дохода, однако доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т.е. с эффектом мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов (m) – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на еденицу.

Найдём величину инфляционного разрыва расходов (∆Ep), используя формулу:

Y = ∆Epm                                                                                                            (2.4) 

где m - мультипликатор автономных расходов

                                                                                                      (2.5)

= 3,125

Выразим ∆Ep:

 

Ep = ∆Y/m                                                                                                               (2.6)

 

Ep = - 157,05/3,125 = - 50,256 (млрд.руб.) - инфляционный разрыв расходов.

Для построения графика находим точки пересечения с осями координат.

Y=0:

 

Е = Са+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G                                                                           (2.7)

 

Е1 = 100 + 0,8∙(0-110-0+10)+110+100 = 230 (млрд.руб.)

Е1 – кривая планируемых расходов Ep1

Зная, что Ep = Ep2Ep1                                                                                                                                        (2.8)

находим Ep2 .

 

Ep2 = Ep1 + ∆Ep                                                                                                        (2.9)

 

Ep2 = 230 - 50,256 = 179,7 (млрд.руб.) – кривая планируемых расходов Ep2.

E=0:

Y1=718,75 (млрд.руб.)

Y2=561,7 (млрд.руб.)

Изобразим инфляционный разрыв графически:

Рис. 2.1 Инфляционный разрыв на конкретном примере

в) определите равновесные величины потребления и сбережений домашних хозяйств.

Из формулы (2.2) находим равновесный уровень потребления:

C = 90 + 0,8(850 – 40 – 0,1*850 + 50) = 710 (млрд.руб.)

 

Y = C + S => S = Y – C                                                                                           (2.10)

 

где Sсбережения домашних хозяйств – часть располагаемого дохода, которая в текущий момент домашними хозяйствами не потребляется.

Находим равновесный уровень сбережений:

S = 850 – 710 = 140 (млрд.руб.)

г) в связи с усилением экономической нестабильности предельная склонность к сбережению домохозяйств увеличивается на 10%, как это повлияет на равновесный ВВП, что произойдет с кривой планируемых расходов? Покажите на графике.

В связи с усилением экономической нестабильности, предельная склонность к сбережениям (MPS) домашних хозяйств увеличилась на 10%. Вычислим, как это повлияло на равновесный ВВП.

MPS – предельная склонность к сбережению – показывает насколько увеличатся сбережения при увеличении дохода на единицу.

Используем формулу:

MPS + MPC = 1                                                                                           (2.11)  MPS = 1 – MPC                                                                                                     (2.12)

MPS= 1 – 0,8 = 0,2

По условию сказано, что предельная склонность к сбережению домашних хозяйств увеличилась на 10%, то есть

MPS1 = 0,2*1,1 = 0,22;

следовательно, MPC1 = 0,78

Подставим это значение в формулу равновесного уровня ВВП и получим:

Y1 = 90 + 0,78(Y140 – Y1*0,1 + 50) + 60 + 80

0,298Y1 = 237,8

Y1 = 797,98 (млрд.руб.)

То есть при увеличении предельной склонности к сбережению домашних хозяйств на 10% равновесный ВВП (Y) уменьшится с 718,65 до 688,43 млрд.руб..

Y1 = 688,43– 718,75 = - 30,3 (млрд.руб.)

Вычислим инфляционный разрыв расходов:

E = -30,3/2.98 = -10,17 (млрд.руб.)

Чтобы увидеть, что произойдёт с кривой планируемых расходов, строим график.

Для построения графика находим точки пересечения с осями координат.

Y=0:

Eр1 = 100 + 0,78∙(0-110-0+10)+110+100 = 232 (млрд.руб.) – кривая планируемых расходов Ep1.

Ep2 = 232 - 10,17 = 221,8 (млрд.руб.) – кривая планируемых расходов Ep2.

E=0:

Y1=688,43 (млрд.руб.)

Y2=561,7 (млрд.руб.)

Изобразим сдвиг кривой планируемых расходов при увеличении MPS на 10% на графике:

Рис. 2.2 Изменение кривой планируемых расходов

 

2.2 Макроэкономическая политика и её влияние на равновесие товарного рынка.

 

Используя данные п. 2.1 определите:

а) как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы:

      что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите графически)?

      какова величина мультипликатора государственных расходов?

      как изменится сальдо государственного бюджета?

Фискальная политика – совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Выделяют два вида фискальной политики:
1) стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.
2) сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение  инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.

Из пункта 2.1 равновесный уровень дохода Y = 718,75 млрд.руб.

Равновесный уровень ВВП изменится на величину, равную

Y = - 157,05 млрд.руб.             

Для достижения потенциального уровня ВВП (Y*) правительство должно снизить свои расходы, а следовательно, и государственные закупки. Таким образом, если государственные закупки уменьшаются на величину ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вниз на эту же величину, а равновесный объём дохода () снижается до потенциального (Y*) на величину ∆Y.

Y = ∆Gmg,(2.13)

где  (2.14) – мультипликатор государственных закупок c учётом ставки налогообложения.

Y>∆G, так как ∆Y = ∆Gmg,

mg = 3,125

Тогда величина, на которую изменятся государственные закупки будет равна

G =∆Y/ mg, (2.15)

∆G=- 157,05/3,125 = -50,256 (млрд.руб.)

 

Покажем ситуацию графически:

Рис. 2.3 Изменение кривой планируемых расходов при снижении государственных закупок

Найдём сальдо государственного бюджета и его изменение после снижения государственных закупок на величину ∆G.

До вмешательства правительства:

Доходы государственного бюджета = T+Yt,(2.16)

Доходы государственного бюджета = 110 + 718,75*0,15 = 217,813(млрд.руб.)

Расходы государственного бюджета = G+TR,(2.17)

Расходы государственного бюджета = 100 + 10 = 110(млрд.руб.)

Сальдо государственного бюджета = доходы государственного бюджета − расходы государственного бюджета,(2.18)

Сальдо государственного бюджета = 217,813 – 110 = 107,813 (млрд.руб.) – положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.

После вмешательства правительства:

Тогда сальдо государственного бюджета1 = (T + t*Y*) – (G + ΔG + TR),(2.19)

сальдо государственного бюджета1 =(110 + 0,15*561,7) – (100 – 50,256 + 10) = 194,255 – 59,744 = 134,511 (млрд.руб.) – положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.

Таким образом видим, что при снижении государственных расходов на величину ∆G сальдо государственного бюджета увеличилось на ∆Сальдо = |Сальдо - Сальдо1 | = |107,813-134,511| = |-26,698| = 26,698 (млрд.руб.)

б) как должны измениться налоговые поступления для достижения потенциального ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:

      что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите на графике)?

      какова величина мультипликаторов налогов?

      как измениться сальдо государственного бюджета?

Для достижения потенциального уровня ВВП (Y*) правительство должно увеличить налоговые поступления. Таким образом, если налоговые поступления увеличиваются на величину ∆Т, то располагаемый доход уменьшается на эту же величину. Планируемые расходы уменьшаются на величину (Т∙МРС), что сдвигает вниз кривую планируемых расходов и равновесный объём дохода () снижается до потенциального (Y*) на величину Y.

Y = ∆Т∙, (2.20)

где , (2.21) – мультипликатор налогов c учётом ставки налогообложения

Y>∆Т, так как ∆Y = ∆Т∙

= = 2,5

Тогда величина, на которую изменятся налоговые поступления будет равна:

∆Т = ∆Y /,(2.22)

∆Т = - 157,05/(-2,5) = 62,82 (млрд.руб.)

Значит следует увеличить объём налоговых поступлений на величину 62,82 млрд.руб..

Покажем ситуацию графически:

Рис. 2.4 Изменение кривой планируемых расходов при увеличении налогов

Cальдо государственного бюджета2  = (T + ΔT  + t*Y*) – (G + TR),(2.23)

Cальдо государственного бюджета 2= (110  + 62,82 + 0,15*561,7) – (100 + 10) = 147,075 (млрд.руб.) − положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.

Таким образом видим, что при повышении налоговых поступлений  на величину ∆Т сальдо государственного бюджета увеличилось на ∆Сальдо = |Сальдо - Сальдо2 | =|107,813-147,075| = 39,26 (млрд.руб.)

в) как должны измениться трансферты для достижения потенциального ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:

      что произойдет с кривой планируемых расходов (покажите на графике)?

      какова величина мультипликаторов трансфетов?

      как измениться сальдо государственного бюджета?

Какая из фискальных мер наиболее эффективна?

Для достижения потенциального уровня ВВП (Y*) правительство должно уменьшить трансфертные платежи. Таким образом, если трансферты уменьшаются на величину ∆TR, то располагаемый доход снижается на эту же величину. Планируемые расходы уменьшаются на величину (TR∙МРС), что сдвигает вниз кривую планируемых расходов и равновесный объём дохода () снижается до потенциального (Y*) на величину ∆Y.

Y = ∆TR, (2.24)

где mTR, (2.25) – мультипликатор трансфертов c учётом ставки налогообложения.

Y>∆TR, так как ∆Y = ∆TR

= =2,5

Тогда величина, на которую изменятся трансферты будет равна

TR =∆Y /mTR,(2.26)

TR = -157,05/2,5 = - 62,82 (млрд.руб.)

Покажем ситуацию графически:

Рис. 2.5 Изменение кривой планируемых расходов при уменьшении трансфертов

Cальдо государственного бюджета = (T + t*Y*) – (GTR+ ΔTR),(2.27)

Cальдо государственного бюджета 3 = (110 + 0,15*561,7) – (100 + 10 – 62,82) = 147,075 (млрд.руб.) - положительное сальдо, то есть профицит государственного бюджета.

Таким образом видим, что при снижении трансфертов на величину ∆ТR сальдо государственного бюджета увеличилось на ∆Сальдо = |Сальдо – Сальдо3 |= |107,813-147,075| = 39,26  (млрд.руб.)

Из вышеприведенных вычислений можно сделать вывод, что правительство применяет сдерживающую фискальную политику за счет снижения государственных закупок и трансфертов и увеличении налогов. Наиболее эффективной фискальной мерой является изменение величины государственных закупок, так как эта величина влияет на совокупный доход прямо, а не косвенно, в отличие от налогов и трансфертов. Мультипликатор государственных закупок больше, поэтому для достижения изменения совокупного дохода приходится производить меньшее изменение государственных закупок, чем налогов или трансфертов в аналогичной ситуации.

 

 

Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирование