Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 21:20, реферат
Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются.
Реферат
Малое и крупное предприятие.
Фермерство
сделала
ученица 28 гр.
Козярик Алёна
Малый и крупный бизнес
Малые и крупные фирмы различаются не только размерами. Они по-разному взаимодействуют с рынком.
Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.
В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.
Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов, точнее ,«организационного жирка», т.е. резервного запаса ресурсов, который компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за своей высокой доли на рынке. Так, снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать (см. п. 2.6 и 12.4), тем самым ослабляя одну из основ рынка — конкуренцию. Поэтому государство проводит антимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям (см. гл. 12).
В то же время крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и требующих больших расходов капитала (капиталоемких). «Как только мы посмотрим на показатели производства отдельных товаров, то выяснится, что наибольшего прогресса добились ... именно крупные концерны», — писал Шумпетер. Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин и энергетического оборудования, а также массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы). Отсюда двойственное отношение государства к крупным компаниям: с одной стороны, их стремятся ограничивать (через антимонопольную политику), а с другой стороны, их поддерживают как столпов наукоемких и капиталоемких отраслей.
Экономика представляет собой совокупность крупных, средних и малых фирм. Статистика большинства стран четко классифицирует обычно крупный и малый бизнес, средний же бизнес занимает как бы промежуточное положение. Сочетание различных по размеру фирм не одинаково в разных отраслях экономики и определяется прежде всего эффектом масштаба.
В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко — более 60%) ВВП. Он, безусловно, доминирует во многих отраслях машиностроения (в общем и транспортном машиностроении. в электротехнической промышленности и приборостроении), в химической промышленности, в черной и цветной металлургии, в топливно-энергетическом комплексе и в добывающей промышленности. Растет концентрация производства и во многих отраслях сферы услуг. Особенно это касается таких отраслей сферы услуг, как высшее образование, здравоохранение, финансы, производство программного обеспечения, информационные услуги, транспорт, торговля и др. Так, в США, например, на долю крупного бизнеса (статистика относит к крупным предприятиям с числом занятых 500 и более человек) приходится около 60% ВВП и 47% всей рабочей силы. Объемы продаж и масштабы капитализации (т.е. рыночной стоимости акционерного капитала) отдельных крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллиардов долларов и вполне сопоставимы с ВВП многих стран мира. Масштабы капитализации корпорации «Дженерал Электрик», например, составляли в 2002 г. около 380 млрд долл., корпорации «Эксон Мобил» — 300 млрд долл., «Оптируй» — 255 млрд долл., «Интел» — 204 млрд долл.
Но в России роль крупного бизнеса
еще выше, чем в других странах.
В 2002 г. на предприятиях крупного и среднего
бизнеса (отдельная статистика по крупному
бизнесу в России отсутствует) было
создано почти 89% ВВП. Это, однако, не
достоинство российской экономики,
а ее недостаток и говорит о
недостаточном развитии малого бизнеса.
Заметно отстает от развитых стран
и уровень капитализации
Малый бизнес играет важную роль в
современной экономике. В разных
странах критерии отнесения компаний
к категории малого бизнеса различны.
В США, согласно официальной статистике,
к малому бизнесу относятся все
предприятия с числом занятых
менее 500 человек. В России к субъектам
малого предпринимательства относятся
коммерческие организации, в уставном
капитале которых доля участия государственной
собственности РФ и субъектов
Федерации, муниципальной собственности,
собственности общественных и религиозных
организаций, благотворительных и
иных фондов не превышает 25% и у которых
средняя численность работников
не превышает следующих предельных
величин: в промышленности, строительстве
и на транспорте — 100 человек, в сельском
хозяйстве и научно-
Малые предприятия получили в России все еще слабое развитие. В 2002 г. в стране насчитывалось только 882,3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн человек (11% общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем в 40-60% общею числа занятых. На малых предприятиях России производилось в 2002 г. лишь 11% ВВП страны, в то время как в США-более 40% ВВП.
Предприятия малого бизнеса России крайне неравномерно распределены по территории страны. Так. в начале 2000-х гг. на Москву приходилось около 25% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято более 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время примерно в 1/3 субъектов РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% общего числа таких предприятий.
Весьма неравномерно распределение малых предприятий по отраслям российской экономики. В 2002 г. натри отрасли приходилось почти 80% занятых в малом предпринимательстве: 39% занятых приходилось на торговлю и общественное питание, 20% — на промышленность, 18,6% — на строительство.
Слабое развитие малого предпринимательства
в России во многом связано с неразвитостью
механизмов его государственной
поддержки. Во многих развитых странах
существует хорошо разработанная система
государственной поддержки
Помимо деятельности AMБ представители малого бизнеса получают поддержку от региональных органов исполнительной власти, при которых действуют 19 тыс. комиссий по экономическому развитию. Главная цель этих комиссий — способствовать в конкретном регионе развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос именно в данной местности. Данные комиссии оказывают малому бизнесу следующие виды поддержки:
Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.
|
· Основы бизнеса
Бизнес
Смежные предметы
Фермерство – это занятие любой отраслью сельского хозяйства на арендованной или собственной земле. Различают мелкое и крупное фермерские хозяйства, которые отличаются между собой целевым предназначением, уровнем затрат и доходов.
Сегодня многие желают завести собственное дело и поэтому обращают свое внимание нафермерство. С чего начать? Очень многие сталкиваются с проблемой созданиясобственного хозяйства. Как правило, вкладывать большие средства не каждому по силам, а брать под фермерство кредит в банке не очень хочется. Поэтому большинство начинающих фермеров пытаются наладить небольшое хозяйство, которое приносило бы стабильный, пусть и небольшой доход. Для этого часто используют собственные или арендованные земельные участки и свои силы.
Для начала лучше
всего подходит овощеводство – и
просто, и доступно, и требует
минимальных затрат на покупку семян
и удобрений. Более того, овощеводство
– сезонный вид работы, который
имеет свои пики производства и продажи.
В свободное время можно
Фермер, по сути, является
предпринимателем, который рассчитывает
на получение определенной прибыли
с продажи собственной