Маломожейковской церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

Церковь Рождества Богородицы ― церковь оборонительного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры. Находится в деревне Мурованка Щучинского района Гродненской области. Есть у церкви еще одно наименование — «Маломожейковская». А все потому, что раньше храм относился к деревне Малое Можейково Лидского района .
Немного в Европе сохранилось храмов подобного оборонного типа: 2 из них в Беларуси, есть еще в Польше в Брохове и на Украине в Скилевке.

Содержание

1)Введение
2)История
3)Архитектура церкви
4)Заключение
5)Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 699.62 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической истории 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По  теме: «Маломожейковской церковь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка                                                Котова Валерия Сергеевна

                                                                               ФВШТ, 1 курс, ДТТ-1                     

 

 

Минск 2013

Содержание:

1)Введение

2)История

3)Архитектура церкви

4)Заключение

5)Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Церковь Рождества Богородицы ― церковь оборонительного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры. Находится в деревне Мурованка Щучинского района Гродненской области. Есть у церкви еще одно наименование — «Маломожейковская». А все потому, что раньше храм относился к деревне Малое Можейково Лидского района .

Немного в Европе сохранилось  храмов подобного оборонного типа: 2 из них в Беларуси, есть еще в  Польше в Брохове и на Украине  в Скилевке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История

Построена между 1516 и 1524 годами. Маломожейковскую церковь строили магнаты Мацкевичи-Шкленские, на средства местного помещика Шимки. В конце 16 века их род прервался, поскольку дочери вышли замуж.

В церкви сохранились две мраморные плиты  над склепом, одна из них вмурована  в стену с надписью: «Наивеликшему  и наймилейшему Богу. Посмертные останки  Шимки-Маски Лундзиловича, тут от 1884 года похованого, фундатор этой церкви Казимир Костровицкий, наследник, поставил ему этот памятник в отреставрированной святыне. 1808 год». На второй плите изображены воинские доспехи и оружие польско-литовского войска с надписью: «Навеликшему и  наимилейшему Богу и в Его славу  паставил этот памятник в этой церкви на вечную память Казимир из Кострова Костровицкий, дедич в Можейкове  Лидского повета и в Подолии Слонимского  повета. Эту церкву он по-новому обновил  и фундовал алтарь римского обряда для желудокских кармелитов. 1822 год».

 

Не сохранилось ни одного документа, который бы подтверждал, что церковь была построена в этот промежуток времени. А все потому, что три века храм существовал как православный, два века он был униатским. Когда церковь переходила в руки униатов, то православные священники были отправлены в изгнание. И все, даже самые древние документы, они забрали с собой. Однако об этом временном диапазоне свидетельствует архитектура храма, которая была характерна для первой половины XVI столетия.

 

Некоторые исследователи старины, археологи, осмотрев кладку кирпича и особенности  сооружения, высказали мнение, что  Маломожейковская церковь построена  почти на 100 лет раньше, в одно время с подобной ей церковью в  Сынковичах, в XV веке. Назван даже конкретный год — 1407. Об этом свидетельствует  и буклет, который был издан  в 1907 году к 500-летию возведения храма. Правда, есть и еще одна версия.

В ходе реконструкции  церкви в 1817 и 1871-1872 годах при расчистке  погребов, которых было два, в малом  нашли надгробные камни, а под  ними — человеческие останки. На одном из камней сохранилась надпись «Христов раб иерей Авраамий», а год был указан 1469. Это также доказательство тому, что храм существовал уже в XV веке. Однако этот факт можно опровергнуть, если предположить, что на месте церкви стоял деревянный храм, в подвале которого хоронили умерших первосвященников. А в большом подвале, поскольку храм оборонного типа, по всей вероятности, хранилось вооружение, продовольственные запасы, церковная утварь и драгоценности.

 

В годы Первой мировой здесь держали военнопленных, в алтарной части хранили продукты. Поэтому здесь было много крыс, которые изгрызли все, что смогли. Много чего разрушили и сами военнопленные. В начале 20 века сюда вернулся настоятель Лев Савицкий, сразу взялся за восстановление храма. Эвакуированные в начале войны в Москву ценности назад вернуть не удалось. Позже храм принадлежал католикам, потом был закрыт и использовался как склад, был в страшном запустении. В 1993 году вновь отдали православным.

С 1864 году при церкви работала церковно-приходская школа, после пожара жители построили  при церкви училищный дом. Перед  Первой мировой войной здесь были три церковно-приходские школы: в  Можейках, Шпильках и Огородниках. В 1906 году на средства Виленского Свято-Духова братства церковь была отремонтирована.

Архитектура церкви

Храм  представляет собой одно апсидное трехнефное сооружение. Стены церкви сделаны  в технике готической кладки из сильно обожженного кирпича-перчатки. На каждом кирпиче есть отпечатки. Одни говорят, что это мастер ставил клеймо, другие, что это по нему прошлось животное, пока кирпич сушился. Внешне Мурованка выглядит большей, чем внутри. А все потому, что толщина стен достигает 2 м, а фундамент — более 2,5. Согласно историческим данным, до 1817 года в стенах церкви был тайный ход.

До начала XIX века в церкви были опускаемые железные двери (герсы). При перестройках 1817 и 1871—1872 годов к главному фасаду пристроен притвор, надстроены западные башни, понижена крыша, устроены карнизы  и увеличены окна. На западных башнях во времена унии стояли железные статуи ангелов: один с трубой, другой с  мечом, ― меняющие направление от ветра. Во время перестроек утеряны  некоторые характерные детали: исчезли  бойницы с восточного фасада, часть  бойниц главного и боковых фасадов  замуровали, разобраны лестницы алтарных башен. Несмотря на это, в основных чертах церковь сохранила первоначальный облик.

Во внутреннем убранстве церкви сохранились и великолепные голосники – керамические сосуды, которые замуровывались в стены церкви для создания совершенной акустики, и восхитительные по своей готической природе своды. В европейской готической архитектуре такие своды называли «цветочными» или «кружевными».

Сегодня стены церкви в Мурованке представляют собой сплетение орнаментов. Даже издалека можно легко различить  побеленные элементы и элементы, где  красный кирпич выполняет не только свою строительную, но и эстетическую функцию. Сочетание красного кирпича  и побелки, круглых башен и  полукруглых двойных «обманных» арок, выпуклых и вдавленных крестов  на стенах и башнях уже само по себе очень декоративно.

Древние архитекторы предусмотрели  все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся  уровней обороны. Имеются и бойницы  для лучников – под самой крышей. Эти бойницы использовались для  дальнего боя. Сперва в них заседали лучники, после – арбалетчики. Кроме  того, бойницы для среднего и ближнего боя также располагались как  в толще основных стен, так и  башен. А некоторые из специальных  военного назначения отверстий специально были предназначены для выливания  горячего масла на нападающих.


Список использованной литературы

 

  1. Трацэускi У. В. Цэрквы-крэпасцi у Сынковiчах i Малым Мажэйкаве. ― Мн., Полымя. 1989.
  2. lidainter.net/item/murovanka-tserkov-rozhdestva-bogoroditsy/
  3. belarus-travel.by/2008/11/09/murovanka-600-letnij-xram-krepost-s-chertami-gotiki-virtualnaya-ekskursiya/

Информация о работе Маломожейковской церковь