Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
I. Малый бизнес………………………………………………………….……5
1. Место малых предприятий в структуре экономики.................................5
2. Особенности малого предпринимательства в России..............................8
3. Малый бизнес и государственная политика..............................................9
4. Государственная политика в области малого предпринимательства…10
II. Роль малых предприятий в экономике России.......................................13
1. Социальная роль.........................................................................................13
2. Политическая роль.....................................................................................14
3. Экономическая роль...................................................................................15
Заключение......................................................................................................16
Литература...............................

Вложенные файлы: 1 файл

контр. работа малый бизнес.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       по микроэкономике      

Тема:  Малые предприятия и их роль в экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение...........................................................................................................3

I. Малый бизнес………………………………………………………….……5

1. Место  малых предприятий в структуре  экономики.................................5

2. Особенности  малого предпринимательства в России..............................8

3. Малый бизнес и государственная политика..............................................9

4. Государственная  политика в области малого  предпринимательства…10

II. Роль малых предприятий в экономике России.......................................13

1. Социальная  роль.........................................................................................13

2. Политическая  роль.....................................................................................14

3. Экономическая  роль...................................................................................15

Заключение......................................................................................................16

Литература.......................................................................................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

     Почти треть населения России, так или  иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

     Но  в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.

     Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. МАЛЫЙ БИЗНЕС

1. Место малых предприятий в структуре экономики

     Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

     Рассматривая  частный сектор экономики, можно  говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

     Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

     Средний бизнес в большей мере зависит  в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

     Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

     Хотя "лицо" любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

     Высокая приспособляемость и массовый охват  практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

     Одна  из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах  с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

     Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке. Но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. 

2. Особенности  малого предпринимательства в  России 

     Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

     Российские  малые предприятия обладают высокой  степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

     Важным  экономическим условием становления  малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе. 

     3. Малый бизнес и государственная  политика 

     Малый бизнес без поддержки государства  и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

     К определению целей и задач  государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.

     В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно-монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.

     Имея  доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне. 

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике