Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. работа Экономика 1курс.docx

— 56.48 Кб (Скачать файл)

      Третье  направление включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания  средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных  накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается  проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация  в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства. 

      Если  индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского  кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для  положительного решения чаще всего  требуется успешное ведение бизнеса  не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный  капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [8, cтр.6].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны. 

      В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются  также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей  перспективе ставки кредитования заемщиков  малого бизнеса вряд ли опустятся  ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса  предполагает определенный риск и высокие  издержки, банки закладывают все  это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно  ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные  налоговые изменения, позволяющие  легализоваться малому бизнесу, могли  бы еще больше способствовать этому[8, cтр.7]. 

      Итак, одним из наиболее важных направлений  государственной поддержки я  является льготное кредитование. Поэтому  законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено  льготное кредитование и страхование  субъектов малого предпринимательства  с компенсацией соответствующей  разницы кредитным и страховым  компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. 

      Кроме льготной кредитной политики применяется  и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются  льготы по налогообложению субъектов  малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных  и страховых организаций. 

      Большую роль в государственной поддержке  малого бизнеса должны сыграть государственные  и муниципальные фонды. Фонды  поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и  в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению  и условиям жизни они близки к  большей части населения и  составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности.

      В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны в мир  рыночной экономики.  

      Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к  интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях  предпринимателей.  

      Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в  виду, что базисом этих реформ и  гарантом их необратимости может  служить только многочисленный средний  класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение  России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии. 

      Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в  первую очередь малого бизнеса, неизбежно  должны выдвигаться в центр государственной  политики. Анализ ситуации свидетельствует  о том, что малое предпринимательство  начинает играть все более весомую  роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников 
 

      1. О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации: федер.  закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник  законов Российской Федерации.  М.: Эксмо, 2004. С.513-517. 

      2. Бородина, В.В. Малые предприятия.  М.: Книжный мир, 2001. 367 с. 

      3. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с. 

      4. Бухвальд, Е.М. О роли малого  предпринимательства в развитии  экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1. 

      5. Виленский, А. Финансовая поддержка  малых предприятий // Экономист. 1999. №9. 

      6. Власова, В.М. Основы предпринимательской  деятельности. / В.М. Власова - М.: Финансы  и статистика, 1995. - 212 c. 

      7. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г.  Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. 478 с. 

      8. Заславская, О. Новые программы  сделают кредит доступным для  малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. 

      9. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое  предпринимательство / М.Г. Лапуста,  Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА - М, 1997. 257 с. 

      10. Лебедева, С.Ю. Регулирование и  поддержка малого и среднего  предпринимательства в ЕС и  России // Менеджмент в России  и за рубежом. 2001. №1. 78 с. 

      11. Малое предпринимательство //Налоговый  вестник, №2, 2002, стр.3 

      12. Орлов, А. Перспективы Развития  малого предпринимательства в  России // Вопросы статистики. 2002. №7. 

      13. Разумнова И. Мелкие предприятия  в промышленности США// Проблемы  теории и практики управления, 1993, стр. 18. 

      14. Тихомирова А Инвестиционный  климат в России: региональные  рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 1997 

      15. Ходов, Л. О структуре малого  бизнеса и особенностях его  мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7. 

      16. Шулус, А.. Субъекты малого предпринимательства  и система его государственной  поддержки // Российский экономический  журнал. 1997. №5-6. 

      17. Шулятьева, Н. А. Малый бизнес  в условиях рынка // Деньги и  кредит. 1992. № 1.


Информация о работе Малый бизнес