Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 09:14, курсовая работа
Данную тему я считаю актуальной для Беларуси на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насы-щение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополни-тельных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой националь-ной экономике высокоразвитого и эффективного малого предприниматель-ского сектора.
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Беларуси и за ру-бежом.
Реферат……………………………………………………………………………3
Введение 4
1 Понятия и функции малого бизнеса 6
1.1 Теоретические основы функционирования малого бизнеса 6
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства. 10
2 Малый бизнес в современной рыночной экономике 17
3 Малый бизнес в Республике Беларусь 23
3.1 Анализ состояния малого бизнеса на современном этапе 23
3.2 Проблемы функционирования малого предпринимательства в Беларуси. 27
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 29
Список используемой литературы 38
Приложение А. Количество субъектов малого предпринимательства – юри-дических лиц, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособ-ном возрасте в Беларуси 39
Приложение Б. Структурная схема обеспечения выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства и сравнение ожидаемых и дос-тигнутых результатов 40
3 Малый бизнес в Республике Беларусь.
3.1
Анализ состояния
малого бизнеса
на современном
этапе.
Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси? Уверенное и целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы его проблемы: сбыт, технологии, конкуренции, налоги, контролёры или бандиты? Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы – независимые и пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик? [5, с.11]
Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [7, с.21].
В
Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше
78 тыс. юридических лиц
Президент
отметил, что некоторые
Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие [8, c. 11].
По данным на 01.01.2000г. в республике работало 26787 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998г.; количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [5]
Удельный вес убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года [5].
К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.
Негативное влияние на рост численности субъектов хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов хозяйствования в 1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур, функционирующих в сфере предпринимательства, в связи с введением рентного сбора, при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных средств предприятий.
Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур [4, с. 43].
Все
мероприятия государственной
3.2
Проблемы функционирования
предпринимательства
в Беларуси.
На протяжении
2011 года (в период с 1 мая и по 31
декабря) польские консультанты неправительственной
организации «Fundacja Institutum Orientalium» совместно
с представителями неправительственной
организации «За свободное развитие предпринимательства»
(Беларусь-Украина) работали в Могилеве,
Бресте и Гродно (областных городах Беларуси).
Проект под названием «Предпринимательство
по-белорусски» предусматривал стажировки
для белорусских предпринимателей в Польше,
обмен опытом в своей деятельности и налаживание
прямых связей между предпринимателями
родственной направленности.
На протяжении
деятельности данного проекта, его участниками
были сделаны определённые выводы, на
которые следует в дальнейшем обратить
внимание и принять определённые меры
по их устранению, чтобы развитие малого
и среднего бизнеса ощутило движение вперёд,
а так же, предприниматели Польши и Беларуси,
могли контактировать между собою с наиболее
меньшими потерями для своего бизнеса.
Участники данного проекта осуществляли
основную работу на территории Беларуси
в Могилёвской, Брестской, Гродненской
областях и городе Минске. Так же, деятельность
проекта велась и на территории Польши,
в местах, где проходили стажировки предпринимателей
из Беларуси. За период работы проекта
более 60 предпринимателей Беларуси, со
всех регионов, прошли длительные стажировки
у своих коллег в Польше. В Беларуси были
открыты и действовали информационные
предпринимательские пункты в Могилёве,
Бресте и Гродно, которые возглавляли
координаторы с Польши совместно со своими
коллегами в Беларуси. В ходе работы данных
пунктов шло ознакомление белорусских
предпринимателей с деятельностью предпринимательства
в Польше, информирование законодательной
базы, отбор стажёров для поездок в Польшу
и издание информационной продукции, которая
была полезна для предпринимателей в Беларуси.
Основными направлениями в деятельности
данных пунктов были сферы туризма, транспортных
услуг и развитие фермерства (сельского
хозяйства), их изучение и возможности
развития при совместной деятельности
предпринимателями Беларуси и Польши.
В процессе работы по данному проекту
реально изучались все факторы (плюсы
и минусы), которые могут быть и есть в
настоящее время в предпринимательской
работе в Беларуси.
Проблемы, которыми сегодня живет белорусский
бизнес, перечислять можно долго,
но, в данный момент мы представим вам
лишь те, основные, которые были вычленены
нами в ходе совместной работы по данному
проекту между ОО «За свободное развитие
предпринимательства» (Беларусь-Украина)
и польской Fundacja Institutum Orientalium (Poland). Представим
вам факторы, которые отрицательно влияют
на работу бизнеса в Беларуси и при положительном
решении которых могут произойти определённые
улучшения в сфере предпринимательской
деятельности. В процессе совместной работы
на территории Беларуси и обмена опытом
с польскими предпринимателями в Польше,
нами было учтено и то, что в Беларуси получать
достоверную информацию о предпринимательстве
и реальной законодательной базе представляется
довольно таки тяжело по ряду причин:
- малое количество независимых общественных
организаций и НГО, которые занимаются
вопросами предпринимательской деятельности
и правозащитной работой их представителей
- нежелание представителей органов власти
идти на контакт с такими структурами
и их активом
- слабое информирование со стороны органов
власти представителей малого и среднего
бизнеса по вопросам законодательства
в этой сфере
- контроль со стороны правоохранительных
органов за деятельностью предпринимательских
НГО, активистами и гостями, посещающими
эти организации и ведущими с ними совместную
работу
- не соблюдение со стороны органов власти
существующего законодательства по предпринимательству
и расхождение его в реальности с написанным
- отсутствие или слабое наличие независимых
СМИ и интернет ресурсов, которые занимаются
вопросами предпринимательства
- нет инициативы на местах со стороны
органов власти в вопросах поддержки и
развития малого и среднего бизнеса
- судебная система полностью в спорных
вопросах по предпринимательской деятельности
стоит на стороне государственных органов
- бизнес в основной своей массе завязан
на работе чиновником, что порождает большие
коррупционные схемы действия и давление
на него представителей государственных
органов власти
Итак, основные факторы мешающие развиваться
предпринимательству в Беларуси
- Большая нагрузка привлекает мало денег
Единое экономическое
пространство Беларуси, России и Казахстана,
которое начнет функционировать с 1 января
2012 года, настораживает белорусские бизнес-ассоциации.
В первую очередь из-за того, что размеры
налогов, существующие в Беларуси, серьезно
отличаются от той фискальной нагрузки,
которая установлена в России и Казахстане.
Взять, к примеру, так называемый социальный
налог — платежи предприятий в белорусский
Фонд социальной защиты населения. На
платежи в ФСЗН приходится в ряде случаев
более половины налоговой нагрузки, которую
несут белорусские предприятия и предприниматели
по стране в целом. В других же странах
ЕЭП социальный налог существенно ниже,
чем в Беларуси. В Беларуси платежи в ФСЗН
составляют 34% от фонда заработной платы
предприятий. В России, если брать в среднем,
социальный налог составляет порядка
26%, а в Казахстане — 11%.
Ниже в других странах ЕЭП и налог на добавленную
стоимость, и налог на прибыль, и налог
для предприятий, которые пользуются упрощенной
системой налогообложения. Белорусские
предпринимательские союзы считают, что
в условиях более низкой налоговой нагрузки
бизнесмены предпочтут делать деньги
где-нибудь в России или в Казахстане,
а не в Беларуси.
Вывод очевиден: чтобы бизнес хотел открывать
и развивать предприятия на территории
Беларуси, фискальная нагрузка здесь должна
быть не выше, чем в других странах ЕЭП
или ЕС. В Беларуси однозначно нужно уравнять
налоговую нагрузку с другими странами
ЕЭП и ЕС, а лучше — сделать ее ниже, чтобы
именно в Беларуси стремились развивать
бизнес.
Еще одна проблема,
которая мешает работать бизнесу, —
отсутствие равных условий хозяйствования.
Равенство прав собственности гарантирует
Конституция, однако на самом деле это
положение Основного закона не соблюдается.
В стране до сих пор не созданы равные
условия хозяйствования, хотя именно они
составляют основу развития открытого
конкурентного рынка, частные предприятия
ощущают, что им ограничивают доступ к
ресурсам.
Свидетельство того, что к частным предприятиям
относятся сегодня иначе, чем к государственным,
хорошо видно по ситуации на потребительском
рынке.
Ряд потребительских товаров ЧУПам вообще
давать не хотят. Это особенно характерно
для ситуации в регионах. Там местные производители
в ряде случаев отказываются давать на
реализацию частникам дефицитные товары
— мясные изделия, сыры.
Еще один вопрос,
который не красит бизнес-климат в
Беларуси, -- валютное регулирование. В
Беларуси продолжает действовать норма
об обязательной продаже 30% валютной выручки.
Кроме этого, в Беларуси продолжает действовать
еще одно ограничение в части валютного
регулирования, которая вряд ли может
считать плюсом местного бизнес-климата.
На сегодняшний день резиденты Беларуси
(в отличии от российских предприятий)
не могут свободно (без получения разрешения)
открывать счета за границей.И власти
не торопятся отменять это ограничение,
так как опасаются вывоза средств белорусских
предприятий за пределы страны. Так же,
стоит учитывать и кризис 2010 года, который
больно ударил по предпринимательству
в целом и их возможностям, в вопросах
приобретения валюты для ведения своей
деятельности.
3.3
Перспективы развития
малого бизнеса в Республике
Беларусь.
Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства – это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет". [16]
Необходимость развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Сохранение наметившейся динамики этого процесса обеспечит выполнение предусмотренных указанной Программой показателей, в том числе доведение доли данного сектора экономики в общем объеме ВВП до 20 – 22 %. [20]
В Беларуси доля малого предпринимательства в ВВП увеличится с 9 % в настоящее время до 20-22 % в 2010 г. Об этом сообщил и.о. премьер-министра Беларуси Сергей Сидорский, выступая перед депутатами белорусского парламента. "Говорят, что малое предпринимательство в Беларуси не развивается – это неправда! Каждый год мы прибавляем в развитии малого и среднего бизнеса. Спокойно, но прибавляем. Правительство на сегодняшний день настроено активно работать с предпринимателями и малым бизнесом в части увеличения производства национального продукта. Эти отрасли экономики мы будем поддерживать."
В 1 квартале 2010 года продолжилось увеличение численности индивидуальных предпринимателей. На 01.04.2010г. общее число плательщиков, находящихся на учете в налоговых инспекциях, составило 197,6 тыс. человек, т.е. возросло за рассматриваемый период по сравнению с аналогичным прошлого года на 19,6 тыс. человек. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов и сборов за 1 квартал 2010 года равнялась 172,4 млрд. рублей, т.е. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21 млрд. рублей, или на 14%. [20]
Что же было предпринято в стране для развития малого и среднего бизнеса?
В Кодексе об административных правонарушениях, вступившем в силу с 1 марта 2007г., объединены ранее регулировавшиеся множеством законодательных актов нарушения в области предпринимательской деятельности. Это позволит снизить административные издержки субъектов малого и среднего бизнеса по соблюдению действующего законодательства в рамках осуществления хозяйственной деятельности, в частности оптимизировать затраты на специализированную юридическую помощь в условиях относительно высокой их доли в себестоимости продукции, особенно в торговой отрасли.