Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 07:17, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
1. Понятие малого предпринимательства и его основные черты………..........
5
2. Зарубежный опыт малого бизнеса ……………………………………….......
8
3. Малый бизнес в России………………………………………………………..
11
3.1. Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе……………………………………………………………………………...

12
3.2. Особенности применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства на территории Сибирского федерального округа……………………………………………………………..



13
4. Малый бизнес в Республике Тыве……………………………………………
16
4.1. Проект «Одно село - один продукт»……………………………………...
17
5. Малый бизнес на современном этапе: перспективы развития……………..
18
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список литературы………………………………………………………………
22

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Поступления единого  налога на территории округа в 2002 г. составили 4414,9 млн руб. (из них 519,7 млн руб. поступило  в федеральный, а 895,2 млн руб. –  в территориальные бюджеты), при  этом на долю организаций в среднем по округу приходится лишь 39,2 % от общего объема налога, на долю индивидуальных предпринимателей – 60,8 %, или 2682,4 млн руб.

В целом по округу плательщиками  единого налога на вмененный доход  в 2002 г. являлись 24 тыс. организаций  и 250 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Наибольшие поступления  единого налога обеспечены на территории Новосибирской (827,4 млн руб.), Иркутской (745,2 млн руб.) и Кемеровской (719,3 млн  руб.) областей, что составило 51,9 % от общего объема поступлений по округу [6, с.417].

 

 

4.Малый бизнес  в Республике Тыве

   В Туве на начало 2013 года насчитывается более 12,0 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля малого бизнеса в общем объеме ВРП республики данным составляет более 8,4 процента. Преобладающее число субъектов малого бизнеса (26 %) занято в сфере оптовой и розничной торговли, в операциях с недвижимым имуществом (24 %), меньше – в строительстве (13 %) и в обрабатывающем производстве (11 %).

Доля среднесписочной  численности работников малых и  средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций составляет более 11 %.

Созданы предприятия  малого бизнеса по переработке древесины, производству строительных материалов, хлебобулочных и кондитерских изделий, автозаправочные станции и другие производства.

4.1 Проект «Одно село – один продукт»

    Проект «Одно село – один продукт», реализуемый в Туве, поможет вывести малый бизнес из тени. К такому выводу пришли руководители муниципальных образований Тувы - участники первого заседания Республиканского государственного совета, которое состоялось в Кызыле 21 февраля. Проект «Одно село – один продукт»,  инициированный главой региона Шолбаном Кара-оолом в рамках подготовки к 100-летию единения Тувы и России, 100 - летию города Кызыла, является одним из важнейших для республики в 2013 году. Главным итогом его реализации должно стать создание минимум 124 производств – по одному в каждом сельском поселении, а также новых рабочих мест. К настоящему времени в муниципалитетах проведена большая работа. Проанализированы имеющиеся возможности, выявлены жители, готовые организовать выпуск продукции или расширить уже имеющееся производство. В министерство экономики уже поступили 169 предложений.

   Во всех поселениях состоялись сходы граждан, на которых рассмотрены и утверждены наиболее перспективные проекты, названы люди, имеющие предпринимательскую «жилку». В их число как раз попали и те, что уже работают, но по разным причинам официально не оформили свое дело. Причем среди них есть и такие, кто занимается именно брендовой продукцией, например, пчеловоды, владельцы небольших туристических фирм, изготовили национальных сувениров. Глава администрации Тандинского района Сергей Ондар, выступая на Ресгоссовете, рассказал, что в результате подготовительной работы по проекту «Одно село – один продукт» девять тандинских пчеловодов решили легализовать свою деятельность. В Дзун-Хемчикском районе жители поддержали проект по изготовлению изделий из камней, древесины, металлов. Мастер Ратмир Ландык готов «легализоваться», чтобы заняться изготовлением подарков и сувениров к 100-летия единения России и Тувы. Есть подвижки в этом направлении в Каа-Хемском районе.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Малый бизнес  на современном этапе: проблемы  и перспективы развития 

   Изучая перспективы развития малого бизнеса и анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие егопреимущества:  
 
1. Большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;  
2. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;  
3. Относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;  
4. Гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;  
5. Большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;  
6. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;  
7. Упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия; 
8. Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала; 
9. Сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия и др. 
 
   Малый бизнес располагает значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений из расчета на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. 
 
   Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль малого бизнеса даже в воплощении в жизнь. 
 
   Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. Важность малого бизнеса еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, он вынужден постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, 
 
   В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные функции. На современном этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий. [7, стр.560]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям: финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.); материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.); консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.); создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Однако, основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие, по-прежнему, остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее, чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко - менее 3%.

По состоянию на 1 января 2009 г. в России действовало 868 тыс. малых  предприятий (по сравнению с их количеством  на 1 января 2000 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%) [7, с.693].

   Успешное развитие малого бизнеса, в значительной степени, зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.

   Вопреки существующим мифам о высокой рискованности вложений в малый бизнес опыт прошедших лет показал, что кредитование малых предприятий, при умелой организации работы, является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Все клиенты-заемщики малых предприятий Фонда поддержки бизнеса возвращают средства полностью и в срок. Программа микрофинансирования малых предприятий показала свою жизненность и безусловную полезность. Используя механизмы микрокредитования, многие организации, располагая небольшими средствами, позволили начать свое дело большому количеству малых предприятий и предпринимателей.

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место  в хозяйстве страны.

Однако, по-прежнему, большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.

2. Анискин Ю.П. Организацияи управление в малом бизнесе, 2005. 513с

3. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с.

4. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.

5. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2004. 560с

6. Основы организации бизнеса: учебник/К.М. Пирогов, Н.К. Темнова,                  И.В. Гуськова 2-е изд., стер. М.:Кнорус, 2007. 560 с.

7. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Попляка, проф. В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007. 735 с.

8.http://www.mert.tuva.ru/directions/entrepreneurship/news/150.html-официальный портал Министерства экономики Республики Тыва

9. http://gov.tuva.ru/press_center/news/economy/956/ - официальный портал Республики Тыва

10.http://www.sibfo.ru/index.php-официальный сайт Сибирского Федерального Округа

11. http://www.rg.ru/2013/05/06/biznes-site-anons.html -Российская газета

 




Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы