Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблем малого бизнеса в России и предложить пути их решения.
Задачи:
• изучить теоретические основы малого бизнеса;
• выявить роль малого бизнеса в развитии экономики страны;
• охарактеризовать критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
• ознакомиться с особенностями становления малого бизнеса развитых стран;
• рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России;
• раскрыть содержание государственной поддержки малого бизнеса.
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса...............................4
1.1 Понятие, особенности малого бизнеса и преимущества его развития..........4
1.2 Роль малого бизнеса...........................................................................................6
1.3 Критерии отнесения предприятия к малому в России....................................7
2 Статистические данные предприятий малого бизнеса.........................................1
3 Зарубежный опыт развития предприятий малого бизнеса.................................10
3.1 Особенности становления малого бизнеса развитых стран........................10
3.2 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства в развитых странах..............................................................12
4 Проблемы становления и развития малого бизнеса в России............................14
4.1 Проблемы на пути становления малого бизнеса в России..........................14
4.2 Пути решения проблем становления и развития малого бизнеса в России.........................................................................................................................17
Заключение.................................................................................................................20
Список использованных источников.......................................................................21
Таблица 1 - Основные показатели деятельности малых предприятий по субъектам российской федерации в 2011 г.
Число малых предприятий |
Средняя численность |
Оборот малых предприятий, | ||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе на |
всего |
в том числе | |
Российская Федерация |
1836,4 |
1593,8 |
11480,5 |
4354,5 |
22613,1 |
7028,3 |
Центральный |
545,5 |
463,6 |
3488,0 |
1292,8 |
9327,0 |
2371,4 |
Северо-Западный |
259,9 |
228,5 |
1413,4 |
588,9 |
2388,4 |
656,0 |
Южный |
147,4 |
129,4 |
944,1 |
341,4 |
1628,8 |
626,9 |
Север-Кавказский |
47,6 |
42,3 |
286,8 |
105,9 |
515,0 |
240,9 |
Приволжский |
336,2 |
289,8 |
2441,1 |
1000,1 |
3649,2 |
1369,1 |
Уральский |
173,5 |
152,5 |
1010,9 |
356,3 |
1984,4 |
653,5 |
Сибирский |
245,1 |
216,9 |
1414,4 |
508,9 |
2269,0 |
838,9 |
Дальневосточный |
81,3 |
70,7 |
481,7 |
160,2 |
851,4 |
271,8 |
В феврале 2012 года Росстат
опубликовал предварительные
На малом предприятии работает, в среднем, 32 чел. Ежегодная выручка малого предприятия, в среднем, составляет порядка 60 млн. рублей.
Большинство малых предприятий - юрлица (92,7%) зарегистрированы в форме ООО. 4,6% предприятий являются акционерными обществами, из них 3,8% зарегистрированы в форме ЗАО.
Таблица 2 - Ключевые цифры по статистике малого и бизнеса в России, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г.
ИП |
Микро-предприятия (юрлица) |
Малые предприятия (юрлица) | ||
Количество зарегистрированных, ед. |
2,9 млн. |
1,4 млн. |
229 тыс. | |
Количество действующих, ед. |
1,9 млн. |
1 млн. |
227 тыс. | |
Численность работников, чел. |
5,3 млн. |
3,9 млн. |
7,2 млн. | |
Выручка, руб. |
4,5 трлн. |
5,7 трлн. |
13,3 трлн. | |
*Справочно: 13,3% от численности населения России. |
Всерьез рассуждать о малом бизнесе в России как о сколько-нибудь значимом факторе ее развития пока не приходится. У нас 238 тыс. предприятий в 1 кв. 2012 года, в США для сравнения, в 2011 году их было более 26 миллионов.
Для сравнения приводятся ключевые показатели сектора малого и среднего бизнеса в России и некоторых странах Евросоюза.
Таблица 3 - Основные показатели сектора малого и среднего бизнеса: Российская Федерация и некоторые страны Европейского Союза, 2011 г.
Россия |
Германия |
Франция |
Италия |
Великобритания |
Польша |
Эстония | |
Количество МСП |
3,2 млн. |
1,9 млн. |
2,6 млн. |
3,8 млн. |
1,7 млн. |
1,6 млн. |
0,05 млн. |
Занятость на МСП, чел |
19 млн. |
13,6 млн. |
8,8 млн. |
12,3 млн. |
9,8 млн. |
5,9 млн. |
0,3 млн. |
Выручка, трлн. евро | |||||||
Выручка сектора МСП |
30,8 трлн. руб. |
2,2 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
0,5 |
0,02 |
На поддержку малого и среднего бизнеса в Росси за последние 3 года выделено 124,5 млрд. рублей и в 2013-2015 годах планируется выделить регионам из федерального бюджета 67,8 млрд. рублей.
3. Зарубежный опыт развития предприятий малого бизнеса.
3.1 Особенности развития малого бизнеса развитых стран.
Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке.
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
В рыночной экономике развитых
стран предпринимательство построено
на принципе кооперирования крупных
и малых предприятий, причем
крупные предприятия
Малые предприятия и их
техническое оснащение во многом
зависят от крупных производственно-
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур.
3.2 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства в развитых странах.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно - методическую систему и систему различных исследований.
Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:
1) создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
2) реализацию экономической политики, включая научно -техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
3) реализацию налоговой и кредитно - финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
4) оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
5) применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, семейных форм организации деятельности;
6) упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
7) снижение расходов по социальному страхованию;
8) поддержание занятости, социально - экономической стабильности, роста общего благосостояния населения. [ 10, с.93]
Во всех странах
созданы специальные
4. Проблемы становления и развития малого бизнеса в России.
4.1 Проблемы, встречающиеся на пути становления малого бизнеса в России.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема - недостаточная ресурсная база - как материально - техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начала собственного дела.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально -технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Однако трудность заключается в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отделены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально - техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна важная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.
Общеизвестно, что снижение
доходов населения привело к
значительному ухудшению
Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России