Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль малого бизнеса.
- рассмотреть развитие малого предпринимательства в России.
- проанализировать современное состояние и проблемы.
- оценить государственное регулирование малого бизнеса.
- выявить перспективы.
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.
В начале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие [22].
- Принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.
- Принято решение о корректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных: кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5-10,7% годовых. Поэтому предстоит провести дополнительные переговоры с банками-партнерами с учетом новых условий кредитования.
- Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.
- Принято решение о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого бизнеса- РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами малого бизнеса [22].
- Утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще 15 млрд. рублей на эти цели. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20-30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование малого бизнеса протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.
В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:
- Внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий [4].
- В конце июня во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ [2].
Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений [21]. Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:
- Упрощен доступ малых компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5-7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции [20];
- Правительством РФ, вслед за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановление о совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет [8.]
За II квартал текущего года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:
- Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля вступает в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях - достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых - 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности [5].
- В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение - отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок [18].
2.3 Перспективы в малом бизнесе
Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.
В краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе можно выделить следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.
В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.
Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро - и малого бизнеса. В первую очередь, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания. Очевидной особенностью нынешнего периода является острая нехватка денег. Резкое закрытие большинства каналов финансирования и рост стоимости ресурсов привел к нескольким важным последствиям: некоему отрезвлению рынка труда, тенденции к оптимизации бизнес-процессов и отказу от всего лишнего, появлению новых форм расчетов. В частности, открытого бартера.
Также хотелось бы выделить перспективы малого бизнеса в городе Бийске. Малое предпринимательство в городе характеризуется высоким потенциалом роста, который определяется возможностями его развития по следующим направлениям:
- развитие высокотехнологичных предприятий малого бизнеса;
- развитие бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
- развития бизнеса по оказанию транспортных и логистических услуг и соответствующей бизнес-инфраструктуры (информационные, маркетинговые, консалтинговые, сервисные услуги и т.д.);
- торговля, общественное питание, бытовые и иные платные услуги, оказание которых не требует больших инвестиционных вложений;
- развитие малых предприятий, оказывающих социальные услуги по государственным и муниципальным заказам, формирование рынка платных социальных услуг.