Малый и средний бизнес в развитии капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 02:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение роли малого и среднего бизнеса в развитии капитализма.
Задачи:
- рассмотреть понятия малого и среднего бизнеса;
- изучить опыт стран запада в развитии малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть состояние малого и среднего бизнеса в современной России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие малого и среднего бизнеса…………………………….......4-6
Глава 2. Развитие малого и среднего бизнеса в странах Запада……………7-11
Глава 3. Развитие малого и среднего бизнеса в современной России……12-14
Заключение………………………………………………………………..……..15
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

576.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования  
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Контрольная работа по истории экономики на тему:

«Малый и средний  бизнес в развитии капитализма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита,2013

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие малого и среднего бизнеса…………………………….......4-6

Глава 2. Развитие малого и среднего бизнеса в странах Запада……………7-11

Глава 3. Развитие малого и среднего бизнеса в современной России……12-14

Заключение………………………………………………………………..……..15

Литература……………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Зарождение малого и среднего бизнеса в историческом процессе наблюдается в период феодализма (появление мануфактур), но именно в период развития капитализма наблюдается наибольшее количество малых и средних предприятий, как в западных странах, так и России.   Период капитализма определен в истории с начала промышленного переворота  и научно - технической революции (середина 19 века). Первая страна, в которой произошел промышленный переворот – Англия. Далее, он распространился на остальные страны Европы (Франция, Германия, Италия и другие).

В современном обществе, в условиях рыночной экономики значительную часть предприятий составляют малые и средние предприятия. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа. В развитых странах малый и средний бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Никакая "здоровая" экономическая система не может обойтись без баланса большого и малого бизнеса.                                                                                       

Цель данной работы - изучение роли малого и среднего бизнеса в развитии капитализма.

Задачи:

- рассмотреть понятия  малого и среднего бизнеса;

- изучить опыт стран запада в развитии малого и среднего бизнеса;

- рассмотреть состояние малого и среднего бизнеса в современной России;

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие малого и среднего бизнеса.

Экономика развитых стран  представлена системой предприятий, которые  по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий  объединяет общий корпоративный  интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем. Различны место и роль этих секторов в экономике. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции. В тоже время он часто становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке.

Средний бизнес в большей  мере зависит от внутренней экономической  конъюнктуры и ведет конкурентную борьбу как внутри своей группы, так и с крупным отечественным  и иностранным капиталом. Среднее предпринимательство более тесно связано с национальными интересами.

Малое предпринимательство  представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  уже в силу своей массовости в  значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Именно благодаря деятельности малых предприятий многие продукты и услуги становятся доступными конечному потребителю. Они разнообразят количество предлагаемых товары на рынке, так как данной сфере выгоднее заниматься каждым продуктом в небольших объемах, получая таким образом прибыль от каждого вида, чем развивать какое-либо одно направление и в случае неудачи обречь себя на полный крах.

В научной литературе вместо термина "малое и среднее предпринимательство" часто употребляется термин "малый и средний бизнес". Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин "малое и среднее предпринимательство" - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а "малый и средний бизнес" - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Важен он и для России, поэтому остановимся на нем более подробно. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise - льготный) и венчурного (от venture - рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют "прогореть", если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции. Родиной венчурного предпринимательства является США, где оно возникло после второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы создаются и в России, но не получают широкого распространения, как и малый бизнес в целом. Между тем значение малого предпринимательства для России трудно переоценить, так как оно призвано:

  • без существенных капиталовложений расширить производство потребительских товаров и услуг, в первую очередь для беднейших слоев населения, составляющих в России большинство;
  • помочь выравниванию условий жизни в различных населенных пунктах;
  • вовлечь в производство материальные и финансовые средства населения;
  • трудоустроить работников, высвобождающихся из крупных предприятий.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т. д.).

Таким образом, два данных понятия взаимосвязаны, поэтому их можно рассматривать одновременно.

 

Глава 2. Развитие малого и среднего бизнеса в странах Запада.

Малый бизнес в развитых странах в настоящее время  представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость Так, в США в 90-х годах небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю в оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21% .

Согласно Закону США о мелком бизнесе (1953. r,) малая фирма существует и действует независимо от других, предприятий, но не доминирует в своей  области.

В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.

Но малые предприятия как  возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х годов  ХХ в. более 14 500 предприятий из числа  малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более  пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Малый и средний бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в  ряде развитых стран, предусматривают  приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних  предприятий, ориентированных на инновационную  деятельность;

кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических  регионов Германии;

кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в  коренной модернизации производства.

В рамках реализации федеральных  программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что малый  бизнес в Германии имеет свою специфику  и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном  уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями  торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитии капитализма