Малый и средний бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, .определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая малый бизнес.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 Поэтому одним из решающих  условий углубления проводимых  России экономических реформ, способных  вывести страну из кризиса,  обеспечить ослабление монополизма,  добиться эффективного функционирования  производства и сферы услуг,  является развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

   Потеря административного  управления, экономический хаос  и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

   Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий,  работающих в сфере торговли  и посреднических услуг,  занимает  доминирующее положение. Кроме  того, существует большое количество  предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

   В Москве, например, где раньше  преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на  несколько  десятков  торгово-закупочных.

   Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала -  все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

   Но главная  причина  сокращения числа малых предприятий  - низкий уровень финансовой обеспеченности  большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

   Еще один очень важный  фактор негативного воздействия   на малый бизнес - непрекращающийся  глубокий спад производства.

   Все это приводит к  тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить  к реальному производству продукции.

   Как показывает изучение  зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии  малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

   Весьма остра  проблема  формирования финансовой базы  становления и развития малого  бизнеса. Для этого ему должны  быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%  полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.  Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

   К настоящему времени  сделаны только самые первые  шаги в правовом и организационном   обеспечении  формирования  малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

    Для реализации данных  программ должны быть привлечены  не столько средства государственного  бюджета, сколько возможности  частного - отечественного, а при  необходимости и иностранного  капитала. Основным же направлением  использования государственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

 

Заключение.

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  • развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к  существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
  • массовое развитие МП.способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психодогии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса  в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося  среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность  связи МП с интересами местных  и региональных сообществ, что обусловливает  его зависимость от национальной основы и составляет питательную  среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Малый и средний бизнес в рыночной экономике