Малый и средний бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта ( ВВП). Во всех развитых странах малого бизнеса приходится 50-70% ВНП, в Республике Беларусь – около 10%. В США, Японии, Германии, Франции, Великобритании малые и средние предприятия составляют 99,3-99,7% от общего количества предприятий. Значимость малого бизнеса для современной экономики никем не отрицается, но достаточной поддержки со стороны государственных органов не получает. Экономической наукой накоплен большой опыт по проблемам малого предпринимательства и экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый и средний бизнес в рыночной экономике.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта ( ВВП). Во всех развитых странах малого бизнеса приходится 50-70% ВНП, в Республике Беларусь – около 10%. В США, Японии, Германии, Франции, Великобритании малые и средние предприятия составляют 99,3-99,7% от общего количества предприятий. Значимость малого бизнеса для современной экономики никем не отрицается, но достаточной поддержки со стороны государственных органов не получает.

Экономической наукой накоплен большой опыт по проблемам малого предпринимательства и экономического роста. Существенные наработки зарубежной экономичной мысли отражены во многих работах ( М. Вебер,  Дж. Кейнс, С. Кузнец, А. Маршалл, Р. Солоу). Основные аспекты темы анализировали В. Афанасьев, А. Агеев, А. Блинов, З. Бабкина, А. Виленский. Б. Злобин, Е. Катульский, С. Сироткина.

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) имеет ряд преимуществ  в сравнении с крупным производством : активизирует структурные перестройку экономики, представляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места : обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно регулирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насыщать рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширять конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.

1 июля 2010 г. принят Закон  Республики Беларусь « О поддержке  малого и среднего предпринимательства». Данный законодательный акт комплексно регулирует вопросы поддержки субъектов МСБ и направлен на определение правовых и организационных условий для его развития. Ключевым изменением нового Закона стало разделение субъектов хозяйствования на малые и средние предприятия без привязки к отраслевому принципу.

К субъектам малого предпринимательства  отнесены : индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек ; малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек.

В качестве субъектов среднего предпринимательства Законом рассматриваются  зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год, составляющий от 101 до 250 человек.

Индустриализация страны привела к чрезмерному росту  крупных и больших городов  и недостаточному развитию периферийных территорий, усилению территориальных  различий в уровне жизни населения  и проблеме занятости населения  в малых и средних городах.

Большая часть малых предприятий  ( 38,8%) и индивидуальных предпринимателей ( 19,8%) от общего количества субъектов малого бизнеса сосредоточена в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. Слабо развит сектор экономики в малых города и сельской местности, хотя именно для них в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства.

Эффективному развитию сферы  малого регионального бизнеса препятствует следующие факторы правового, экономического, организационного и социального  характера :

  • Отсутствие необходимой и достаточной и достаточной законодательной базы развития субъектов малого бизнеса, также полноценной защиты земельных прав граждан (нет в законе четких гарантий прав собственности);
  • Налогообложение – основное препятствие для развития бизнеса в стране;
  • Большое количество проверок и штрафы, неадекватные нарушения;
  • Большой документооборот и сложное администрирование. Данная проблема имеет множество аспектов, поскольку относится ко всем сферам регуляторной среды – от налогов до регулирования зарплаты;
  • Финансовому рынку присущи: ограниченный набор используемых финансовых инструментов и услуг; высокая цена кредитов, которые в основном предоставляются на короткий срок ; концентрация капиталов в крупных городах; периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины;
  • Информационный рынок характеризуется высокой ценой и низким качеством предоставляемой информации, недостаточно развитой базой данных.

Информация о работе Малый и средний бизнес в рыночной экономике