Малый и средний бизнес, его социально-экономические преимущества и развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью в данной работе будет рассмотреть характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачами курсовой работы стали следующие: рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение; изучить социально-экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса; ознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения; отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1 История развития, понятие и сущность малого и среднего бизнеса
в России.................................................................................................. 4
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России…………. 4
1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России……….. 7
1.3 Социально-экономическая специфика и особенности
функционирования малого и среднего бизнеса………………………. 10
2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в
России……………………………………………………………………. 13
2.1 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России….. 13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в РФ…………………………………………….. 18
2.3 Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России………………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………….. 28
Приложение А…………………………………………….…………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 76.42 Кб (Скачать файл)

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.[9]

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами.  Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.

Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.[10]

    1. Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России

 

Проблемы развития страны и регионов, в настоящее время, являются важнейшим императивом стратегии развития российской экономики. Сохранение её целостности и единства предполагает консолидацию политических, экономических, социальных и правовых сил и механизмов российского общества. На сегодняшний день, при оценке и анализе развития экономики и страны в целом, по мнению многих учёных и авторов,  зависит от малого  и среднего бизнеса.  
В условиях рыночных отношений предприятие, является основным звеном экономики, и по мнению многих авторов, особое место относят малому бизнесу. Важнейшей проблемой развития малого бизнеса в России, является преодоление разобщённости хозяйственных и административных структур.

Для развития в нашей стране малому бизнесу необходимо: 
-государственная поддержка 
-привлечение инвестиций, как отечественных,  так и иностранных 
-инновации 
-пониженные ставки налога на прибыль для МП.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах

 
Страны

Количество малых и средних предприятий (тысяч)

Количество малых и средних предприятий на 10 тысяч жителей

Занято на малых предприятиях (миллионов человек)

Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%)

Доля малых и средних предприятий в ВВП (% оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

68,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6450

496

39,5

78

52-55

Россия

875

57

7,5

15

9-10




 

По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.

Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:  
-особенностями современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса; 
-дифференциацией потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Прежде всего,  необходимо решить следующие задачи:     
-минимизировать влияние бюрократии на малый бизнес;  
- сделать как можно проще процедуру регистрации;  
- сократить число контролирующих органов и проверок;  
- продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.[11]

Основной проблемой малого бизнеса является привлечение инвестиций. Совершенно очевидно, что без инвестиций, без применения современной техники и технологии невозможно эффективно решать задачи повышения качества продукции, снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности продукции и предприятий, обеспечения стабильного развития и высокой эффективности производства. 
Предприятие самостоятельно определяет объёмы, направления, размеры и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно привлекает на договорной, преимущественно конкурентной, основе физических и юридических лиц для участия в деятельности по реализации инвестиций. 
Значит выбор того или иного направления вложений определяется многими обстоятельствами.

Важнейшими среди них являются: 
-инвестиционный климат в стране; 
- состояние производственно-технической базы; 
- базы промышленных предприятий; 
-кредитная политика; 
- уровень развития воспроизводственной рыночной инфраструктуры; 
-системы привлечения и освоения капитальных вложений; 
- системы налогообложения; 
-уровень развития законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности.

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся: 
-высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП; 
-избыточные административные барьеры для предпринимателей; 
-недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика; 
-достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке; 
-отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; 
-недостаточный уровень развития фондового рынка.

Таким образом, многообразие влияющих факторов нуждается в разработке единого системного подхода к оценке интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов, учитывающего все необходимые факторы их инвестиционного развития. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов.

Для  поддержки и развития малого предпринимательства можно предложить следующие действия: 
- эффективное местное управление, которое не только позволит сбалансировать бюджет, но и найдет достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры; 
- оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов; 
- активные действия по оказанию предпринимателям помощи «на старте»; 
- сокращение затрат субъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходов по продвижению их продукции (услуг) на внешнем рынке, а также компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам; 
- разработка и реализация программы подготовки кадров, которая поможет новым фирмам выжить и развиваться; 
- использование механизма лизинга и аренды оборудования.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу. 
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. 
Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. 
Любая страна должна стремиться к тому, чтобы иметь здоровую экономику, а в России для оздоровления экономики на сегодняшний день малых предприятий недостаточен.  Проблема  состоит в том, что для развития малого предпринимательства необходимо государственная поддержка, понижение ставки налогооблагаемой базы,  привлечение инвесторов.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Информация о работе Малый и средний бизнес, его социально-экономические преимущества и развитие в России