Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа
Целью в данной работе будет рассмотреть характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачами курсовой работы стали следующие: рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение; изучить социально-экономическую специфику и особенности функционирования малого и среднего бизнеса; ознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения; отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 История развития, понятие и сущность малого и среднего бизнеса
в России.................................................................................................. 4
1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России…………. 4
1.2 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России……….. 7
1.3 Социально-экономическая специфика и особенности
функционирования малого и среднего бизнеса………………………. 10
2 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в
России……………………………………………………………………. 13
2.1 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России….. 13
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в РФ…………………………………………….. 18
2.3 Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России………………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………….. 28
Приложение А…………………………………………….…………… 29
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.[9]
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.
Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа.
Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.[10]
Проблемы развития страны и регионов,
в настоящее время, являются важнейшим
императивом стратегии развития российской
экономики. Сохранение её целостности
и единства предполагает консолидацию
политических, экономических, социальных
и правовых сил и механизмов российского
общества. На сегодняшний день, при оценке
и анализе развития экономики и страны
в целом, по мнению многих учёных и авторов,
зависит от малого и среднего бизнеса.
В условиях рыночных отношений предприятие,
является основным звеном экономики, и
по мнению многих авторов, особое место
относят малому бизнесу. Важнейшей проблемой
развития малого бизнеса в России, является
преодоление разобщённости хозяйственных
и административных структур.
Для развития в нашей стране малому бизнесу
необходимо:
-государственная поддержка
-привлечение инвестиций, как отечественных,
так и иностранных
-инновации
-пониженные ставки налога на прибыль
для МП.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах
|
Количество малых и средних предприятий (тысяч) |
Количество малых и средних предприятий на 10 тысяч жителей |
Занято на малых предприятиях (миллионов человек) |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%) |
Доля малых и средних предприятий в ВВП (% оценочно) |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68,0 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
875 |
57 |
7,5 |
15 |
9-10 |
По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.
Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.
Развитие малого бизнеса вызывается
двумя обстоятельствами:
-особенностями современного этапа развития
НТР, обеспечивающего соответствующую
материальную базу для эффективного функционирования
малого бизнеса;
-дифференциацией потребительского спроса
в условиях роста доходов населения и
роста сферы обслуживания.
Несмотря на серьезность проблем, связанных
с малым бизнесом, отечественный малый
бизнес имеет перспективы дальнейшего
развития. Прежде всего, необходимо решить
следующие задачи:
-минимизировать влияние бюрократии на
малый бизнес;
- сделать как можно проще процедуру регистрации;
- сократить число контролирующих органов
и проверок;
- продолжить процесс сокращения числа
лицензируемых видов деятельности и продукции.
Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.[11]
Основной проблемой малого бизнеса является
привлечение инвестиций. Совершенно очевидно,
что без инвестиций, без применения современной
техники и технологии невозможно эффективно
решать задачи повышения качества продукции,
снижения издержек производства, повышения
конкурентоспособности продукции и предприятий,
обеспечения стабильного развития и высокой
эффективности производства.
Предприятие самостоятельно определяет
объёмы, направления, размеры и эффективность
инвестиций. По своему усмотрению оно
привлекает на договорной, преимущественно
конкурентной, основе физических и юридических
лиц для участия в деятельности по реализации
инвестиций.
Значит выбор того или иного направления
вложений определяется многими обстоятельствами.
Важнейшими среди них являются:
-инвестиционный климат в стране;
- состояние производственно-технической
базы;
- базы промышленных предприятий;
-кредитная политика;
- уровень развития воспроизводственной
рыночной инфраструктуры;
-системы привлечения и освоения капитальных
вложений;
- системы налогообложения;
-уровень развития законодательной базы
в сфере инвестиционной деятельности.
Основные факторы, сдерживающие инвестиционную
активность в настоящее время, относятся:
-высокая зависимость национального хозяйства,
государственных финансов и платежного
баланса от внешнеэкономической конъюнктуры
при существующей структуре ВВП;
-избыточные административные барьеры
для предпринимателей;
-недостаточная правовая защита отечественных
и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная
практика;
-достаточно высокая цена коммерческого
кредитования, несмотря на заметное снижение
ставок на финансовом рынке;
-отсутствие эффективных механизмов трансформации
сбережений населения в инвестиции;
-недостаточный уровень развития фондового
рынка.
Таким образом, многообразие влияющих факторов нуждается в разработке единого системного подхода к оценке интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов, учитывающего все необходимые факторы их инвестиционного развития. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов.
Для поддержки и развития малого предпринимательства
можно предложить следующие действия:
- эффективное местное управление, которое
не только позволит сбалансировать бюджет,
но и найдет достаточные средства для
поддержания качественной инфраструктуры;
- оказание финансовой помощи субъектам
малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки,
посредством финансовой поддержки их
венчурных проектов;
- активные действия по оказанию предпринимателям
помощи «на старте»;
- сокращение затрат субъектов малого
предпринимательства посредством частичной
компенсации расходов по продвижению
их продукции (услуг) на внешнем рынке,
а также компенсации снижения процентной
ставки по банковским кредитам;
- разработка и реализация программы подготовки
кадров, которая поможет новым фирмам
выжить и развиваться;
- использование механизма лизинга и аренды
оборудования.
Поэтому к числу первоочередных мер в
данном направлении следует отнести укрепление
законодательной базы деятельности инвесторов
в отдельных отраслях. Круг приоритетных
отраслей требует тщательного обоснования.
К ним, безусловно, следует отнести отрасли
инновационной сферы, однако в условиях
России нельзя забывать и социальную сферу.
Несмотря на серьезность проблем, связанных
с малым бизнесом, отечественный малый
бизнес имеет перспективы дальнейшего
развития.
Необходимо существенно уменьшить налоговую
нагрузку на малый бизнес. Это особенно
важно для начинающих предпринимателей
в первую очередь в таких видах деятельности,
как инновационная, производственная,
строительная и ремонтно-строительная,
медицинская.
Любая страна должна стремиться к тому,
чтобы иметь здоровую экономику, а в России
для оздоровления экономики на сегодняшний
день малых предприятий недостаточен.
Проблема состоит в том, что для развития
малого предпринимательства необходимо
государственная поддержка, понижение
ставки налогооблагаемой базы, привлечение
инвесторов.
Заключение
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.