Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:39, курсовая работа
Маржинализм появился в 70-е годы 19 века. Какие новые явления были свойственны развитию капитализма? Концентрация капитала, централизация рабочего класса, появление классовых организаций – профсоюзов и политических партий, противопоставление интересов двух противоположных классов, создание монополий, кризис перепроизводства, необходимость расширения рынков как внутренних, так и внешних
1. Исторические условия возникновения маржинализма…………………………………………………………3
2. Понятие «маржинализма»………………………………………………………………………………………………….3-4
3.Маржинальная революция…………………………………………………………………………………………………4-5
4. Особенности этапов «маржинальной революции»…………………………………………………….……5-6
5.Методологические принципы маржинализма………………………………………………………….………7-8
6.Понятие полезности теории цены………………………………………………………………………………………8-9
7.Причины и последствия маржиналистской революции……………………………………………………9-11
8. Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли
• 1. Экономическое учение А. Маршалла……………………………………………………………………11-18
• 2. Экономическое учение Дж. Б. Кларка…………………………………………………………………..18-24
• 3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето…………………………………24-25
9. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25
10. Список литературы……………………………………………………………………………………………………………….26
Нетрудно предположить, что в основе теоретических построений Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или закон убывающей предельной полезности. Он формулирует его следующим образом: "Общая полезность для человека (совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает с каждым приращением блага, но не с такой скоростью, с какой увеличивается этот запас". Это закон лег в основу его концепции ценообразования, пожалуй, самой знаменитой части экономического учения Маршалла. Но положение, что цена товара определяется исключительно его предельной полезностью уже было сформулировано представителями "австрийской школы". В чем же новизна подхода Маршалла?
Маршалл разработал теорию цены, в
которой попытался примирить
концепцию ценообразования
Маршалл же разработал теорию цены, которая представляла собой симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Именно Маршалл ввел в экономическую теорию понятия "цена спроса" и "цена предложения". "Цена спроса", по Маршаллу, определяется полезностью товара, при этом саму полезность он рассматривает как максимальную цену, которую готов уплатить за товар покупатель. Иными словами, функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса ни что иное, как денежная оценка желания. Как видим, в отличие от "австрийской школы" Маршалл связывает категорию предельной полезности только с функцией спроса. Разрабатывая проблему спроса, Маршалл ввел понятие "эластичности спроса". Под эластичностью спроса он понимает функциональную зависимость спроса от изменения цены. Маршалл определяет "эластичность" как соотношение между изменением имеющегося запаса товаров и изменением цены. Спрос на товар является эластичным, если он изменяется в большей степени, чем цена данного товара. Если же изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение цены, спрос будет неэластичным. Анализируя различные степени эластичности, Маршалл вводит понятие высокой эластичности, низкой эластичности, единичной эластичности, указывая, что эластичность велика для высоких цен и сходит на нет при уровне полного насыщения. Следует отметить, что понятие "эластичность" в дальнейшем стало применяться не только в разработке проблем цены и спроса, но и при анализе соотношения цены и предложения товара, процента и предложения капитала, заработной платы и предложения труда а также при анализе эффективности ценовой политики фирмы.
В анализе "цены предложения" Маршалл
стоит на позиции, что последняя
определяется исключительно издержками.
Однако в отличие от классической
политической экономии издержки у Маршалла
определяются не реальными затратами,
а суммой страданий, которые вызываются
трудом и воздержанием от непроизводительного
потребления капитала. Данная позиция
уходит своими корнями ко взглядам
английского экономиста Сениора, о
котором мы уже говорили выше. Опираясь
на нее Маршалл отмечает, что и
рабочий, и предприниматель приносят
жертвы в процессе производства. Жертвой
со стороны рабочего являются субъективные
отрицательные эмоции, связанные
с трудовыми усилиями; жертвой
работодателя - отсроченные удовольствия
от личного потребления или
Из приведенных выше рассуждений
Маршалл делает вывод, что цена предложения
должна обеспечить компенсацию всех
отрицательных ощущений: заработная
плата - компенсацию за усталость, процент
- компенсацию за ожидание, предпринимательский
доход - плата за риск. В этом суть
методологического подхода
Дав теоретический анализ "цены
спроса" и "цены предложения" Маршалл
подходит к определению цены равновесия,
которая представляет собой точку
пересечения кривых спроса и предложения
(динамика спроса определяется убывающей
предельной полезностью, а динамика
предложения - возрастающими издержками
производства). В рамках маршаллианского
анализа снимается вопрос о том,
что является конечным основанием цен
- полезность или издержки. Оба фактора
одинаково значимы и спор по этому
поводу аналогичен, по выражению Маршалла,
спору о том, "разрезает ли кусок
бумаги верхнее или нижнее лезвие
ножниц". Тем не менее, если вводить
в анализ цены равновесия фактор времени
(а Маршалл был первый, кто это
сделал) и анализировать ситуацию
мгновенного, краткосрочного и долгосрочного
равновесия, то воздействие спроса
и предложения на цену равновесия
не будет одинаковым. Mapшалл подробно
проанализировал эти ситуации, придя
к выводу, что в условиях мгновенного
равновесия на цену оказывает исключительное
влияние спрос, в условиях же долгосрочного
равновесия - цена регулируется издержками.
Анализируя ситуацию мгновенного и
краткосрочного равновесия, Маршалл
делает вывод, что в этих условиях
приоритет получает спрос, потому что
предложение в большей степени
инерционно и не успевает за колебаниями
первого. Это понятно, поскольку
для изменения предложения
Следует отметить, что в "Принципах
политической экономии" анализируется
стихийное регулирование цен
в условиях свободной конкуренции.
В то же время в период написания
работы Маршалла происходило быстрое
развитие производственных монополий,
и он, естественно, не мог обойти
вниманием проблему монополии и
ее влияния на процессы ценообразования.
В данном вопросе Маршалл опирался
на теоретическое наследие французского
экономиста А.Курно (1801-1877), который
еще в 1838 г. в работе "Исследование
математических принципов богатства"
исследовал проблему установления цен
в условиях монополий. Курно с
помощью математической модели рассмотрел
ценообразование для случая, когда
одна фирма концентрирует
Маршалл также допускает, что монополия
будет ограничивать объем производства
товара, ища такой объем при
таком уровне цены, который обеспечит
ей максимальное расхождение между
валовой выручкой и валовыми издержками.
Монополист потеряет весь свой монопольный
доход, если будет производить такое
большое количество, при котором
его цена предложения будет равняться
цене спроса; количество, которое обеспечит
максимальный монопольный доход, всегда
значительно менее этого. Однако
Маршалл рассматривает
Говоря о других аспектах теории ценообразования Маршалла важно упомянуть о "ренте потребителя", которую Маршалл ввел в свою теорию спроса. Эта рента представляет собой избыток общей полезности покупаемых товаров над фактически заплаченной за них суммой денег, то есть разницей между тем, что готовы заплатить покупатели и фактической ценой товара. Маршалл определил этот род потребительского излишка как "...излишек сверх цены, уплачиваемый потребителем в действительности, который он скорее уплатит, чем останется без данной вещи". Маршалл приводит следующий пример: коробок спичек стоит 1 пенс, но для курильщика он столь дорог, что за удовольствие закурить немедленно он готов заплатить значительно дороже. Разница между тем, что готов заплатить курильщик за спички и тем пенсом, который он действительно платит, и есть, по мнению Маршалла, выигрыш или "рента потребителя".
Маршалл формулирует не только закон
убывающей предельной полезности, но
и закон убывающей предельной
производительности, рассматривая его
в качестве теории спроса на факторы
производства, в частности утверждая,
что заработная плата имеет тенденцию
быть равной чистому продукту труда.
В то же время, отдавая дань классической
политической экономии, он пишет, что
одновременно заработной плате присуща
тенденция находится в тесном,
хотя и весьма сложном соотношении
с издержками воспроизводства, обучения
и содержания производительных работников.
Что касается предложения труда,
то здесь Маршалл разделяет
А. Маршал считал себя продолжателем
учения Рикардо. Единственной формой развития
Маршал считал эволюцию, постепенное
развитие экономических сил
Маршал ввел понятия положительная
и отрицательная полезность. Положительная
доставляет человеку прямое наслаждение,
а отрицательная – страдание.
Усилия рабочих и жертвы капиталистов
относил к отрицательной
2. Экономическое учение Дж. Б. Кларка
Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель «американской школы» маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.
Он родился в г. Провидено штата Род-Айленд в США. После окончания Амхертского колледжа (США) учился в европейских университетах Гейдельберга (Германия) и Цюриха (Швейцария), хотя при этом дважды был вынужден прерывать обучение, чтобы помочь вести дела на принадлежавшем семье предприятии. Своим учителем и наставником по политической экономии считал преподававшего в Гейдельберге профессора Карла Книса - одного из родоначальников «исторической школы» Германии.
По возвращении в США Дж.Б.
Кларк занимался в основном преподавательской
деятельностью вначале (1872-1895) в качестве
профессора экономики в ряде американских
колледжей, в том числе в Карлтонском
колледже (Миннесота), где среди его
студентов был крупный
Информация о работе Маржиналистская революция в политической экономии