Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:58, курс лекций
Экономика - это наука о доме, искусство ведения хозяйства, современная же трактовка слова экономика - искусство ведения хозяйства различными экономическими субъектами в условиях ограниченных ресурсов. Предметом исследования - искусство ведения хозяйства различных экономических агентов, организованных в различного рода предприятия, в условиях ограничения хозяйственной деятельности и отношений экономических агентов факторами внешней среды.
Лекция вторая – Материальные потребности и экономические ресурсы общества (2 часа)
1. Что же такое экономика?
– экономика
- это наука о доме, искусство
ведения хозяйства, современная
же трактовка слова экономика - искусство
ведения хозяйства различными экономическими
субъектами в условиях ограниченных ресурсов.
2. Что является предметом исследования современной экономической теории?
Предметом
исследования - искусство ведения хозяйства
различных экономических агентов, организованных
в различного рода предприятия, в условиях
ограничения хозяйственной деятельности
и отношений экономических агентов
факторами внешней среды.
3. Какие знания
использует экономическая
Экономическая
теория использует знания, выработанные
как другими экономическими науками,
так и смежными естественными и общественными
науками, к которым следует отнести
политические науки, психологию, юриспруденцию,
историю. Инженерные науки и математику.
4. Какие основные
и вспомогательные функции
Основными функциями являются познавательная, практическая и методологическая.
Познавательная функция - изучение фактов и зависимостей между ними. Создание научных концепций и моделей, которые отражали бы адекватно экономические явления и процессы.
Практическая функция - это непосредственное использование результатов экономического анализа в хозяйственной практике.
Методологическая функция - служит основой для исследований в смежных экономических науках.
Вспомогательными функциями – являются образовательная и идеологическая.
Образовательная функция – состоит в возможности получения системы современных экономических знаний. Экономическая теория изучается как образовательная дисциплина во всех учебных заведениях мира.
Идеологическая
функция - состоит в том, что экономическая
теория является одной из мировоззренческих
дисциплин и с ее помощью происхо-дит
изучение смысла глобальных политических
идей и ведущих целей общественного развития.
5. Что же по вашему мнению является самым важным в хозяйственной деятельности?
- производство – это процесс создания материальных, духовных благ, необходимых для существования и развития человека и общества и следовательно, обладает этот процесс определенной полезностью;
- распределение - процесс выделения определенных долей из произведен-ного продукта людям участвующем в его производстве;
- обмен – процесс перераспределения полученных благ между производителями и потребителями, а также между различными сферами деятельности;
- потребление
– процесс использования человеком благ
для удовлетворения определенных потребностей.
6. Какие два
положения образуют основу
Определение экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов удовлетворения потребностей. Два положения : потребности и ресурсы.
Потребности – это желания людей в приобретении разнообразных товаров и услуг, которые доставляют человеку не только полезность но и наслаж-дение. И потребности подразделяются на производственные потребности: средства производства и предметы потребления, удовлетворяющие личные потребности человека. Предметы потребления в свою очередь длятся на предметы потребления кратковременного пользования, длительного потребления и предметы роскоши.
Ресурсы
или факторы производства необходимые
для производства экономических благ.
Ресурсы редки и ограничены. В экономической
теории в качестве основных факторов производства
используются четыре экономических ресурса:
а) земля и прочие природные ресурсы, б)
рабочая сила (способность к труду), в)
капитал (активы, оборудование, сырье),
г) предпринимательские способности, д)
научные технологии , е) информация.
7. В чем разница между товаром и услугой?
Разница :
товар вначале производится
8. Что ограничено ресурсы или потребности?
Потребности – безграничны и удовлетворить их полностью не представляется возможным. Потребности постоянно меняются в результате появления новых товаров и услуг. Конечная цель любой экономической деятельности - это стремление удовлетворить многообразие потребностей.
Ресурсы
или факторы производства необходимые
для производства экономических благ.
Ресурсы редки и ограничены.
9. Что такое теория оптимальности?
Стержнем развития
экономической теории и практики
является теория оптимальности.
А критерием оптимальности
выступает функция
благосостояния то есть
максимизация удовлетворения
потребностей. Именно поэтому общество
может позволить себе производить только
необходимые блага. И суть теории
оптимальности будет
в том чтобы найти пути
максимального удовлетворения
потребностей при их
сочетании с минимальными
затратами ресурсов.
А для этого необходимо,
прежде всего, решить:
что производить, для
кого производить и
каким образом, и от
производства каких
товаров следует отказаться.
Именно в этом суть проблемы
экономики.
С вопросами и ответами
мы справились, давайте
приступим.
На прошлом занятии мы коротко говорили о потребностях и ресурсах.
Говорили, что основу экономики любой страны образуют два положения : материальные потребности и экономические ресурсы, а экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных экономических ресурсов удовлетворения материальных потребностей общества.
Потребности характеризуются как желания людей в приобретении разнообразных товаров и услуг, которые доставляют человеку и полезность и наслаждение.
Потребности
постоянно меняются в результате появления
новых товаров и новых услуг, появляются
все новые товары и все более современные
услуги. Удовлетворить потребности
полностью не представляется возможным.
Следовательно, потребности
– безграничны. Конечная цель
любой эконо-мической деятельности, любой
экономической системы - это стремление
удовлетворить многообразие потребностей.
Повторим : потребности
- это желания человека в приобретении
товаров и услуг доставляющих
им полезность и наслаждение.
Рассмотрели товары,
перейдем к услугам. Услуги
- это то, что наравне с приобретаемыми
товарами удовлетворяет потребности
человека.
Потребности человека и человечества безграничны, ресурсы же ограничены. Это мы с вами усвоили.
Рассмотрим
теперь трудовые и природные
ресурсы.
Хозяйствование представляет собой принятие решений по использованию ограниченных ресурсов.
Товары в каждом обществе должны быть произведены и предоставлены в готовом виде потребителю.
Производственный
процесс может произвести товар только
в том случае, если для этого будут использованы
три вида ресурсов: трудовые (сила, умения,
знания и таланты людей), природные (земля,
вода, полезные ископаемые и другие продукты
природы) и производственные или капитал
(здания, машины, станки, сырье, все запасы
и т. п.).
Природные ресурсы – это еще можно назвать благами которые даруются нам матушкой природой и прежде всего это - земля, леса, озера, климатические факторы и др.
В нашей
стране имеются богатейшие природные
ресурсы, вовлеченные в
Мы с вами охарактеризовали природные ресурсы, но по мимо них есть еще трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы - это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ.
Еще древние
мыслители и Аристотель в частности,
считали труд одним из важнейших
факторов производства.
В России по данным Федеральной службы государственной статистики численность населения составляла:
на 1 января 1989 года – 147,0 млн.человек,
на 1 января 2001 года - 146,3 млн.человек,
на 1 января 2003 года – 145,0 млн.человек,
на 1 января 2005 года - 143,5 млн.человек
и на 1 января 2008
года – 142,0 млн. человек .
При данной численности населения
России в приведенные годы экономически
активное население лишь половина. Городское
население составляет 73%, а сельское
остальные – 27%.
Трудовые
и природные ресурсы
являются первичными,
а капитал —
производным фактором
производства. Следовательно из комбинации
первичных факторов производства (трудовых
и природных) возник производственный
фактор.
Рассмотрим
производственные ресурсы. Производственные
ресурсы существуют в форме денег и средств
производства.
Коротко рассмотрим деньги являющиеся основой экономики. Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Если вспомнить
историю, то с развитием человеческого
общества и произ-водством в натуральных
хозяйствах людей производилось большее
количество товара, который не мог
быть использован полностью для жизнедеятельности
данной семьи и мог быть обменен на другой
более нужный в данный момент этой семье.
То есть существовал натуральный обмен.
Вначале в обмен было включено все, что
производилось в семьях сверх потребности.
Один товар обменивался на другой.
Ранней стадии развития
человеческого общества соответствует
простая, случайная форма стоимости.
При простой или случайной, форме стоимости
обмен носил случайный характер. Один
товар , произведенный сверх необходимого
товара для потребления обменивался на
другой необходимый и нужный и как бы приравнивался
, то есть Т =
Т.
Общество развивалось
и настали времена , когда не представлялась
возмож-ность путем так называемого
бартера решить проблемы приобретения
для семьи необходимого продукта или
одежды или еще чего-то.
Если взять натуральное хозяйство – то в нем еще не было товарного происхождения денег. Производимый продукт - потреблялся самим его производителем. Затем общество развивалось.
Но, экономика не
может долго развиваться в рамках натурального
хозяйства. Неизбежно на смену ей пришло
товарной хозяйство. Общественное разделе-ние
труда , а оно стало заключаться в том ,
что одно натуральное хозяйство производило
хорошо полотно, другое молоко, третье
шерсть, четвертое зерно и т.д. Появилась
возможность не заниматься в хозяйстве
всем сразу и полотном, и зерном, и молоком.
А обменять на свой хорошо производимый
продукт тот который был нужен для
жизни. То есть специализироваться на
чем-то одном. Появилось общественное
разделение труда при выполнении тех или
иных работ.
При развитии общества и первом крупном разделении труда, когда в процесс обмена включается уже множество товаров – эквивалентов. При этом процессе стоимость каждого товара не получает законченного выражения:
Т = Т
Данная форма
стоимости называется полной или
развернутой формой стоимости.
Информация о работе Материальные потребности и экономические ресурсы общества