Машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Значение отрасли в народном хозяйстве
Состав отрасли
Технико-экономические показатели размещения отрасли
Факторы размещения
География
Особенности современного размещения отрасли и перспективы развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Машиностроительный-комплекс.pptx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Машиностроение

 

Выполнила: Субботина  Елена

План характеристики отрасли

 

    1. Значение отрасли в народном хозяйстве
    2. Состав отрасли
    3. Технико-экономические показатели размещения отрасли
    4. Факторы размещения
    5. География
    6. Особенности современного размещения отрасли и перспективы развития.

Термин

 

    • Машиностроение - комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. Машиностроение является материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность общественного труда, технический прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны

Значение  отрасли в народном хозяйстве

 

- На  его долю приходится 36% предприятий, 29% работающих, 15% продукции промышленности России.

- Продукция  машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.

- Определяет  темпы научно-технической революции.

 

Главная задача машиностроения

Обеспечить  общество новыми, все более современными машинами


Технико-экономические  показатели размещения отрасли

 

Отраслевые особенности  машиностроительных производств выражают важнейшие технико-экономические показатели, используемые при обосновании размещения предприятий. Для тяжелого машиностроения это  материалоемкость продукции, транспортабельность  и габаритные размеры продукции  и материалов: близость сырьевой базы, возможность повторного использования  отходов производства. Так как  предприятия тяжелого машиностроения отличаются малой трудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в  размещении. Зато существенное влияние  на размещение производства оказывает  энергоемкость продукции.

Факторы размещения

 

Фактор

Значение

Наукоёмкость

Современное машиностроение в своем развитии опирается, прежде всего, на передовую  науку. Поэтому предприятия его  наиболее прогрессивных и сложных  отраслей концентрируются в районах  и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой

Металлоёмкость

Производство  некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому  предприятия, выпускающие их, ориентированы  на металлургические базы

Транспортный  фактор

Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях

Трудоёмкость

Производство  машин требует больших затрат труда, поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения

Военно-стратегический фактор

Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию, поэтому при их размещении учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ

Ориентация на потребителя

Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров


Степень влияния  конкретных факторов на размещение машиностроения

 

  
Отрасли промышленности и производства  

  
Ресурсы  

  
Районы потребления продукции  

  
Сырьевые  

  
Топливно-энергетические  

  
Трудовые  

  
Машиностроение:  
 
Тяжелое 
 
Локомотивостроение 
 
Судостроение 
 
Автостроение 
 
Станкостроение 
 
Приборостроение 
 
С/х машиностроение 

  
 
 
Решающее 
 
Сильное 
 
Отсутствует 
 
Отсутствует  
 
Слабое

 

Отсутствует

 

Отсутствует  

  
 
 
Отсутствует 
 
Отсутствует 
 
Отсутствует  
 
Отсутствует  
 
Отсутствует  
 
Отсутствует  
 
Отсутствует  

  
 
 
Слабое 
 
Слабое 
 
Слабое 
 
Решающее 
 
Сильное 
 
Решающее 
 
Слабое 

  
 
 
Слабое 
 
Отсутствует 
 
Решающее 
 
Отсутствует 
 
Сильное 
 
Отсутствует 
 
Решающее


География размещения машиностроения в России

 

Тяжёлое машиностроение -  к основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

-   Центральный (Электросталь). 
 
-         Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге)  
 
-         Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске) 
 
-         Северо- Западный:  Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы) 
 
-         новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске

 Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих  районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.

Сельскохозяйственное машиностроение  располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:  
 
-         производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);  
 
-         производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.  
 
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске. 

Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах.  
 
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные- во Волгограде,  Владимире; промышленные- в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах.

В настоящее время предприятия  станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).  
 
Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.  
 
Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном    (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный (Воронеж) районах

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго-Вятский, Поволжский  
 
-         Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти),  микролитражные - в Серпухове.  
 
-         Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.   
 
-         -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)  
 
Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах.    
 
В Энгельсе действует троллейбусный завод.  
 
Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье.

Особенности современного развития отрасли и  перспективы развития

 

Оценивая ситуацию в отраслях общего машиностроения, можно констатировать, что одной  из главных ее особенностей остается глобальная деформация производства, сферы товарно-денежного обращения  и социальных отношений. Как и  в прошлые годы, сохраняются обширные структурные диспропорции, снижение общего уровня эффективности и усиление неустойчивости большинства предприятий  отрасли

Перспективы

 

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

приоритетное  развитие наукоемких отраслей, машиностроительного  оборудования, автомобилестроения;

демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);

наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного  оборудования, микроавтобусов);

налаживание новых  технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

оживление инвестиционной активности, государственная поддержка  предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий

 

Спасибо за внимание


Информация о работе Машиностроение