Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:00, контрольная работа
Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитии страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства объединяются в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера.
Машиностроение
— ведущая отрасль
Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитии страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства объединяются в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера.
При дальнейшей детализации материальное производство и непроизводственная сфера делятся на отрасли.
Отрасль — группа качественно
однородных хозяйственных единиц(
Материальное производство
включает : промышленность, сельское и
лесное хозяйство, грузовой транспорт
,связь(обслуживающая
В непроизводственную сферу входят:жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт , связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение , физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание , кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.
Деление народного хозяйства на отрасли является результатом развития общественного разделения труда. Каждая отрасль играет свою роль в экономике страны.
Отрасль машиностроения является
частью машиностроительного комплекса,
который включает в себя машиностроение
и металлообработку,ремонтное
Машиностроение является
одной из главных отраслей промышленности
и народного хозяйства в целом.
Почти во всех странах машиностроение
занимает ведущее место . Эту отрасль
создает все то , что называется
«мускульной силой «
Развитие машиностроения в переходный период показывает , что большинство поставленных задач не было выполнено. Как и в других отраслях , в машиностроительном комплексе в 1990-2002гг. Произошел значительный спад производства большинства видов станков , электромашин, электродвигателей , автомобилей , автобусов , сельскохозяйственной техники , оборудование для легкой и пищевой промышленности , медтехники , запчастей к машиностроительной продукции.
Производство некоторых видов машиностроительной продукции вообще прекращено (передвижные компрессорные станции для освоения нефтяных и газовых скважин, льноуборочные комбайны, другие виды сельскохозяйственной техники). Поэтому налицо снижение удельного веса наукоемких отраслей (электротехника, станкостроение и приборостроение ) в общем объеме выпуска машиностроения.
Доминирующее положение в машиностроительном комплексе занимают такие отрасли , как : общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника , транспортное машиностроение , а также производство ЭВМ и конторского оборудования. Стимулирующая роль рыночной экономики , активизирующая предприятия всех отраслей народного хозяйства на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов , обострила проблемы адаптации наукоемких технологий в реальное производство. Данный процесс связан с большими затратами и риском . В плановой экономике он был объектом целевого финансирования . На первых этапах рыночных преобразований в силу значительной актуальности текущих проблем данная сфера интересов практически выпала из спектра задач управленцев предприятия машиностроения . Однако с ходом реформ , усиление конкуренции стало очевидно, что только высокая наукоемкость производства является косвенным показателем высокой конкурентоспособности продукции машиностроения.
Несмотря на
высокую актуальность научных исследований
как одного из главных факторов конкурентоспособности
машиностроительного производст
Именно поэтому существенно снизились темпы роста обновления основных фондов предприятий машиностроения.
Непомерно высокой
осталась доля ручного труда, разрослась
сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности
развития отраслей машиностроительного
комплекса и народного
Десятилетиями складывающаяся организационная структура управления машиностроительным комплексом во многом соответствовала командно- административным методам, превалирующим долгие годы в советской экономике . Структура управления тогда требовала своеобразных методов руководства , и это не могло не сказаться на том , что огромный производственный и научно-технический потенциал отраслей машиностроения использовался недостаточно эффективно. До недавнего времени отдельные структуры управления практически являлись преградой быстрейшему внедрению современных достижений науки и техники.
В машиностроительный комплекс входит также большая группа отраслевых и академических научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технического развития машиностроительного комплекса . Научно-технический потенциал машиностроительного комплекса дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.
Основными причинами падения научно- технического уровня машиностроения являются:
1)снижение государственной
поддержки передового
2) сокращение
госзаказов на эти виды
Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения. Однако этот сектор определяет уровень научно — технического развития всех других отраслей производства. Технологическая инфляция — такая же опасная спираль, такая же засасывающая воронка , как и инфляция денежная. На машинах и оборудовании низкого научно-технического уровня может быть создана ,как правило, и продукция соответствующего, низкого уровня качества. А неэффективное использование всех видов ресурсов ,которое неизбежно на технически отсталом, устаревшем оборудовании , обуславливает низкую эффективность производства, что в конечном счете усуглубляет общий кризис экономики.
Наукой и практикой сформулированы основные направления технологической модернизации предприятий машиностроения:
1)повышение
конкурентоспособности
2)оптимизация
структурной составляющей
3)ускорение
инновационных и
4)активация
формирования в
5)ускорение интеграционных процессов в отрасли машиностроения путем применения правовых и экономических стимулов;
6)повышение
квалификации управленческих
Координировать и реализовывать данные направления призвано Министерство промышленности , науки и технологий.
Используемая литература :С.В. Загородников
Экономика отрасли ( машиностроение)
Башкирский государственный университет
Реферат на тему: Развитие машиностроения
Информация о работе Машиностроение — ведущая отрасль промышленности в России