Машиностроение — ведущая отрасль промышленности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитии страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства объединяются в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат введение в специальность.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Машиностроение  — ведущая отрасль промышленности в России.

Народное хозяйство  страны включает в себя различные  сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитии страны. Основным признаком деления народного  хозяйства на различные сферы  является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства объединяются в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера.

  При дальнейшей детализации  материальное производство и  непроизводственная сфера делятся на отрасли.

Отрасль — группа качественно  однородных хозяйственных единиц(предприятий , организаций,учреждений),  характеризующихся  особыми  условиями производства в системе общественного разделения труда ,однородной продукцией и выполняющих  общую (специфическую)функцию в национальном хозяйстве .

Материальное производство включает : промышленность, сельское и  лесное хозяйство, грузовой транспорт ,связь(обслуживающая материальное производство ), строительство , торговлю , общественное питание , информационно-вычислительное обслуживание ,прочие виды деятельности сферы материального производства.

В непроизводственную сферу  входят:жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт , связь (обслуживающая  организации непроизводственной сферы  и население), здравоохранение , физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание , кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

Деление народного хозяйства  на отрасли является результатом развития общественного разделения труда. Каждая отрасль играет свою роль в экономике страны.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса, который включает в себя машиностроение и металлообработку,ремонтное производство и малую метеллургию. Машиностроительный комплекс ,будучи организационно выделенным составным компонентом народного хозяйства ,связан со всеми отраслями , поскольку продукция данного комплекса используется в них в качестве средств производства.

Машиностроение является одной из главных отраслей промышленности и народного хозяйства в целом. Почти во всех странах машиностроение занимает ведущее  место . Эту отрасль  создает все то , что называется «мускульной силой « производства , и от того, насколько машиностроение способно делом откликаться на новшества , зависит состояние  практически всех отраслей и экономики в целом.

Развитие машиностроения в переходный период показывает , что  большинство поставленных задач  не было выполнено. Как и в других отраслях , в машиностроительном комплексе   в 1990-2002гг. Произошел значительный спад производства  большинства видов станков , электромашин, электродвигателей , автомобилей , автобусов , сельскохозяйственной техники , оборудование для легкой и пищевой промышленности , медтехники , запчастей  к машиностроительной продукции.

Производство некоторых  видов машиностроительной продукции  вообще прекращено (передвижные компрессорные  станции для освоения нефтяных и  газовых скважин, льноуборочные  комбайны, другие виды сельскохозяйственной техники). Поэтому налицо  снижение удельного веса наукоемких отраслей (электротехника, станкостроение  и приборостроение ) в общем объеме выпуска машиностроения.

Доминирующее положение  в машиностроительном комплексе  занимают такие отрасли , как : общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника , транспортное машиностроение , а также производство ЭВМ и конторского оборудования. Стимулирующая роль рыночной экономики , активизирующая предприятия всех отраслей народного хозяйства на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов , обострила проблемы адаптации наукоемких технологий в реальное производство. Данный процесс связан с большими затратами и риском . В плановой экономике он был объектом целевого финансирования . На первых этапах рыночных преобразований в силу значительной актуальности текущих проблем данная сфера интересов практически выпала из спектра задач  управленцев  предприятия машиностроения . Однако  с ходом реформ , усиление конкуренции стало очевидно, что только высокая наукоемкость  производства является косвенным показателем высокой конкурентоспособности продукции машиностроения.

Несмотря на высокую актуальность научных исследований как одного из главных факторов конкурентоспособности  машиностроительного производства , современный уровень машиностроения , его научно -техническая и производственная база не отвечает возрастающим  требованиям  экономического и социального развития страны.

Именно поэтому  существенно снизились темпы  роста обновления основных фондов предприятий машиностроения.

Непомерно высокой  осталась доля ручного труда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей машиностроительного  комплекса и народного хозяйства  в целом необходима программа  модернизации отечественного машиностроения , которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики , коренной перестройки ее структуры.

Десятилетиями складывающаяся организационная структура  управления машиностроительным комплексом во многом соответствовала командно- административным методам, превалирующим долгие годы в советской экономике . Структура управления тогда требовала своеобразных методов руководства , и это не могло не сказаться на том , что огромный производственный и научно-технический потенциал отраслей  машиностроения использовался недостаточно эффективно. До недавнего времени отдельные структуры управления практически являлись преградой быстрейшему внедрению современных достижений науки и техники.

 В машиностроительный комплекс входит также большая группа отраслевых  и академических научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технического  развития машиностроительного комплекса . Научно-технический потенциал машиностроительного комплекса дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.

Основными причинами  падения научно- технического уровня машиностроения являются:

1)снижение государственной  поддержки передового производства  в рамках соответствующих программ , снятие государственных дотаций;

2) сокращение  госзаказов на эти виды оборудования.

Все это говорит  о чрезвычайно низком научно-техническом  уровне нашего машиностроения. Однако этот сектор определяет уровень научно — технического развития всех других отраслей производства. Технологическая инфляция — такая же опасная спираль, такая же засасывающая воронка , как и инфляция денежная. На машинах и оборудовании низкого научно-технического уровня может быть создана ,как правило, и продукция соответствующего, низкого уровня качества. А неэффективное использование всех видов ресурсов ,которое неизбежно на технически отсталом, устаревшем оборудовании , обуславливает низкую эффективность производства, что в конечном счете усуглубляет общий кризис экономики.

Наукой и  практикой сформулированы основные направления  технологической модернизации предприятий машиностроения:

1)повышение  конкурентоспособности оборудования  машиностроения путем совершенствования   технологий его производства  с привлечением отечественного и зарубежного опыта;

2)оптимизация  структурной составляющей машиностроительного  производства с учетом сложившейся  рыночной коньюктуры;

3)ускорение  инновационных и инвестиционных  процессов в отрасли с целью  повышения устойчивости машиностроительных предприятий;

4)активация  формирования в государственных  и региональных масштабах научно- исследовательских центров, ориентированных  на повышение прогрессивности  технологических составляющих производственных  систем машиностроения;

5)ускорение интеграционных процессов в отрасли машиностроения путем применения правовых и экономических стимулов;

6)повышение  квалификации управленческих кадров  отрасли с целью адаптации  их к современным условиям  работы и применение передовых  управленческих технологий.

Координировать  и реализовывать данные направления  призвано Министерство промышленности , науки и технологий.

 

 

 

 

Используемая литература :С.В. Загородников

                                                        М.Г. Миронов 

Экономика отрасли ( машиностроение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Башкирский  государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Развитие машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил: Валиев Д.И.

                                                                         Проверил: Кузнецов В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       2014


Информация о работе Машиностроение — ведущая отрасль промышленности в России