Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:16, реферат
Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и производства машиностроения и металлообработки (а в условиях Беларуси включает и металлургию), нацеленные на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного потребления. Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых этот комплекс устойчиво занимает первое место в промышленности Беларуси.
Машиностроительный комплекс РБ
Межотраслевой
машиностроительный комплекс объединяет
предприятия и производства машиностроения
и металлообработки (а в условиях
Беларуси включает и металлургию), нацеленные
на удовлетворение потребностей народного
хозяйства в средствах
Глубокий
социально-экономический
-сокращение поставок в республику материально-сырьевых и энергетических ресурсов;
-усиление налогового пресса;
-финансовые и кредитные ограничения.
Указанные
факторы по-разному оказали
Машиностроение обладает рядом особенностей, главными из которых являются:
-довольно развитая внутриотраслевая структура;
- большой удельный вес наукоемкого и высокотехнологичного производства, продукция которого может широко поставляться на мировой рынок; -наличие металлоемкого производства, продукция которого преимущественно вывозится за пределы республики;
- недостаточное развитие подетальной специализации, что обуславливает значительную зависимость Беларуси от поставок узлов, деталей из других государств;
-относительно слабый уровень развития производства высокотехнологичного оборудования для тех отраслей промышленности, которые имеют собственную сырьевую базу (пищевая, легкая, промышленность строительных материалов);
-несоответствие профиля выпускаемых грузовых автомобилей собственным потребностям (65% автомобилей вывозится за пределы Беларуси, только 6% жодинских БелАЗов остается в республике).
Поэтому главным направлением развития машиностроения в Беларуси в настоящее время является совершенствование, прежде всего, его отраслевой структуры. Для машиностроения остаются приоритетными наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическая, электроника, радиоэлектроника, вычислительная техника и связь. Предполагается, что именно эти отрасли помогут перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих (старых) технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.
К приоритетным
отраслям отнесено и станкостроение,
поскольку оно является главным
носителем новейших технологий в
машиностроении. Сейчас происходит реконструкция,
перепрофилирование крупнейших производственных
объединений отрасли, повышается уровень
отраслевой специализации и концентрации
машиностроительного
Целью
отрасли является максимально возможное
расширение экспорта, рационализация
импорта, активное привлечение в
Беларусь иностранных инвестиций. Наращивание
экспортных поставок возможно при активизации
разработок и усвоении принципиально
новых видов продукции и новых
рынков сбыта. Снижение объемов импорта
может быть достигнуто путем организации
в республике соответствующих
Автомобильная промышленность. Беларусь специализируется на производстве грузовых автомобилей. В последние годы здесь совершен прорыв в качестве выпускаемых грузовиков, автобусов и специальных машин. На предприятиях отрасли выпускаются машины грузоподъемностью до 300 тонн. Наращиваются объемы производства и улучшается качество продукции. Только Минский автомобильный завод выпускает более 300 моделей и модификаций грузовых автомобилей. Это единственное предприятие в СНГ, которое выпускает магистральные автопоезда, соответствующие требованиям ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Автомобилестроение включает в себя 35 предприятий и организаций, выпускающих автомобили и автопоезда для международных перевозок, самосвалы и лесовозы, полноприводные автомобили повышенной проходимости, сверхтяжелые карьерные самосвалы и самосвальные автоприцепы, погрузчики, самоходные скреперы, грузовые прицепы и полуприцепы, прицепы-дачи к легковым автомобилям, дизельные двигатели, автобусы различного назначения, комплектующие и запчасти к автомобильной технике. В состав подотрасли входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования.
Автомобильная
промышленность в Беларуси начала развиваться
с 1944 г. Этому способствовало выгодное
экономико-географическое положение
республики по отношению к сырьевым
базам и районам сбыта
В 1958 г. в Жодино, на базе завода торфяного машиностроения, начал работать БелАЗ – завод по производству автомобилей-гигантов, которые используются в карьерах, на добыче полезных ископаемых открытым способом, строительстве ГЭС, выполнении больших объемов земляных работ. Это единственное в СНГ специализированное предприятие по производству автомобилей-самосвалов большой мощности.
В 1966 г. заработал автомобильный завод в Могилеве. Он выпускает самоходные скреперы, навесные тягачи, автопоезда-рудовозы, самосвалы. Имеются в Беларуси и специализированные предприятия, поставляющие автозаводам узлы, оборудование, агрегаты. Они расположены в Осиповичах, Барановичах, Борисове, Гродно.
Таким
образом, в Беларуси в свое время
широкое развитие получило производство
грузовых автомобилей, но в современных
условиях профиль этих машин мало
соответствует потребностям страны.
Поэтому главной задачей
Собственное станкостроение в Беларуси многие годы обеспечивало количественное и качественное развитие других отраслей, играя ключевую роль в обновлении парка технологического оборудования. В настоящее время оно представлено хозяйственной группой "Белстанкоинструмент", объединяющей 25 предприятий и организаций, в числе которых станкостроительные и инструментальные заводы, предприятия по производству универсальной технологической оснастки, кузнечно-прессового и литейного оборудования, специальное конструкторское бюро (СКБ), научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт.
Предприятия
остаются работоспособными, сохранили
квалифицированные кадры. Номенклатура
производимых станков охватывает все
9 групп по принятой в станкостроении
классификации, а также деревообрабатывающие
станки, что позволяет удовлетворить
технические потребности
Станкостроительная
и инструментальная промышленность
Беларуси представляет собой большой
промышленно-технический
Отрасль начала развиваться еще в годы индустриализации, когда на Минском металлообрабатывающем заводе «Энергия» (теперь Минский станкостроительный завод) в 1927 г. были выпущены первые 10 токарных станков. Уже в 1985 г. значительная часть продукции станкостроения (около 30%) была конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако спрос на отдельные виды станков в нынешних условиях рынка снизился, что требует изменений в отраслевой структуре станкостроения. Сегодня главными направлениями развития отрасли являются расширение производства станков с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, промышленных роботов и робототехнических комплексов.
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение - подотрасль, ориентированная на аграрный сектор экономики. Она нашла возможности осваивать новые модели техники для агропромышленных комплексов по приемлемым для потребителя ценам. Сельхозмашиностроение включает в себя 80 предприятий с числом работающих более 55 тыс. человек, которые производят тракторы, комбайны, машины и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также запасных частей к ним.
Ведущими компаниями отрасли являются:
ОАО «Лидсельмаш»,
ОАО «Лидагропроммаш»,
ОАО «Бобруйскагромаш»,
ПООО «Техмаш».
ОАО «Лидсельмаш» ведет свою историю с 1901 года, когда на чугунолитейном заводе было налажено производство сельскохозяйственного инвентаря и простейших сельхозмашин для конной тяги. Во времена СССР завод "Лидсельмаш" был единственным предприятием в своей отрасли, изготавливающим навесные и прицепные сельхозмашины и специализирующимся на выпуске картофелесажалок и картофелекопателей, которые поставлялись во все союзные республики и на экспорт. ОАО “Лидсельмаш” имеет мощный производственный потенциал (собственное литейное производство, механическая обработка на станках с ЧПУ, уникальный вырубной центр, цех тяжелых прессов, инструментальное производство, парк современных сварочных автоматов и новейших высокопроизводительных станков с программным управлением, машины плазменной резки металла), позволяющий выпускать более 50 видов плугов, сеялок, картофелесажалок, зерносушильного оборудования и коммунальной техники.