Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Особенности миграции рабочей силы как фактора мирового производства. 4
2. Тенденции и последствия международной миграции рабочей силы………... 5
3. Государственное регулирование миграции рабочей силы…………………… 7
3.1 Механизмы контроля миграции……………………………………………….. 7
3.2 Регулирование иммиграции……………………………………………………. 9
Заключение………………………………………………………………………….. 13
Список используемой литературы………………………………………………… 14

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 6.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

 

Направление:  080100.62. Экономика

Профиль:  Бухгалтерский учет

Учебный шифр: 04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Международная миграция рабочей силы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил: студент 2 курса

                                                             группа БУ – 11

                                                              Мосин Сергей Александрович

                                                               Проверил преподаватель:

                                                              _____________________

                                                                            «___»__________2012г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2012

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..

3

1. Особенности миграции рабочей  силы как фактора мирового  производства.

4

2. Тенденции и последствия международной  миграции рабочей силы………...

5

3. Государственное регулирование  миграции рабочей силы……………………

7

3.1 Механизмы контроля миграции………………………………………………..

7

3.2 Регулирование иммиграции…………………………………………………….

9

Заключение…………………………………………………………………………..

13

Список используемой литературы…………………………………………………

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

Сегодняшний мир - мир динамики и скорости. Чтобы  в нем выжить, необходимо постоянно  меняться вместе с ним и постоянно  приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но и этого, как показывает практика, мало.  Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Трудовая  миграция, как явление, известна более  тысячи лет. Она беспрестанно изменялась в связи с тем, что менялся  общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. И во все  времена этот процесс нуждался в  управлении и контроле. В наши дни  это - вполне сформировавшийся процесс, занимающий важное место в жизни  практически каждой страны.

Усиливающееся мировое разделение труда способствует тому, что миграционные потоки постоянно  направляются из одной страны в другую, и влекут за собой как проблемы, так и выгоды для стран, участвующих  в миграционном процессе.

Миллионы людей покинули родные места и устремились в другие страны в поисках материального  достатка и избавления от неравенства. За последние десятилетия происходит интенсификация процессов миграции, выражающаяся как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления  передвижения трудовых потоков. Теперь это явление достигло таких размеров, что государства и международные  организации, ранее не испытывавшие проблем с миграцией, вынуждены  объединять усилия для разрешения возникающих  проблем, связанных с миграцией.

В настоящее время во многих странах  мира резко обострилась проблема вынужденных мигрантов (беженцев и  вынужденных переселенцев), вопрос приема и адаптации которых не связан, по крайней мере, в первоначальной стадии, с экономической выгодой  для принимающего государства, однако заставляет страны-участницы этого  процесса вступать в международные, в том числе экономические  связи для решения целого ряда проблем, связанных с мигрантами.

На многие вопросы, возникающие  в связи с усиливающейся обеспокоенностью проблемой международной миграции, нет четких ответов в основном из-за отсутствия точных и самых  последних данных, касающихся международной  миграции. Но попытки рассмотреть  некоторые из этих вопросов посредством  обзора масштабов и тенденций  международной миграции и политики, осуществляемой в области миграции странами, регионами и международным  сообществом в целом, все равно  осуществляются экспертами и консультантами ООН

 

1. Особенности миграции рабочей силы как фактора мирового производства.

 

Наряду с  международным рынком товаров и  услуг, с рынком капиталов все  большую силу обретает теперь и международный  рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в  условиях усиливающихся процессов  интернационализации производства и роста общения между народами.

Международный рынок рабочей силы характеризуется  постоянным ростом спроса и предложения  иностранной рабочей силы.

Основой его  формирования послужили процессы международной  трудовой миграции.

В наши дни явление международной миграции как выражение процесса интернационализации не стало достоянием истории. Но больше невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии - это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток - в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.

Национальные  рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные  потоки и перемещения рабочей  силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка  рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении  рабочей силы из одной страны в  другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей  силы, которые на более или менее  постоянной основе заняты поиском и  продажей рабочей силы за границей.

Таким образом, международный рынок труда можно  определить как наднациональное  образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.

Международная миграция связана с определенными издержками и в тоже время приносит известный  выигрыш. Как издержки, так и выигрыши могут иметь экономический или  иной характер. Свободная миграция изменяет уровень благосостояния отдельных  экономических агентов внутри стран, участвующих в этом процессе, а  также сказывается на общественном благосостоянии всей страны и мирового сообщества в целом.

Экономический эффект миграции рабочей силы не ограничивается только воздействием на объем производимого  продукта, он распространяется на перераспределительные процессы, оказывая сложное и противоречивое влияние на объем государственных расходов и налогов как в отечестве, так и за рубежом.

Помимо экономического эффекта миграция рабочей силы сопровождается рядом последствий, которые находятся  за рамками традиционного экономического анализа и часто не поддаются  обычной рыночной оценке. Многие из таких последствий представляют собой отрицательные внешние  эффекты, что толкает принимающие  страны к осуществлению мер государственного регулирования миграции.

 

2. Тенденции и последствия международной миграции рабочей силы.

Современные тенденции международной миграции:

  • рост нелегальной миграции (ярко выраженный трудовой характер; государству тоже выгодно: налоги платят, а соц. пособия и льгот не получают);
  • рост вынужденной миграции (больше всего из Африки; из-за увеличения вооруженных конфликтов в мире, обострения межнациональных отношений; 80 % беженцев бегут в развивающиеся страны; женщины и дети создают дополнительную экономическую нагрузку на принимающие страны, которая требует денежных затрат)
  • увеличение демографической значимости международной миграции (в России международная миграция играет ведущую роль в демографическом развитии страны; в развитых странах та же самая тенденция);
  • глобализация мировых миграционных потоков (почти все страны вовлечены; определились страны с преобладанием иммиграции и страны с преобладанием эмиграции);
  • качественные изменения в потоке миграции (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования, многие страны имеют специальные программы, чтобы человек оставался там как можно дольше — США, Франция, Канада, Швеция);
  • двойственный характер миграционной политики (ужесточение и регламентация миграционной политики против интеграции; в то же время определяющая составляющая миграционной политики - иммиграция).

Большое количество мигрантов принимают страны-экспортеры нефти на Ближнем Востоке, в которых 70 % рабочей силы составляют иностранцы. Также высокий показатель миграционного сальдо у стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония), Африки (ЮАР), а также Израиль имеет хороший миграционный поток из России.

Поставщиками  рабочей силы на мировом рынке  в настоящее время являются Индия, Пакистан, Вьетнам, Алжир, Мексика, Ирландия, Турция, СНГ.

Однозначно оценить последствия  для мигрантов перехода из одной  системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие – это, как  правило, выходцы из бедных развивающихся  стран. Приезжая в богатые развитые страны, они обычно сталкиваются с  весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к  широкому набору общественных благ и  к развитой системе социальных гарантий.

Для государственных  финансов в стране эмиграции отток  рабочей силы означает, с одной  стороны, сокращение налоговых поступлений. Находясь в трудоспособном возрасте, эмигранты налоги будут платить  другой стране. В этой связи, государственные  финансы в стране эмиграции скорее всего будут нести чистые потери. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счёт сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу вряд ли приведут к заметной экономии бюджетных средств. Нельзя однозначно оценить последствия миграционных процессов для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

1) эмиграция облегчает  положение на внутреннем рынке  труда;

2) после работы за  границей в страну возвращаются  обученные работники, вносящие  динамизм в экономическое развитие  страны;

3) для многих стран  эмиграции переводы валютных  средств эмигрантов становятся  важным источником получения  валюты.

Вместе с тем  эмиграция наносит своим странам  и экономический ущерб. Потеря части  трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры общества, теряются затраты  на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и учёных.

Что же касается принимающей  страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для  государства за счёт трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного  порядка и некоторых социальных расходов, однако использование иностранной  рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции.

Во-первых, существенна  экономия принимающих стран на обучение.

Во-вторых, вследствие притока иностранной рабочей  силы, обладающих высокой мобильностью, облегчаются отраслевые и региональные изменения в экономике стран.

В-третьих, иностранная  квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках, и повышают конкурентоспособность  производителей или продукции.

В-четвёртых, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди  местного населения.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны. С одной стороны, она  обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями  стран, делает возможным освоение новых  районов, сосредоточивает огромные массы наиболее активного и трудоспособного  населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения  людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы