Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений
1.1 Место миграции в международных проблемах мировой экономики
1.2 Проблемы миграции
1.3 Правовой вопрос миграции
2. Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов
2.2 Национальная миграционная политика
2.3 Социально-экономические последствия миграции
3. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
3.1 Направления миграционных потоков
3.2 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 56.01 Кб (Скачать файл)

2. Экспорт рабочей силы  означает уменьшение давления  избыточных трудовых ресурсов  и, соответственно, социального напряжения  в стране.3. Бесплатное для страны-экспортера  обучение рабочей силы новым  профессиональным навыкам, знакомство  с передовой организацией труда  и др.В то же время страны-экспортеры  капитала сталкиваются и с  некоторыми негативными явлениями. Главное, это так называемая "утечка  умов", отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых  национальной экономике.

Современные центры притяжения рабочей силы. Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. В 70-е годы число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы), на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х годов интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции. Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Формирование в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста, так называемого "периферийного капитализма", привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.

В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.

Можно заключить, что конкретный эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

 

Заключение

В своей работе мы пришли к следующим выводам.

Роль миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах нового освоения, чрезвычайно велика. Проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление Совета министров РТ сокращении приема населения с других регионов в связи с национальной нестабильностью (например с республики Чечня и т.д.).

Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

Для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

Обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между богатыми и бедными странами; демографический дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.

Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.

Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

 

Список использованной литературы

1.      Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. - М., 2002. - С. 235-247.

2.      Беляева Л.А. Средний слой российского общества проблема обретения социального статуса // Социологические исследования.-2005.-№10. с.56.

3.      Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования.- 2002.- №11. с.41.

4.      Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления // Правда столицы. N 9, январь 2005 г. С. 45.

5.      Ермилова Е. «Дурак - идеал рыночной экономики!»// Литературная газета N 26(5929) 25 июня – 1 июля 2004 г. С. 2.

Учебники, учебные пособия

6.      Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им. М.В.Ломоносова, изд-во «ДИС», 2007. – 416 с.

7.      Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. – М.: Крон-Прес, 2003. – 302 с.

8.      Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Фонд «Правовая культура», 2004. – 528 с.

9.      Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2005. – 568 с.

10.    Бункина М.К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2007. – 272 с.

11.    Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. – М.: Изд-во «ДИС», 2007. – 320 с.

12.    Костюк В.Н. Макроэкономика: Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Центр, 2004. – 384 с.

13.    Курс экономической теории: Учеб. пособие/ А.Н. Тур и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2007. – 432 с.

14.    Новиков В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. – М.: Наука, 2004. – 233 с.

15.    Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 2005. – 456 с.

16.    Экономика: Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005. – 792 с.

17.    Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2007. – 786 с.

18.    Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/ Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.

19.    Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 507 с.

20.    Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2007. – 399 с.

 

Приложение 1

Критерии отнесения к странам-импортерам и странам-экспортерам рабочей силы

R

S

Страна считается страной-импортером рабочей силы, если:

Страна считается страной-донором рабочей силы, если:

1) не менее 2% населения  страны являются лицами иностранного  происхождения и в стране находятся, по крайней мере, 200 тыс. человек, имеющих иностранные паспорта;

1) не менее 2% населения  страны находится за рубежом  и их количество составляет, по  крайней мере, 200 тыс. человек;

2) не менее 1% экономически  активного населения страны (или  около 100 тыс. человек) являются лицами  иностранного происхождения;

2) не менее 1% экономически  активных граждан (или около 100 тыс. человек) находятся за рубежом;

3) отток денежных переводов  мигрантов из страны превышает 2% ВНП (если статистика мигрантов  ведется на основе иностранного  происхождения) или 1% ВНП (если статистика  мигрантов ведется на основе  гражданства и в стране присутствует  значительное число временных  мигрантов, не являющихся гражданами).

3) приток денежных переводов  от работающих за рубежом мигрантов  превышает 1% ВНП.


 

Приложение 2

Позиция стран мира в отношении миграционной политики

 

1990 г.

2000 г.

2006 г.

Число стран

Доля, %

Число стран

Доля, %

Число стран

Доля, %

Политика в отношении иммиграции:

- увеличить

9

5,2

9

4,7

2

1,0

- сохранить

77

44,3

56

29,5

65

33,7

- уменьшить

6

34,5

62

32,6

45

23,3

- воздействие не планируется

28

16,1

63

33,2

81

42,0

Политика в отношении эмиграции:

- увеличить

6

3,4

7

3,7

9

4,7

- сохранить

71

40,8

47

24,7

27

14,0

- уменьшить

43

24,7

36

18,9

39

20,2

- воздействие не планируется

54

31,0

100

52,6

118

61,1

Всего

174

100

190

100

193

100


 

Приложение 3

Иностранная рабочая сила в РФ, тыс. человек

Год

Тысяч человек

1999

129,0

2000

281,1

2001

292,2

2002

241,5

2003

242,3

2004

211,4

2005

213,3

2006

283,7


Отраслевая структура занятости иностранных работников в России, 2006 г., %

Отрасль занятости

Доля занятых, %

Строительство

39,3

Промышленность

12,5

Торговля и общепит

12,2

Сельское и лесное хозяйство

11,4

Коммерческая деятельность, снабжение и сбыт

8,6

Транспорт и связь

5,0

Прочие отрасли

 

 

Приложение 4

Иностранная рабочая сила из некоторых государств Европы, занятая в России, 2006 г.

Страны

Количество разрешений на работу

Австрия

291

Бельгия

189

Чехия

242

Дания

195

Финляндия

1891

Франция

1228

Германия

1610

Греция

56

Ирландия

122

Италия

695

Нидерланды

350

Норвегия

219

Польша

2621

Португалия

143

Словакия

359

Испания

186

Швеция

239

Швейцария

173

Великобритания

1758

Другие европейские страны*

5917

ВСЕГО

18284


Примечание: * Исключая Турцию (20915 разрешений на работу) 

 

 


Информация о работе Международная миграция рабочей силы