Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
Введение
1. Теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений
1.1 Место миграции в международных проблемах мировой экономики
1.2 Проблемы миграции
1.3 Правовой вопрос миграции
2. Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов
2.2 Национальная миграционная политика
2.3 Социально-экономические последствия миграции
3. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
3.1 Направления миграционных потоков
3.2 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
2. Экспорт рабочей силы
означает уменьшение давления
избыточных трудовых ресурсов
и, соответственно, социального напряжения
в стране.3. Бесплатное для страны-
Современные центры притяжения рабочей силы. Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. В 70-е годы число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы), на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х годов интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции. Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Формирование в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста, так называемого "периферийного капитализма", привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.
В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.
Можно заключить, что конкретный эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Заключение
В своей работе мы пришли к следующим выводам.
Роль миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах нового освоения, чрезвычайно велика. Проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление Совета министров РТ сокращении приема населения с других регионов в связи с национальной нестабильностью (например с республики Чечня и т.д.).
Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.
Для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
Обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между богатыми и бедными странами; демографический дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.
Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Список использованной литературы
1. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. - М., 2002. - С. 235-247.
2. Беляева Л.А. Средний слой российского общества проблема обретения социального статуса // Социологические исследования.-2005.-№10. с.56.
3. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования.- 2002.- №11. с.41.
4. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления // Правда столицы. N 9, январь 2005 г. С. 45.
5. Ермилова Е. «Дурак - идеал рыночной экономики!»// Литературная газета N 26(5929) 25 июня – 1 июля 2004 г. С. 2.
Учебники, учебные пособия
6. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им. М.В.Ломоносова, изд-во «ДИС», 2007. – 416 с.
7. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. – М.: Крон-Прес, 2003. – 302 с.
8. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Фонд «Правовая культура», 2004. – 528 с.
9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2005. – 568 с.
10. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2007. – 272 с.
11. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. – М.: Изд-во «ДИС», 2007. – 320 с.
12. Костюк В.Н. Макроэкономика: Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Центр, 2004. – 384 с.
13. Курс экономической теории: Учеб. пособие/ А.Н. Тур и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2007. – 432 с.
14. Новиков В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. – М.: Наука, 2004. – 233 с.
15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 2005. – 456 с.
16. Экономика: Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005. – 792 с.
17. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2007. – 786 с.
18. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/ Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
19. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 507 с.
20. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2007. – 399 с.
Приложение 1
Критерии отнесения к странам-импортерам и странам-экспортерам рабочей силы
R |
S |
Страна считается страной-импортером рабочей силы, если: |
Страна считается страной-донором рабочей силы, если: |
1) не менее 2% населения
страны являются лицами |
1) не менее 2% населения страны находится за рубежом и их количество составляет, по крайней мере, 200 тыс. человек; |
2) не менее 1% экономически активного населения страны (или около 100 тыс. человек) являются лицами иностранного происхождения; |
2) не менее 1% экономически активных граждан (или около 100 тыс. человек) находятся за рубежом; |
3) отток денежных переводов
мигрантов из страны превышает
2% ВНП (если статистика мигрантов
ведется на основе |
3) приток денежных переводов
от работающих за рубежом |
Приложение 2
Позиция стран мира в отношении миграционной политики
1990 г. |
2000 г. |
2006 г. | ||||
Число стран |
Доля, % |
Число стран |
Доля, % |
Число стран |
Доля, % | |
Политика в отношении иммиграции: | ||||||
- увеличить |
9 |
5,2 |
9 |
4,7 |
2 |
1,0 |
- сохранить |
77 |
44,3 |
56 |
29,5 |
65 |
33,7 |
- уменьшить |
6 |
34,5 |
62 |
32,6 |
45 |
23,3 |
- воздействие не планируется |
28 |
16,1 |
63 |
33,2 |
81 |
42,0 |
Политика в отношении эмиграции: | ||||||
- увеличить |
6 |
3,4 |
7 |
3,7 |
9 |
4,7 |
- сохранить |
71 |
40,8 |
47 |
24,7 |
27 |
14,0 |
- уменьшить |
43 |
24,7 |
36 |
18,9 |
39 |
20,2 |
- воздействие не планируется |
54 |
31,0 |
100 |
52,6 |
118 |
61,1 |
Всего |
174 |
100 |
190 |
100 |
193 |
100 |
Приложение 3
Иностранная рабочая сила в РФ, тыс. человек
Год |
Тысяч человек |
1999 |
129,0 |
2000 |
281,1 |
2001 |
292,2 |
2002 |
241,5 |
2003 |
242,3 |
2004 |
211,4 |
2005 |
213,3 |
2006 |
283,7 |
Отраслевая структура занятости иностранных работников в России, 2006 г., %
Отрасль занятости |
Доля занятых, % |
Строительство |
39,3 |
Промышленность |
12,5 |
Торговля и общепит |
12,2 |
Сельское и лесное хозяйство |
11,4 |
Коммерческая деятельность, снабжение и сбыт |
8,6 |
Транспорт и связь |
5,0 |
Прочие отрасли |
Приложение 4
Иностранная рабочая сила из некоторых государств Европы, занятая в России, 2006 г.
Страны |
Количество разрешений на работу |
Австрия |
291 |
Бельгия |
189 |
Чехия |
242 |
Дания |
195 |
Финляндия |
1891 |
Франция |
1228 |
Германия |
1610 |
Греция |
56 |
Ирландия |
122 |
Италия |
695 |
Нидерланды |
350 |
Норвегия |
219 |
Польша |
2621 |
Португалия |
143 |
Словакия |
359 |
Испания |
186 |
Швеция |
239 |
Швейцария |
173 |
Великобритания |
1758 |
Другие европейские страны* |
5917 |
ВСЕГО |
18284 |
Примечание: * Исключая Турцию (20915 разрешений на работу)