Международная миграция рабочей силы: закономерности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Моя курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.

Содержание

Список сокращений………………………………………………………………3
Введение...................................................................................................................4
1. Теории международной миграции………………………………………….7
1.1 Виды трудовой миграции................................................................................7
1.2 Экономические эффекты миграции..............................................................9
1.3. Последствия миграции для национальных рынков труда………..……10
1.3.1. Что происходит в Европе……………………………………………...….11
1.3.2. Что происходит в России………………………………..………………..12
2. Масштабы и направления миграции рабочей силы...................................18
2.1. Количественные показатели......................................................................18
2.2. Масштабы миграции.................................................................................20
2.3. Направления миграции................................................................................23
3. Государственное регулирование миграции………………………............24
3.1. Механизмы контроля миграции…………………………........................24
3.2. Регулирование иммиграции.......................................................................25
3.3. Стимулирование реэмиграции...................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................36
Приложения…………………………………………………………………..….38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.30 Кб (Скачать файл)

     Частные неоплаченные  переводы – это оценочный денежный  эквивалент имуществ, перемещаемого мигрантами в момент их  отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников». На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот,  люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж  навсегда,  чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том,  что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выяснится, что запись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

2.2. Масштабы миграции

По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к  середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, т. е. в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. человек больше. Чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сальдо будет сокращаться.

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной  миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового  дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных переводов, тогда как на все развивающиеся страны – только, соответственно, 1/10 и 1/3.

Это  означает, что в  развитых странах сосредоточена  основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и перемещение мигрантов – около 7%.

Наиболее крупные выплаты  трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых стран (США, Германия, Япония, Великобритания) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного характера составляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Буркина-Фасо, Египет, Греция, Турция и др.). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50% ВНП.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие  на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства  развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются  как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования  такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада, Австралия – страны, возникшие в результате  иммиграции. В других странах  иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.

Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов – иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих неторгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов, производящих торгуемые товары.

2.3. Направления миграции

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями.

Вследствие отсутствия достоверной  статистики международного переселения  и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно.

Можно выделить следующие  страны и регионы, являющиеся точками  притяжения мигрантов из других стран. США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так  и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые.

Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США  из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна.

Высококвалифицированные работники  иммигрируют в США практически  из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д. Приток иммигрантов в США и Канаду в середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют  160 тыс. человек в год. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек.

     Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские  страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских странсеверной Африки и Ближнего Востока. Стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи.

     Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого  региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

     Другие развивающиеся  страны. Новый феномен 90-х годов  – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.

     Новые индустриальные  страны. В связи с бурным развитием  этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых  - Мексика и страны Азии.

             

3. Государственное регулирование миграции

           

По мере того, как развивалось  международное движение рабочей  силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками. Городничий – местная государственная власть, -  как видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы на другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более изощренными механизмами, главный из них остается прежним – закон, то есть государственный приказ.

3.1.  Механизмы контроля миграции

В то время как большинство  стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.  Миграция  приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером является, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция.

Такое близкое соседство  приводит к наплыву не только легальных  иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Проблемы, которые несет  с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства  стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.

Обычно государственное  регулирование осуществляется через  принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на  стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

3.2. Регулирование  иммиграции

Большинство принимающих  стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

  • работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  • представители редких профессий  - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
  • специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального за  также подписанных двусторонних  и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда,  и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков  или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для  иммиграции в большинстве принимающих  стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

     Профессиональная  квалификация. Законодательства всех  принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет в соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы: закономерности и проблемы