Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:44, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………4
1.1. Теории международной торговли…………………………………………..4
1.2. История становления международной торговли…………………………...7
1.3. Основные показатели международной торговли…………………………9
II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………11
2.1. Формы международной торговли и их особенности на современном этапе…………………………………………………………………………….11
2.2. Современное состояние и динамика развития международной торговли…………………………………………………………………………14
2.3. Особенности структуры мировой торговли на современном этапе……………………………………………………………………………..18
2.4. Основные проблемы международной торговли………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых  изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в т.ч. машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3% сейчас же этот показатель уже приближается к 25%.[1]

1.3 Основные показатели мировой торговли.

 
   Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:

Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;

Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг.Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.

Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем  рынке, или для переработки в  другой стране. К нему также относятся  перевозки товаров транзитом  через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт [15].

Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

темпы роста в целом;

темпы роста относительно роста производства;

темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных показателей  определяется отношением показателя объёмов  международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С  его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений  в объёмах международной торговли за определённый период времени.[14]

Отнесение темпов роста объёмов  международной торговли к темпам роста производства является отправным  моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она  может предоставить на мировой рынок  за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить  в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной  торговли.

Последний из названных показателей  представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем  году к значению базового года, при  чём за базовый всегда берётся  предшествующий текущему год.[7]

 

 

 

II. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ

2.1 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе.

Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой  торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с  проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный  торговый аппарат. Таковы в США оптовые  филиалы промышленных фирм: оптовые  конторы, занятые информационным обслуживанием  различных клиентов, и оптовые  базы. У крупных фирм ФРГ имеются  собственные отделы поставок, специальные  бюро или отделения сбыта, оптовые  склады. Промышленные компании создают  дочерние общества для сбыта своей  продукции фирмам и могут иметь  свою оптовую сеть.[5]

Важный параметр в оптовой  торговле – соотношение универсальных  и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию  к специализации: в специализированных фирмах производительность труда значительно  выше, чем в универсальных. Специализация  идет товарному и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых  оптовой фирмой) признаку.

Особое место в оптовой  торговле занимают товарные биржи. Они  похожи на торговые дома, где торгуют  различными товарами, причем как оптом, так и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда  увеличивающиеся предложения покупателей  встречаются со снижающимися предложениями  продавцов. При совпадении цен предложений  покупателя и продавца заключается  сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится  до сведенья публики через каналы связи.

Изменение цен определяется количеством продавцов, желающих продать  товар при данном уровне цен и  покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность  современной биржевой торговли при  высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений  на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как  на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.[4]

В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при  отсутствии других форм организации  рынка, биржи реального товара могут  играть заметную роль. Институт биржи  не потерял своего значения для международной  торговли, в связи с превращением из биржи реального товара в рынок  прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

Фондовые биржи. Торговля ценными бумагами ведется на международных  денежных рынках, то есть на биржах таких  крупных финансовых центров, как  Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и  покупателей на биржах могут выступать  лишь брокеры (маклеры), которые выполняют  заказы своих клиентов, и за это  получают определенный процент с  оборота. Для торговли ценными бумагами – акциями и облигациями –  существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.[18]

В данное время торговля ценными бумагами как на внутреннем, так и на внешнем рынке приобретает  огромное значение для развития мировой  торговли в целом. Объёмы оборота  в рамках этой формы международной  торговли неуклонно возрастают, хотя она и подвержена сильному влиянию  внешнеполитических факторов.[9]

Ярмарки. Одним из наилучших  путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки  и выставки. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т. п.

Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев  не располагающими своими ярмарочными  территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате.В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов  по своему годовому обороту, который  составляет 200-250 миллионов евро. Она  главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает  и в качестве устроителя. На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов евро. Однако значительная часть своего оборота  они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30 процентов  внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов  через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место  в Европе. За последнее время годовой  оборот, к примеру, Берлинской ярмарки  превышает 200 миллионов евро и имеет  устойчивую тенденцию к росту. [21]

Роль ярмарок в будущем  не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится  благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских  ярмарок не создавалось никаких  помех и ограничений.[11]

2.2 Современное положение и тенденции развития международной торговли.

Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора  десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового  оборота, превышающий темпы роста  ВВП, что убедительно свидетельствует  о том, что все страны всё сильнее  втягиваются в систему международного разделения труда. Мировой экспорт  вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 трлн. долл. В 1980 г. до 5,5 трлн. долл. в 2010 г. Это означает увеличение объёмов экспорта более чем на 70% за 80-е годы и более чем на 65% за 2009г. близки к этим значениям и показатели импорта (см. Табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1.

 Общие итоги мировой торговли млрд. долл.

Составляющая

2009

2010

2011

2012(прогноз)

Товарооборот

7081

13140

15431

15220

Экспорт

3481

6430

7020

7000

Импорт

3600

6710

7235

7105




 

 

 

 

 

 

Как видно из данной таблицы, значения экспорта и импорта, а следовательно  и показатели товарооборота стран мира с 2009 по 2012 года увеличились практически вдвое. Но ввиду снижения темпов роста мирового товарооборота, наблюдавшегося с 2010 года, автор указанного учебника делает прогноз о снижении этого показателя в 2011 году.

Таблица 2.2.2.

Прогноз изменения объёмов товарооборота, % 2011/2012 гг.

   

Страна или  регион

Показатель изменения, %

Экспорт

Северная Америка (США  и Канада)

-6

Евросоюз

-1

Азия

-3

Япония

10

КНР

9

Латинская Америка

-3

Африка

3

ЦВЕ и СНГ

8

Импорт

Северная Америка (США  и Канада)

 

-6

Евросоюз

-3

Азия

-7

Япония

-8

КНР

8

Латинская Америка

-2

Африка

2

ЦВЕ и СНГ

8




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная таблица в подтверждение  вышесказанного о снижении объёмов  товарооборота, демонстрирует прогнозы такого уменьшения рассматриваемого показателя для различных регионов и стран  мира. Отрицательные значения при  этом показывают процент снижения товарооборота, положительные – процент увеличения. Что характерно, для большинства  из указанных стран и регионов изменения, в какую бы они сторону  не проходили, происходят синхронно.

По оценкам экспортёров  ВТО, мировой товарооборот вырос в 2011 году на 15%, что является одним из самых высоких показателей за последние годы. И это не смотря на то, что в начале 2009 года, рост объёмов мировой торговли начал несколько сокращаться.[6]

Что касается темпов роста  мировой торговли, то можно констатировать: устойчивые опережающие темпы роста  мирового товарооборота являются показателями новых качественных признаков международной  торговли, связанных с увеличением  ёмкости мировых рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них – машинами и оборудованием, ещё более высокие темпы роста  торговли продукцией средств связи, электро- и электронной техникой, компьютерами и т. п. ещё быстрее  расширяется объём торговли комплектующими, узлами и агрегатами, поставляемыми  в порядке производственной кооперации в рамках ТНК. И ещё один феномен  динамики – ускоренный рост международной  торговли услугами.[15]

Всё это не могло не сказаться  на радикальных сдвигах как в  товарной, так и в географической структуре мирового обмена. При этом практически неизменной за последние 15-20 лет оставалась доля основных групп  развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. Она составляла 70-76%, 20-24% и 6-8% соответственно.Сейчас такое соотношение начинает изменяться за счёт вступления нескольких постсоциалистических стран в Евросоюз, чему послужил причиной их экономический рост, и вызванных этим изменений.[11]

В товарном обмене мировой  внешней торговли вырисовывается очевидная  тенденция роста доли готовых  изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну  между сельскохозяйственным экспортом  и добывающими отраслями. Для  сравнения можно сказать, что  в середине прошедшего столетия на долю сырья приходилось около  двух третей, и только одна треть  – на готовые изделия.

Услуги составляют в настоящее  время почти четверть международного торгового обмена. Именно поэтому  сейчас в разных исследованиях уделяется  особое влияние росту мировой  торговли услугами. Изменения в мировом  экспорте услуг за последние годы показаны в Таблице 2.2.3.

Информация о работе Международная торговля