Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:04, творческая работа

Краткое описание

Международная торговля как форма МЭО

Международная торговля представляет собой одну из форм МЭО, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.
По оценкам на долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная торговля.ppt

— 5.34 Мб (Скачать файл)

Международная  торговля.

 

Подготовила студентка  группы ЭЭБ-106-О:

Фоменко Ольга.

Международная торговля.

 

Международная торговля — система международных 

     товарно-денежных  отношений, складывающаяся из внешней  торговли всех стран мира.

Антонио Маргаретти,XII в.

Международная торговля  как форма МЭО

 

  • Международная торговля  представляет собой одну из форм МЭО, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.
  • По  оценкам на долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.

 

Мировой рынок и  внешняя торговля.

 

Мировой рынок - система обмена товаров, услуг и капиталов между продавцами и покупателями

Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

 

Преимущества участия  стран в мировой торговле: 

 

 

  • Более эффективное использование имеющихся в стране ресурсов;
  • Возможность приобщения к мировым достижениям науки и техники;
  • Возможность осуществления структурной перестройки национальной экономики;
  • Более полное и разнообразное удовлетворение потребностей населения.

Отличия мирового  рынка от внутренних национальных рынков: 

 

 

  • только конкурентоспособные товары;
  • мировые цены;
  • большая степень монополизации;
  • решающее влияние могут оказывать политические факторы;
  • расчеты в СКВ.

 

Стимулы к экспорту  и импорту товаров.

 

Стимулы к  экспорту товаров:

 

  • использование избыточных мощностей;
  • снижение себестоимости единицы изделия;
  • повышение прибыльности;
  • стремление продлить жизнь производимых товаров;
  • уменьшение риска сбыта и др.

 

Стимулы к  импорту товаров:

 

  • более дешевые поставки товаров;
  • расширение ассортимента;
  • снижение риска нарушения поставок товаров.

 

Динамика развития  международной торговли 

 

На современном этапе  международная торговля играет  важную роль в хозяйственном  развитии стран, регионов, всего  мирового сообщества:

  • внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
  • зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Основные факторы, влияющие  на рост международной торговли:

  • развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  • НТР;
  • деятельность транснациональных корпораций.

 

Количественные и  качественные характеристики внешней  и международной торговли:  

 

  • стоимостной и физический объем (товарооборот).

Стоимостной объем  внешней торговли исчисляется  в текущих ценах соответствующих  лет.

Физический объем  внешней торговли исчисляется  в постоянных ценах.

 

 

  • товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.

 

 

  • географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами.

 

Товарная структура  мировой торговли

 

  • При анализе товарной структуры торговли применяют номенклатуру СМТК — Стандартную международную товарную классификацию.

 

  • СМТК включает 10 товарных групп с 0 до 9, которые сгруппированы в три раздела: продовольствие, сырье и топливо; готовые изделия и полуфабрикаты; прочие изделия.

 

Товарная структура  мировой торговли

 

 

Мировой экспорт  готовых изделий и полуфабрикатов 

 

Удельный вес в  мировом экспорте более 75%

Тенденция к росту.

Причины:

  • рост обрабатывающей промышленности в мире;
  • сокращение срока морального износа;
  • концентрация производства;
  • повышение среднедушевых ВВП и спроса населения.

 

Основная товарная  группа — машины, оборудование  и средства транспорта.

  • Доля -  более 40%.
  • С 2002 г. автомобили стали второй товарной группой по динамике роста (более 8%), уступил лишь химической продукции (фармацевтические товары).
  • В основе роста - расширение объема производства и спроса на продукцию.
  • Ведущий экспортер - страны ЕС.

 

По оценкам, за 20 лет  объем экспорта технологичных  товаров увеличился в 6 раз в  мире, а в развивающихся странах  в 21 раз. Чем выше технологический  уровень продукции, тем динамичнее  рост ее экспорта.

 

  • Экспорт технологически низкоемких изделий (доля затрат на НИОКР составляет менее 1%) возрос в 14 раз.
  • Экспорт технологически среднеемких изделий (от 2% до 10%) - в 11 раз.
  • Экспорт технологически высокоемких изделий (более 10%)  - в 14 раз.

 

Мировой экспорт  сырья, топлива и продовольствия.

Удельный вес –  около 22%

Причины падения:

  • Влияние НТП (заменители сырья, использование вторичного сырья).
  • Энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии.
  • Рост экспорта продукции переработки сырья и топлива.
  • Проведение геологоразведочных работ по разработке собственных ресурсов.
  • Использование новых видов топлива и энергии.
  • Проведение политики самообеспечения.
  • Аграрный протекционизм.

 

 

  Основными экспортерами  сырья и продовольствия в мире являются промышленно развитые страны:

  • 70% экспорта продовольствия;
  • 65% экспорта промышленного сырья.

 

 Основными экспортерами  топлива остаются развивающиеся  страны - 60%.

Географическое и  региональное распределение мировой  торговли

 

Развитые страны

  • Стоимостной объем экспорта увеличился за 1980-2002 гг. в 3,19 раза.
  • Удельный вес в мировом экспорте снижается   (около 64%).

 

Географическое распределение  экспорта 

  • взаимная торговля  - 71,3%
  • развивающиеся страны  - 24,4%,
  • страны с переходной экономикой 4,3%

 

Развитые страны

 

  • Доли промышленных товаров   (около 80%)  и  топлива (около 5%) растут

 

  • Удельные веса других товарных групп снижаются.

 

  • Ведущие товарные группы — транзисторы и полупроводники; текстиль; парфюмерно-косметические товары; оптические инструменты; компьютеры; пластмассовые изделия; музыкальные инструменты.

 

Развивающиеся страны

 

  • Удельный вес в мировом экспорте растет   (около 32%).
  • Экспорт увеличился за 1980-2002 гг. в 3,4 раза.

 

Географическое распределение  экспорта 

  • взаимная торговля  - 41,2%
  • развитые страны  - 57,3%
  • страны с переходной экономикой 1,5%

 

Развивающиеся страны

 

    Особенности  регионального распределения экспорта  развивающихся стран:

 

  • постоянный рост доли Азии;
  • высокая концентрация регионального экспорта в нескольких странах.

 

Развивающиеся страны

 

  • Основой экспорта становятся готовые изделия и полуфабрикаты при существенном падении доли сырья, топлива и продовольствия.

 

  • Но, по оценкам МВФ, лишь 6 развивающихся стран (КНР, Индия, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Бразилия) имеют промышленную продукцию в качестве основы экспортных доходов (более 50%).

 

Особенности промышленного  экспорта развивающихся стран

 

  • Высокая концентрация;
  • Высокая доля трудоемкой потребительской продукции;
  • Специализация на вывозе ресурсоемкой продукции;
  • В последние годы прирост экспорта достигается за счет вывоза технически сложных товаров с более высоким уровнем обработки.

 

Вывод:

 

    Региональная структура мирового экспорта характеризуется:

 

  • падением доли регионов развитых стран и ряда развивающихся регионов,
  • ростом удельного веса Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Центральной и Восточной Европы.

Формы внешней торговли

 

  • Прямые экспортные поставки;

 

  • Встречная торговля (полная или частичная оплата импорта встречным экспортом):

- бартерные сделки;

- встречные закупки;

- операции с давальческим  сырьем;

- выкуп устаревшей  продукции.

 

  • Конкурсные продажи (биржа, аукцион, торги).

Эксперты ООН выделяют  три основных вида международных  встречных сделок:

 

  • бартерные сделки;
  • торговые компенсационные сделки;
  • промышленные компенсационные сделки.

Информация о работе Международная торговля