Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:22, реферат
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом. В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг. Международная торговля услугами происходила с древнейших времен.
Введение……………………………………………………………………………2
Услуга как форма товара. Классификация услуг………………………………..3
Международная торговля услугами: транспортные, туристические, финансовые и прочие виды услуг…………………………………………………………………6
Меры государственного регулирования торговли услугами. Всемирная торговая организация………………………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………………….15
Содержание
Введение
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом. В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг. Международная торговля услугами происходила с древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет назад перевозили товары для торговцев из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад путешествовали по другим странам с познавательной целью. В конце XX в. 35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности: 1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.; 2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность; 3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки; 4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал; 5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим. Правовой фундамент современной международной торговли основывается на соглашениях ВТО, нормы и правила ВТО регулируют примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. ВТО создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.
Услуга как форма товара. Классификация услуг.
Международная торговля услугами
тесно связана с международной торговлей
товарами. В современной экономике услуги
составляют более 60% мирового ВНП. Международная
торговля услугами имеет некоторые особенности
по сравнению с традиционной торговлей
товарами. Главное отличие заключается
в том, что услуги, как правило, не имеют
овеществленной формы. Кроме того, они
производятся и потребляются в основном
одновременно и не подлежат хранению.
В справочнике «Либерализация международных
операций с услугами», разработанном ЮНКТАД
и Мировым банком в середине 90-х г.г.
принято следующее определение услуг: Услуги
— изменение в положении институциональной
единицы, которое произошло в результате
действий и на основе взаимного соглашения
с другой институциональной единицей. Классификация
услуг основана на Международной стандартизированной
промышленной классификации, принятой
Организацией Объединенных Наций и признаваемой
в большинстве стран мира. В соответствии
с ней услугами считаются: - Коммунальные
услуги и строительство; - Оптовая и розничная
торговля, рестораны и гостиницы; - Транспортировка,
хранение, связь и финансовое посредничество; -
Оборона и обязательные социальные услуги; -
Образование, здравоохранение и общественные
работы; - Прочие коммунальные, социальные
и личные услуги. Большая часть из них производится
и потребляется исключительно в национальных
рамках, то есть с точки зрения международной
экономики является неторгуемой. Именно
в силу неосязаемости и невидимости большинства
услуг торговлю ими иногда называют невидимым
экспортом и импортом. В отличие от товаров,
производство услуг зачастую объединено
с их экспортом в рамках одного контракта
и требует непосредственной встречи их
продавца и покупателя. Однако существуют
многочисленные исключения. Например,
некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный
доклад консультанта или компьютерная
программа на дискете), вполне видимы (модельная
стрижка или театральное представление),
поддаются хранению (услуги телефонного
автоответчика) и далеко не всегда требуют
прямого взаимодействия покупателя и
продавца (автоматическая выдача денег
в банке по дебиторской карточке). В аналитических
целях огромное разнообразие торгуемых
услуг обычно группируют по различным
признакам. Услуги делятся на: - факторные
услуги — платежи, возникающие в связи
с международным движением факторов производства,
прежде всего капитала и рабочей силы
(доходы на инвестиции, роялти и лицензионные
платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам); -
нефакторные услуги — остальные виды
услуг (транспорт, путешествия и прочие
нефинансовые услуги). Предоставление
услуг в большинстве случаев происходит
одновременно с продажей товара или осуществлением
инвестиций в ту или иную страну. Поэтому
в соответствии со способами доставки
услуг потребителю услуги делятся на: -
услуги, связанные с инвестициями— банковские,
гостиничные и профессиональные услуги; -
услуги, связанные с торговлей — транспорт,
страхование; - услуги, связанные одновременно
с инвестициями и торговлей — связь, строительство,
компьютерные и информационные услуги,
личные, культурные и рекреационные услуги. Услуги,
если ими торгуют на мировом рынке, по
своей экономической природе ничем не
отличаются от обычного торгуемого товара.
Поэтому все теории спроса и предложения
в международной торговле полностью применимы
и к торговле нефакторными услугами. Ключевым
в торговле услугами является то, что в
большинстве случаев в какой-то момент
должно произойти физическое соприкосновение
покупателя и продавца услуги. Только
в этом случае сделка международной купли-продажи
услуги состоится. Существует несколько
механизмов совершения сделок по международной
торговле услугами: - Мобильность покупателя.
Покупатели услуг, являющиеся резидентами
одной страны, приезжают к продавцу услуг,
являющемуся резидентом другой страны.
Мобильность покупателя обычно основана
на том, что за рубежом он сможет получить
услугу, которая либо отсутствует в его
стране (туризм), либо качество которой
выше (образование, медицинская помощь),
либо стоимость ее ниже (складирование
товаров, ремонт судов). - Мобильность продавца.
Продавец услуг, являющийся резидентом
одной страны, приезжает к покупателю
услуг, являющемуся резидентом другой
страны. Мобильность продавца обычно основана
либо на том, что его покупатель находится
за рубежом и не может переместиться к
продавцу (аудиторские и бухгалтерские
услуги для предприятий), либо на специфическом
характере самой услуги (строительство). -
Одновременная мобильность продавца и
покупателя или мобильный характер самой
услуги. И продавец, и покупатель либо
одновременно совместно используют услугу
(международный телефонный разговор),
либо собираются в третьей стране (международная
конференция), либо продавец оказывает
покупателю услугу через представительство
в третьей стране (командирование иностранных
специалистов из московского представительства
Мирового банка в страны СНГ для оказания
технической помощи).
Международная торговля услугами: транспортные, туристические, финансовые и прочие виды услуг.
В настоящее время насчитывается более 600 видов услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе: - производство; - международная торговля; - международное движение капиталов; - транспорт и связь; - перемещение людей через границы. Рассмотрим более внимательно предоставление услуг в названных сферах экономической деятельности. Развитие производства в таких подразделениях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство практически невозможно без так называемых производственных услуг. Оказание подобного рода услуг необходимо на различных этапах производства. Широко распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические услуги, получившие обобщенное название инжиниринг. Инжиниринг в целом представляет собой комплекс инженерно-технических услуг по подготовке и обеспечению на коммерческой основе процесса производства, обслуживания строительства, эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. К числу производственных услуг относятся международные услуги типа арендных отношений. Международная аренда - это сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные арендные отношения - взаимовыгодное дело. На практике в экономической литературе различают следующие виды арендных отношений: - рейтинг - краткосрочная аренда до 1 года; - хайринг - от 1 года до 3-5 лет; - лизинг - на 3-5 лет и более. Следует отметить, что лизинг - это сложная внешнеэкономическая операция. Для ее осуществления нужно располагать средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами для хранения машин и оборудовани.
Важной сферой применения международных услуг является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в перемещении произведенных товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования. Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др. В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями. Суть этой сделки состоит в том, что крупная компания (франчайзер) берет на себя обязательство снабжать местных мелких предпринимателей своими товарами, технологиями бизнеса и обеспечить рекламную деятельность. В то же время туземная сторона (франчайзи) в соответствии с соглашением должна оказывать франчайзеру услуги в области менеджмента или маркетинга, используя для этого указание региональных условий. При этом франчайзи должны выплачивать франчайзеру определенную сумму с оборота, которая, к примеру, в США достигает от 5 до 12%. Следует отметить, что в настоящее время франчайзинг популярен во многих странах мира и в его развитии участвуют такие известные фирмы, как Макдоналдс, Кока-Кола, Пепси и многие другие. Расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения капиталов и рабочей силы неразрывно связаны с рынком транспортных услуг. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др. Международный транспорт — услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны. Транспортные издержки — все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы. Расчеты транспортных издержек оказывают непосредственное влияние на принятие решений о территориальном размещении производств. Поскольку транспортные расходы входят в издержки производства, они учитываются как экспортерами, так и импортерами при принятии решений о том, где создавать те или иные предприятия или даже отрасли, либо связанные с поставкой продукции на экспорт, либо работающие на импортном сырье. В аналитических целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке внешнеторговых грузов, воздушный транспорт, играющий главную роль в межстрановом движении людей, и остальные виды транспорта.
Важной составляющей частью международных услуг является связь. Динамичным инструментом международной связи является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело к образованию высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро, если в 1996 г. его объем достигал 2,5 млрд долл., то в 2012 г. - 350 млрд долл.
Ведущую роль в формировании международной сферы услуг играет финансовая деятельность разных субъектов ВЭД. В результате их функционирования складывается мировой рынок финансовых услуг, который включает банковские, страховые сделки, а также операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 12 трлн долл.
Одним из распространенных видов международных услуг является туризм. В международной практике существуют самые разнообразные виды туристических услуг: - размещение в гостиницах и мотелях; - удовлетворение культурных потребностей; - удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в симпозиумах, конференциях; - услуги по выбору или в комплексе, которые предоставляются по определенной программе.
Доля доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в Испании составляет 35%, Греции - 36, на Кипре - 52%. В Индии, Египте, Перу, Парагвае, Коста-Рике приходится 10-15% доходов суммарного экспорта товаров и услуг. В других развивающихся странах этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30, Панаме - 55, на Гаити-72% . В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП.
Меры государственного регулирования торговли услугами. Всемирная торговая организация.
Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами. Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе. Меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам—производителям услуг оперировать на местном рынке. Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают: - Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и, в конечном счете, на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями. - Введение количественных квот, на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций. Или ограничение на количество иностранных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определенного периода времени. - Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительными формами защиты в этом случае являются внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг. - Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на импорт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд. - Ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.
Национальный режим — режим
экономических отношений между государствами,
при котором одно государство предоставляет
иностранным физическим и юридическим
лицам режим не менее благоприятный, чем
режим для своих юридических и физических
лиц. Чаще всего национальный режим используется
в отношениях между странами—членами
интеграционных группировок и применительно
к вывозу капитала. В целях регулирования
международной торговли услугами некоторые
страны прибегают к вводу ограничений
на использование этого режима нерезидентами. Изъятия
из национального режима — инструменты
внутренней экономической политики, дискриминирующие
на внутреннем рынке иностранных производителей
услуг по сравнению с местными.