Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:03, контрольная работа
С одной стороны, многие виды услуг востребованы, поскольку они обслуживают торговлю. Поэтому при обслуживании международной торговли товарами международный обмен услугами зависит от темпов роста, структуры и географического распределения товарных потоков в международной торговле. С другой стороны, было бы серьезной ошибкой не отметить, что развитие международной торговли товарами и услугами зависит от целого ряда общих глубинных, глобальных процессов, происходящих в мире.
Цель контрольной работы анализ международной торговлей услугами.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...……....... 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УСЛУГА»………………..……..…………... 4
2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОНОЙ ТОРГОВЛИ ЭТИМИ УСЛУГАМИ ………………………………………………………………………………...….... 6
3. ЛИЦЕНЗИРОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ……………………………………………...……………. 9
4. ТОГРОВЛЯ ИНЖЕНЕРНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫМИ
УСЛУГАМИ (ИНЖИНИРИНГ……….……………………………………... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..… 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ……….....…17
Доля доходов от иностранного
туризма в общей сумме
В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП.
3. ЛИЦЕНЗИРОВАННАЯ
ТОРГОВЛЯ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА
Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).
Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями -- лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.
Лицензия -- это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимых для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.
Мировая торговля лицензиями как самостоятельный сектор мирового рынка основана на существовании патентной системы, предоставляющей собственнику патента исключительное право на использование принадлежащих ему новых технических решений, изобретений и товаров.
Чаще всего, однако, использование патента невозможно без знания „секретов производства“, имеющих промышленную и коммерческую ценность, но не защищенных международным и национальным патентным законодательством. Это и есть ноу-хау (термин происходит от английского выражения „знаю, как сделать“). „Секретами производства“, охватываемыми понятием ноу-хау, могут быть технологические режимы, способы, методы и опыт изготовления продукции, особенности конструирования, без знания которых воспроизводство новой техники и технологии по образцам, патентным описаниям и опубликованной информации в 90% случаев невозможно. Иногда в качестве ноу-хау фигурируют управленческие, коммерческие, организационные решения и сведения, необходимые для эффективного производства и сбыта продукции. Один из главных признаков ноу-хау -- конфиденциальность, секретность этого вида информации. Лицензии на использование ноу-хау без патентов на изобретение называются беспатентными лицензиями. В большинстве случаев, однако, лицензионные соглашения включают не только продажу права на использование патента, но и передачу необходимых для его освоения ноу-хау (так, почти 98% фирм США, торгующих лицензиями, продают одновременно с ними и ноу-хау).
Сроки действия лицензионных соглашений, принятые в международной практике, варьируют (в зависимости от вида и объекта лицензии) от трех до десяти лет.
За предоставление права на использование предмета лицензионного соглашения покупатель (лицензиат) выплачивает продавцу (лицензиару) лицензионное вознаграждение. Наиболее часто встречается такая форма вознаграждения, как роялти -- периодические отчисления, определяемые как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаемые в расчете на единицу производимого товара.
Мировым лидером в экспорте
лицензий являются США. Положительное
сальдо в торговле лицензиями из промышленно
развитых стран имеют также
Поэтому разрыв между импортом
и экспортом технологий у этой
страны сокращается и можно ожидать,
что в ближайшее время Япония
станет нетто-экспортером
Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства. Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.
В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно велика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям промышленных компаний).
Ведущие отрасли лицензионной
торговли - электротехника и электроника,
общее машиностроение, химия и
нефтехимия, транспортное машиностроение,
текстильная и пищевая
4. ТОГРОВЛЯ ИНЖЕНЕРНО-
Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности.
Инжиниринг -- это инженерно-консультационные услуги, обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.
Вся совокупность инжиниринговых
услуг может быть разделена на
две большие группы: услуги, связанные
с подготовкой
Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специализированными инженерно-консультационными (инжиниринговыми) фирмами, а также международными и транснациональными промышленными и строительными компаниями.
Международный рынок инжиниринговых
услуг тесно связан с рынком объектов
капитального строительства. Инжиниринговые
фирмы часто выступают в роли
генеральных поставщиков и
В последние годы крупные инжиниринговые фирмы стали выступать лидерами консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответственности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих случаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.
Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах -- нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок -- африканский (главным образом, Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжиниринговых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.
Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке -- Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии -- Великобритании и Японии; в Африке -- Франции и Великобритании; в Латинской Америке -- Канады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.
Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны „большой семерки“ приходится почти половина мирового оборота услуг
Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.
Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея -- в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика -- туристических, Сингапур -- финансовых и др.
Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг невелика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 1998 г. по импорту услуг находилась на 20-м месте в мире. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены прежде всего на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.
[1] За период с 1950 по
1978 г. Япония приобрела (главным
образом в США и Западной
Европе) около 26 тыс. иностранных
лицензий и патентов на общую
сумму около 7 млрд. дол. Общий
же выигрыш Японии от
5. Международный обмен услугами на современном этапе
Международный обмен услугами развивается высокими темпами. По оценке Секретариата ВТО, емкость мирового рынка услуг в 1998 г. составляла более 3 трлн долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 1,8 трлн долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех четырех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров.
Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран - характерная особенность развития современной мировой экономики.
Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития.
Научно-технический прогресс
- это одно из главных обстоятельств,
меняющих не только место услуг в
экономике, но и традиционное представление
об этой сфере экономики. Услуги сегодня
- это наукоемкие отрасли хозяйства,
использующие новейшие информационные
технологии. Само понятие "услуга"
определяется сегодня группой таких
наукоемких отраслей, как транспорт,
глобальные телекоммуникационные системы,
финансово-кредитные и
В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 1997 г. из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала "Форчун", 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.
В 80-е и 90-е годы сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55-68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости.
Развитие структуры сферы услуг происходит по нескольким направлениям.
Прежде всего это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких, как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки и др.
Далее, это активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг, которые стали самостоятельными сферами бизнеса.
Наконец, заметным явлением
стало образование крупных