Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа
Актуальность рассмотрения данной темы как раз и заключается в том, что Россия имеет реальную возможность пополнить свой бюджет, включившись в мировую практику. По данным Международного валютного фонда, по средней норме прибыльности, экспорт товаров в среднем приносит 20% дохода, тогда как экспорт услуг - 50%!
Введение 3
1.Международный рынок труда и его структура. 4
2.Миграция трудовых ресурсов и общеэкономические последствия миграционных потоков. 6
2.1 Страны-доноры. 7
2.2 Последствия для принимающих стран. 8
2.3 Последствия для стран-доноров. 8
2.4 Проблема "утечки мозгов". 9
3.Национальное и межнациональное регулирование миграции. 10
Заключение 12
Список литературы 13
2.3 Последствия для стран-доноров.
Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.
2.4 Проблема "утечки мозгов".
Бурный
процесс интернационализации
В последние
годы на мировом рынке труда
До распада Советского Союза основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции — США и западноевропейские страны — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в настоящее время наметилась переориентация на Россию, страны СНГ и восточноевропейские страны.
После распада
СССР с 1990 г. Россию покидают 100 тыс. человек
ежегодно, из которых большая часть
— высококвалифицированные
Таким образом, с одной стороны, на мировом рынке рабочей силы складывается благоприятная ситуация для высококвалифицированных кадров из России, с другой стороны — в самой России сложились неблагоприятные условия для специалистов высшей квалификации, что порождает такое явление, как "утечка мозгов".
В настоящее время Россия наряду с такими странами, как Польша, ЮАР, Филиппины, Индия, Венгрия, занимает одно из ведущих мест в мире по "утечке мозгов". По существующим оценкам, примерно одна треть наиболее талантливых российских учёных работает за рубежом, а ежегодные потери России от этого явления оцениваются в 50-60 млрд. долл.
Международная миграция и "утечка мозгов" — явления неоднородные. С одной стороны, Россия лишается основного фактора научно-технического прогресса (учёных, инженеров, уникальных специалистов и др.); с другой стороны — если условия для высококвалифицированных специалистов в России изменятся и после работы за рубежом специалисты вернутся на родину, то, приобретя практический опыт работы в современных мировых научно-исследовательских центрах, они могут использовать свои знания для развития отечественного научно-технического потенциала.
Следует
подчеркнуть, что при разумной организации
экспорта рабочей силы она может
стать важным источником валютных поступлений.
Как показывает мировая практика,
валютная эффективность экспорта рабочей
силы примерно в 5 раз выше эффективности
товарного экспорта. Как правило,
экспорт рабочей силы сопровождается
валютными переводами эмигрантов на
родину. Кроме того, облагается налогами
прибыль фирм — посредников между
рабочей силой и нанимателем.
По возвращении на родину личные сбережения
могут инвестироваться в
В целом, по агрегированному показателю — "индексу человеческого развития", учитывающему совокупность таких факторов, как уровень занятости, степень развития социальной инфраструктуры, уровень образования, и др., Россия в начале 90-х годов занимала 26-е место в мире, уступая в основном промышленно развитым странам.
3.Национальное и межнациональное регулирование миграции.
Процесс
международной миграции рабочей
силы и населения регулируется национальным
законодательством различных
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства — это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы,— 140 тыс. человек в год.
В связи
с ростом политической и демографической
нестабильности в 90-х гг., усложнением
процесса адаптации и трудоустройства
иммигрантов многие европейские
страны также ужесточили свои иммиграционные
законодательства. Например, в 1993 г. Франция
ограничила въезд новых иммигрантов;
ФРГ приняла решение не предоставлять
вид на жительство претендентам на
въезд, а также гражданство детям
работающих по контракту мигрантов,
преимущественно турецкого
Такого
рода меры напрямую связаны с политическими
изменениями в Восточной
Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами — участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные — по отношению к третьим странам.
Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран — первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны — члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны — участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.
Заключение
Рынок труда как социально-экономическая категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий "занятость" и "незанятость", которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.
Международная миграция рабочей силы создала мировой рынок рабочей силы в 190 млн. человек, а иностранная рабочая сила стала неотъемлемой частью трудовых ресурсов стран – импортеров рабочей силы (Северная Америка, Западная Европа, страны Персидского залива и др.), обеспечивая им существенный экономический выигрыш. Но и экспортирующие страны получают выгоду в виде денежных переводов мигрантов.
Структура международного рынка это и национальные рынки и миграционные потоки между странами. Рынок труда обеспечивает валютную циркуляцию, влияет на демографическую, политическую, финансовую, экономическую и многие другие сферы общественной жизни обоих государств (экспортеров и импортеров рабочей силы). В настоящее время миграция, мобильность рабочей силы, эффективность ее использования значительно влияют на формирование всех рынков мирового хозяйства. Международный рынок труда стал неотъемлемой частью мировой экономики.
Список литературы