Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. На стыке 20-21 веков она стала мощным инструментом развития мировой экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок.
Интеграция – это проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………3
1.Международная экономическая интеграция как этап эволюции
мирохозяйственных связей.
2.Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.)8
Заключение………………………………………………………………..14
Контрольные тестовые задания…………………………………….……16
Список использованной литературы………………………………….....18

Вложенные файлы: 1 файл

№6(взфи).doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

 

План

Введение….…………………………………………………………………3

1.Международная экономическая интеграция как этап эволюции

мирохозяйственных связей.

2.Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.)8

Заключение………………………………………………………………..14

Контрольные тестовые задания…………………………………….……16

Список использованной литературы………………………………….....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. На стыке 20-21 веков она стала мощным инструментом развития мировой экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок.

 Интеграция – это  проникновение отдельных элементов  экономики одних стран в экономику  других стран, процесс объединения  национальных хозяйств в единую систему. Начинается она на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. В основе развития международной экономической интеграции лежит принцип кооперировании усилий в экономических, социальных и политических сферах в тех случаях, когда ресурсов одного государства недостаточно.           

Целью данной контрольной работы является ознакомление с понятием международной экономической интеграции, определение ее роли  в международном экономическом процессе. Для этого мы рассмотрим предпосылки  развития МЭИ,  ее этапы, и ознакомимся с важнейшими интеграционными структурами.

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  виды (этапы) международной экономической  интеграции

 

Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обуславливает необходимость объединения усилий территориально сопряженных стран для укрепления своих позиций в экономике.

Интеграция (лат. integratio) – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. Это слово используется в разных областях науки, технике, а также в политике и общественной жизни. В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни. [6.78]

 Международная экономическая  интеграция – процесс взаимодействия  экономик отдельных стран и  их внутриэкономических структур, осуществляемый с целью экономической  взаимовыгоды. Она происходит в  разных формах и на разных  уровнях.

Предпосылками интеграции являются:

- близость уровня экономического  развития и степень рыночной  зрелости интегрирующихся стран: в процесс интеграции вступают  обычно страны  с однотипным  общественным строем и примерно  одинаковым уровнем развития;

- географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. Позже  к ним подключались другие соседние государства;

- общность экономических  и иных проблем, стоящих перед  странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;

- демонстрационный эффект: в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны;

-«эффект домино»- после того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные,  оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.

Существует несколько этапов интеграционного процесса. Каждый последующий постепенно развивается из предыдущего. Все эти этапы заключаются в том, что между странами, вступившими в  интеграционный процесс, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге формируется общее рыночное пространство со  свободной конкуренцией, благодаря чему все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль.

 В современной экономической  литературе выделяют четыре вида  региональной экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный  союз, общий рынок, экономический  союз.

1 этап - зона свободной торговли. Государства – участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов во взаимной торговле товарами. При этом сохраняют национальные таможенные тарифы в отношениях с третьими странами.

2 этап - образование таможенного  союза. Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами – участниками и единая система нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Осуществляется беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона.

Таможенный союз требует создания  более развитой  системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Например, в форме межгосударственного секретариата и периодических совещаний министров соответствующих ведомств.

3 этап - создание общего  рынка. На этом этапе сохраняются  все принципы свободной торговли, характерные для таможенного  союза, но к свободному перемещению  товаров добавляются обмен услугами  и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы.

4 этап – образование  Экономического союза (ЭС) - высшая  форма современной межгосударственной  интеграции. Он представляет собой  объединение государств на основе  единого экономического, правового, военного  и информационного пространства. Страны имеют  единые внешние таможенные тарифы и осуществляют единую торговую, денежно-кредитную и бюджетную политику. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику; вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс); устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны-члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может вести к возникновению некоторых противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).

Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза (ЕС). На базе трех ранее самостоятельных региональных организаций – созданного в 1951 Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергетике – было сформировано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с ноября 1993 года получившее название Европейский союз (ЕС). Основная цель договора была урегулирование денежной и политической систем Европы. С тех пор Евросоюз вырос в нечто большее - теперь это уникальное образование, которое сочетает в себе свойства и международной организации, и государства. На сегодняшний день  ЕС объединяет 27 государств. Среди них – 15 стран Западной Европы, 10 стран Центральной и Восточной Европы и два государства Средиземноморья: Кипр и Мальта. В организациях и структурах ЕС равноправными считаются 23 языка. Основными, "рабочими" языками принято считать французский и английский.

Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства”.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Цели ЕС - создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни, укрепить позиции западно-европейского центра для противоборства с США и Японией на мировом рынке и коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны.     Наиболее важными достижениями Союза является построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС, строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС – «евро». Важным моментом является разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и другое.

Основными институтами ЕС являются: Совет министров, Европейский совет, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.

 Совет министров ЕС  – законодательный орган. Совет  издает законодательные акты  в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу.

Европейский совет – высший политический орган ЕС. Созывается дважды в год, принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Такие решения не имеют обязательной силы, но определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.

Комиссия ЕС – исполнительный национальный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, финансирует находящиеся в ее распоряжении фонды (социальные, региональные, аграрные), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Цель – приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

 Европейский парламент  – контролирующий орган. Взаимодействует  с советом министров и КЕС, утверждает бюджет.

Европейских суд – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту - евро - и укрепить роль Союза в мире.

 Значимым интеграционным  объединением является НАФТА.17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение  между США, Канадой и Мексикой  о Североамериканской ассоциации  свободной торговли–НАФТА. Североамериканское соглашение о свободной торговле ( North American Free Trade Agreement)-соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Союза. Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994 года.

 Предпосылки создания: наличие общих географических  границ, а также исторически сложившихся  хозяйственных связей и транспортных  коммуникаций; у Канады и США  также наблюдается общность культурных  традиций, религии и языка, они  обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики.США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.

 Основной целью НАФТА  явилось снятие барьеров на  торговлю товарами между странами-участницами, также устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения. В течение 15 лет было намечено подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 370 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 7 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 20%. Кроме того,  было предусмотрено принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями.

           НАФТА обладает четкой организационной  структурой. Центральным институтом  НАФТА является Комиссия по  свободной торговле, в которую  входят представители на уровне  министров торговли от трех  стран-участниц. Комиссия наблюдает  за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

           В конце XX века набирают силу  интеграционные процессы в Восточной Азии. АСЕАН- Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Association of South-East Asia Nations - ASEAN создана в 1967г в Бангкоке. Участниками АСЕАН являются: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 1997г. – Мьянма и Лаос.упил Вьетнам. К 2000 г. в организацию вступили все страны Индокитая).К задачам АСЕАН относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления. Успех взаимного сотрудничества стран в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом стран – участниц АСЕАН, схожестью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества, т.е  имелись все предпосылки для интеграции. Основными направлениями деятельности АСЕАН являются: сотрудничество в экономической, научно технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды.    В планах АСЕАН было снизить таможенные пошлины стран участниц, принято решение о создании полноценной  свободной торговли. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.

Информация о работе Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных связей