Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:00, контрольная работа
Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора, то есть происходит интернационализация хозяйственной жизни. Для неё характерны следующие этапы: поначалу она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением её в мировую. С конца ХХ века международное движение капиталов уверенно вступает в международные экономические отношения и в настоящий момент занимает в них 1-е место.
Введение 3
1. Интеграция – высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса :
1.1. Международная экономическая интеграция.
4
1.2. Предпосылки интеграции. 5
1.3. Содержание и формы международной экономической интеграции.
6
1.4. Факторы, определяющие интеграционные процессы. 8
1.5. Цели международной экономической интеграции. 9
1.6. Этапы международной экономической интеграции. 11
1.7. Международные интеграционные объединения. 13
1.8. Главные интеграционные группировки мира. 17
2. Государственное регулирование процесса интеграции :
2.1. Роль государства в осуществлении процесса интеграции. 21
2.2. Методы регулирования внешнеэкономических связей. 22
2.3. О выборе модели развития внешнеэкономических связей (ВЭС) России.
24
3. Внешнеэкономические связи Российской Федерации :
3.1.Место России в мировом хозяйстве.
27
3.2. Экономические отношения России с государствами ближнего зарубежья.
33
3.3. Экономическая зависимость России от стран СНГ. 34
3.4. Современные тенденции международных экономических отношений. 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Научно-техническая революция: современный этап научно-технической революции выводит интернационализацию как рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. НТР выступает самостоятельным фактором, обусловливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве. Не может быть успешным развитие науки и техники в той или иной стране в изоляции от других государств.(9;68)
Открытость национальиых экономик: интенсивное развитие в последние годы кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК. Для них внутрифирменное разделение труда вышло за национальные границы и по существу превратилось в международное. На этой основе повышается степень открытости национальных экономик. Открытая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи.(9;69)
Значительную роль в формировании открытой экономики в развитых странах играет внешнеэкономическая стратегия государств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с зарубежными фирмами и созданию правовой основы, способствующей притоку из-за рубежа капиталов, технологий, квалифицированных кадров.(9;69)
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи.(17;363)
• Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.(17;363)
• Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.(17;363)
• Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.(17;363)
• Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного-курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.(17;364)
• Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.(17;364)
Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.(17;364)
1.6. Этапы международной экономической интеграции.
Наибольшее развитие интеграционные объединения различного типа получили во второй половине XX века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости.(17;364)
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.(17;364)
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.(17;365)
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ГС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.(17;365)
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств. Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.(17;365)
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом, принимать решения по вопросам, касающимся организации; без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.(17;365)
Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции — политического союза (ПС}, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.(17;365)
1.7. Международные интеграционные объединения.
Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.(17;367)
Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают.(17;367)
Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса (табл. 1.1). Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации Восточно-Карибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода, длительностью в 34 года начиная с 1994 года.(17;368)
Как показывает исторический опыт, наиболее, просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь. Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, безусловно, является Европейский союз.(17;368)
Уровень интеграции (поставленные цели) |
Название, год создания |
Страны-члены и организации |
Соглашения об экономическом и торговом сотрудничества |
Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР — EU — FSU (Co-operation and Partnership Agreements), 1994 |
ЕС, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина |
Соглашения об ассоциации с ЕС (EU Association Agreements). 1991-1995 |
Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения | |
Инициатива «Предприятие для всей Америки» (Enterprise for the American Initiative — EAI), 1990 |
США, большинство латиноамериканских и центральноамериканских государств | |
Зоны свободной торговли (ЗСТ) |
Европейская ассоциация свободной торговли — ЕАСТ (European Free Trade Association — EFTA), 1960 |
Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция |
Европейская экономическая зона (European Economic Area — EEA), 1994 |
Страны Европейского союза, Исландия. Лихтенштейн | |
Балтийская ЗСТ (Baltic FTA), 1993 |
Эстония, Латвия, Литва | |
Центральноевропейская ЗСТ (Central European FTA). 1992 |
Чехия, Венгрия, Польша, Словакия | |
Североамериканская ЗСТ (North American Free Trade Agreement — NAFTA), 1994 |
Канада, Мексика, США | |
Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН (ASEAN Free Trade Agreement — AFTA). 1992 |
Бруней, Индонезия. Малайзия. Филиппины, Сингапур, Таиланд | |
Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (Australia — New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement — ANZCERTA). 1983 |
Австралия, Новая Зеландия | |
Бангкокские соглашение (Bangkog Agreement), 1993 |
Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка | |
Таможенные союзы (ТС) |
Ассоциация ЕС с Турцией (Turkey Association Agreement — EU), 1963 |
ЕС, Турция |
Арабский общий рынок (Arab Common Market — ACM), 1964 |
Египет, Ирак. Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен | |
Центральноамериканский общий рынок (Centra] American Common Market — CACM), 1961 |
Коста-Рика. Сальвадор, Гватемала. Гондурас, Никарагуа | |
ЗСТ между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой (Colombia, Ecuador, Venezuela — FTA), 1992 |
Колумбия. Эквадор, Венесуэла | |
|
Организация восточно-карибских государств (Otganitation of East Caribbean Slates). 1991 |
Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтссррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины |
Общий рынок (ОР) |
Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (The Gulf Cooperation Council), 1981 |
Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ |
Андский общий рынок (Andean Corn-топ Market, Andean Pact), 1990 |
Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла | |
Латиноамериканская интеграционная ассоциация — ЛАИА (Latin American Integration Association — LAIA), 1960 |
Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла | |
Общий рынок южного конуса — МЕРКОСУР (Southern Cone Common Market — MERCOSUR), 1991 |
Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай | |
Карибское сообщество и
Карибский общий рынок — |
Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтссррат, Сент-Кятс и Невис, Сент-Люсия, Сеит-Виисснт и Гренадины, Тринидад и Тобаго | |
Экономические союзы (ЭС) |
Европейские сообщества (European Communities — EC), 1957, позже Европейский союз — ЕС (European Union — EU), 1993 |
Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франти. Швеция |
Экономический союз — Бенилюкс (Belgium, Netherlands, Luxemburg Economic Union — BENILUX), 1948 |
Бельгия, Нидерланды, Люксембург | |
Содружество независимых государств (Commonwealth of Independent States), 1992 |
Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан | |
Союз арабского Магриба (Arab Maghreb Union), 1989 |
Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис | |
Межстрановая инициатива (Cross-Border Initiative), 1993 |
Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве | |
Лагосский план действий (Lagos Plan of Action), 1973 |
Все страны Африки к югу от Сахары | |
Союз реки Many (Manu River Union), 1973 |
Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне | |
Западноафриканский зкономичесхий и валютный союз (West African Economic and Monetary Union), 1994 |
Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того |