Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:29, реферат
Весь многообразный и сложный комплекс вопросов мировой экономики и всемирных экономических отношений является объектом изучения теории экономических отношений, по крайней мере, на трех уровнях: а) развитых стран; б) развивающихся стран; в) постсоциалистических стран. В своей совокупности эти отношения и их тесное взаимопереплетение и образуют отношения всемирного хозяйства, или отношения мировой экономики.
Основные категории предмета………………………………………...3
Товарная структура международной торговли……………………....6
Торгово-экономическая политика индустриальных государств…...16
Новые тенденции всемирных экономических отношений и международного отношения разделения труда…………………..…22
Крупнейшей и наиболее всеобъемлющей группировкой в ГАТТ является Европейское сообщество. ЕС, как известно, является таможенным союзом с единой внешнеторговой политикой и тарифами. Страны-члены ЕС координируют свои позиции в Брюсселе и Женеве, а почти на всех совещаниях ГАТТ от имени ЕС выступает Европейская комиссия (ЕК). Поскольку ЕС не является договаривающейся стороной ГАТТ, а этим статусом пользуются его отдельные страны-участники, данный случай является вопросом обычая и практики.
Меньшая степень скоординированной деятельности в работе ГАТТ характеризуют страны Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Малайзия, Индонезия, Сингапур, Филиппины, Таиланд. С более или менее единых позиций выступают члены ГАТТ, входящие в состав Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария. Однако Маастрихтские соглашения вносят в политику этих стран серьезные изменения в сторону укрепления связей с ЕС.
Среди других группировок, которые
выступают с согласованными едиными
подходами, можно отметить Латиноамериканскую
экономическую систему (ЛАЭС). Наиболее
известной группировкой является Каирская
группа, которая объединяет экспортеров
сельскохозяйственной продукции из
развитых, развивающихся и
Секретариат ГАТТ численностью
около 400 человек находится в Женеве
и обслуживает постоянные органы
ГАТТ и переговоры Уругвайского раунда,
а также оказывает техническую
поддержку развивающимся
Крупнейшие прорывы в
области либерализации
Деятельность органов
государственной власти и государственного
управления обеспечивает доступность
внешних ресурсов и продуктов
для всех национальных экономических
субъектов, что, в частности, реализуется
в импорте необходимых
Воздействие процессов разделения труда на мировое хозяйство. Все страны мира так или иначе включены в международное разделение труда. Его расширения и углубления требуют производительные силы, испытывающие могучее воздействие технологической революции, волнами накатывающейся на мир. Это во многом являлось и ранее основой развития взаимных экономических связей различных государств, независимо от их социального устройства. Однако сами по себе общие материальные предпосылки, благоприятствующие развитию связей и взаимосвязей, не следует принимать за нечто, действующее автоматически. Препятствий на этом пути достаточно, и прежде всего в сфере политики, определяющей сам характер международных отношений, в том числе и экономических отношений.
Недостаток множества исследований и самой методологии изучения как политической экономии, так и теории международных экономических отношений состоял в том, что часто та общая картина, которая складывается из анализа фиксируемых тенденций, представлялась в жестко объективизированном виде, якобы как реальность. Это находило свое отражение практически во всех категориях МЭО: мировое хозяйство рассматривалось как целостность, в которой в полноценных формах международного разделения труда участвовал, например, Советский Союз, без оговорок анализировались такие понятия, как «взаимодополняемость экономик», «общеевропейский дом» и т.д.
Оторванность от реальной
экономической жизни всегда делала
сам предмет МЭО абстрактным,
схоластическим. При этом исчезал
активный, конструктивный элемент науки.
Ей отводилась роль регистратора результатов
«автоматически» действующих
Включение национальных экономик стран, прервавших директивное экономическое развитие, осуществляющих возврат к рынку и в систему МЭО, как никогда ранее зависит сегодня от воли и мудрости национальных правительств, поскольку фактор государственного влияния в экономическом процессе во всех странах исключительно высок.
Интеграция или дезинтеграция,
жесткий протекционизм или
Сегодня можно сказать, что
полноценный отказ от политики обособления
(автаркии) практически всех участников
СНГ, Балтийских стран, Закавказья происходит
непоследовательно, даже судорожно
и скорее только на политическом уровне.
Необходимо его перевести в сферу
внешнеэкономических связей, создав
условия, благоприятствующие действию
международных экономических
4.Новые тенденции всемирных экономических отношений и международного разделения труда
Основной тенденцией современной
мировой экономики является ее глобализация.
Этот решающий фактор нынешних международных
экономических отношений
Последний фактор – необходимость
создания всепланетных законодательных
и политических рамок, – кстати,
отнюдь не новая идея, – лишь отражение
глобальных тенденций, – вызывала (и
сейчас вызывает) у исследователей
и политических деятелей разноречивые
мнения. Во-первых, на их формирование
понадобятся долгие годы, не говоря
уже о том, что это требует
стабильной международной обстановки
и обеспечения безопасности не только
политической, но и экономической. Во-вторых,
высказываются сомнения относительно
возможности достижения каких-то согласованных
действий различных стран в нынешней
сложной международной
Существует еще одна проблема, связанная с отмеченной общей тенденцией к глобализации мировой экономики, которая тоже требует к себе пристального внимания. Речь идет о сложном взаимовлиянии и взаимодействии двух процессов. С одной стороны, происходит глобализация рынков, а с другой – образование региональных экономических блоков. Нет ли противоречия между этими двумя тенденциями? Не грозит ли их параллельное развитие в конечном счете экономической войной между мощными региональными группами? Эти тенденции необходимо изучать и учитывать.
Тем не менее, тенденция к глобализации более рельефно выражена. Речь идет о качественно ином этапе, ведущем к образованию единого глобального рынка. Об этом можно судить по многим признакам. К примеру, один из его символов, убедительных для потребителя, – универсальная платежная карточка. Всего лишь один пластиковый документ позволяет производить все или почти все расчеты в Мадриде и Токио, Пекине и Давосе, не говоря уже о Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре. Тенденции глобализации особенно благоприятствуют технические факторы, например, развитие средств связи, а двигают ее вперед многонациональные фирмы. Она охватывает все секторы экономической жизни – научные исследования, промышленность, сферу услуг, финансы. Она оказывает воздействие на все стороны жизни (посредством стандартизации и унификации производственных методов и финансовых расчетов). Она, естественно, развернулась благодаря открытию границ и либерализации торговли. Но параллельно в мировой экономике происходит и другая глубокая эволюция: формирование региональных экономических блоков, то есть развивается процесс интеграции, конвергенции. Что касается дезинтеграции в 1990 г. Совета Экономической Взаимопомощи, объединявшего страны Восточной Европы и СССР, распада СССР и дезинтеграции экономик бывших его республик – это не что иное, как исключение из общего правила. Здесь требуются дополнительные специальные исследования – какое значение имел объективный фактор и какое – субъективный.
Новый этап в развитии Европейского сообщества, начавшийся в 1992 году, принятие соглашения о свободной торговле в Северной Америке, создание зоны свободной торговли странами АСЕАН – всюду одни и те же экономические силы подталкивают к формированию региональных торгово-экономических блоков. Переговоры по вопросам интеграции всегда идут трудно, однако движение представляется неодолимым, поскольку оно объективно.
Однако не входит ли возникновение таких блоков в противоречие с глобализацией рынка? Если региональные блоки – это зоны свободной торговли, открытые во внешний мир, то тогда современный регионализм вполне совместим с многосторонностью, как полагает профессор экономики Колумбийского университета (США) Джагдиш Бхагвати, один из видных теоретиков в области изучения мировой торговли. На самом деле современные блоки – не крепости. Они открыты для новых участников. Европейская интеграция в рамках ЕС, мобилизовавшая сначала шесть государств, сейчас охватывает двенадцать стран. Изучаются просьбы о приеме в ЕС новых стран. Продолжаются переговоры с ЕАСТ о создании европейского экономического пространства, включающего девятнадцать стран. Раздаются призывы к созданию континентального общего рынка из 50 государств, включающего страны Старого континента, в том числе государства, образованные на пространстве бывшего Советского Союза. Фактически все организующиеся сейчас альянсы открыты для новых членов, во всяком случае, формально.
Далее. Эти блоки создаются не в целях регионального самообеспечения, а скорее для того, чтобы извлечь большие выгоды из международной торговли. Они подвергаются внутренним давлениям, которые влекут страны к либерализации и открытости внешнему миру. Внутри региональная торговля не кажется составляющим блоки странам несовместимой с торговлей между ними и остальным миром. Переговоры о Североамериканском общем рынке, которые шли продолжительное время между Канадой, Соединенными Штатами и Мексикой, подталкивали, например, Мехико в направлении открытости и либерализации своей экономики.
Требования мировой торговли таковы, что для новых объединений невозможно стремиться к замене национальных границ региональными границами. Зона свободной торговли, предусматриваемая странами АСЕАН, не может быть закрытым блоком. В странах-членах АСЕАН происходило быстрое экономическое развитие (в 80-х–начале 90-х годов ежегодный рост их ВНП составлял 7%) в основном благодаря развитию их экспорта, объем которого увеличивался на 12% каждый год.
Поэтому сегодняшний регионализм не имеет ничего общего с регионализмом 30-х годов, выражением которого были двусторонние соглашения, заключавшиеся для того, чтобы придержать «аутсайдеров». Поэтому участникам СНГ не стоит использовать мировой опыт 30-х годов, создавая между собой таможенные и иные границы, напротив, необходимо энергично сближать законодательство, используя для этих целей, например, межпарламентскую ассамблею (МПА) Содружества.
Информация о работе Международное движение товаров, услуг и факторов производства