Международные исследовательские
программы
Начиная с 80-х годов
Япония предпринимает усилия для расширения
двустороннего и многостороннего сотрудничества
в области науки и техники. Многосторонние
научно-технические связи базируются
на осуществлении международных исследовательских
проектов. В 1986 году Япония выдвинула крупномасштабную
программу под названием «Человеческие
границы», которая сравнивается самими
японцами с американской “СОИ” и европейской
«Эврикой» . Цель ее – поднять авторитет
страны, ликвидировать отставание от других
стран Запада в области фундаментальных
исследований, а также обеспечить себе
лидирующие позиции на наиболее перспективных
направлениях НТП, в частности механизма
живых организмов. При этом исходят из
того, что это направление станет ключевым
фактором в создании принципиально новых
материалов, механизмов и технологий,
способных преодолеть трудно разрешимые
в настоящее время проблемы энергии природных
ресурсов, гармоничных взаимоотношений
человека и новых технологических средств.
Программа рассчитана на 20 лет, в течение
которых предполагается израсходовать
6-7 млрд. долл., половину из них за счет
Японии.
Научно-техническое сотрудничество
Японии с молодыми государствами
(Азиатские тигры) осуществляется
по следующим направлениям:
Передача технологии и
управленческого опыта;
Совместные научные исследования
и разработки;
Подготовка высококвалифицированных
национальных кадров.
Место Японии в мировом
движении технологии
Произошли существенные
изменения в технологическом
платежном балансе страны. С 70-х
годов начал усиливаться экспорт
японской технологии. Правда, место
Японии в торговле технологией
контрастировало резко с обменом
товарной продукцией. До 1992 года
платежи по технологии превышали
экспорт. При этом объем японских
поступлений (3-3,6 млрд. долл.) в 6-7
раз уступал американскому . По стоимости
технологического импорта Япония превосходит
ведущие западноевропейские страны. При
этом следует иметь в виду, что общий дефицит
технологического баланса во многом определялся
наследием прежних периодов, когда страна
полностью зависела от импорта технологии.
Это связано с тем, что в сальдо технологического
баланса включаются как поступления и
платежи по вновь заключенным контрактам,
так и выплаты роялти по старым контрактам,
которые могут охватывать период до 10-15
лет. Баланс платежей по вновь заключаемым
контрактам начиная с 1972 году сводится
с положительным сальдо. В 1993 году было
достигнуто положительное сальдо по обмену
технологии в целом.
Япония занимает своеобразное
место в мировом движении технологии.
Она импортирует всю технологию
из индустриальных стран, а
экспортирует почти поровну в
промышленно развитые и развивающиеся
страны. Интересно, что 40% общего
объема экспорта технологии вывозится
в страны Азии . Японские компании расширяют
научно-техническое сотрудничество и
развитие промышленной кооперации с Восточной
и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести
производство продукции средней сложности
в соседние страны, а самим сосредоточиться
на разработке и освоении технологически
сложной продукции. В результате в азиатской
части мира просматриваются черты японоцентристской
модели научно-технического и промышленного
взаимодействия.
Анализ информации
о контрактах по экспорту и
импорту технологий для 1568 японских
компаний показывает превышение
показателей экспорта технологий
над импортом. При этом из 68.4% импортируемых
для «электроника» технологий, в
основном, из США и Канады (79,9%),
а также из Европы (18,3%), практически
все они представляют программно
алгоритмическое обеспечение (software)
компьютеров и информационно-телекоммуникационных
систем. Таким образом, японские фирмы,
экспортируя конкурентные микроэлектронные
технологии для начинки компьютерных
и телекоммуникационных систем (hardware)
сегодня больше всего нуждаются в software.
По данным Японского
банка, ведущие компании страны
выплатили в 1990 году иностранным
фирмам (в первую очередь американским)
свыше 6 млрд. долларов в качестве
платы за использование их
наукоемких технологий . В том же году
японскими компаниями было заключено
3211 контрактов об импорте иностранных
лицензионных технологий и более 60% из
них – соглашения с американскими владельцами
интеллектуальной собственности. Японские
владельцы патентов и ноу-хау технологии
имеют от их продаж 2,6 млрд. долларов. Для
сравнения в том же 1990 году США получили
на выплатах от использования иностранными
фирмами американских патентов неизмеримо
больше – 15,3 млрд. долларов, а сами заплатили
за использование чужих патентованных
технологий всего 2,5 млрд. долларов. Такие
же соотношения сохранились и в середине-конце
90-х годов.
До недавнего времени
сила японских компаний признавалась
только в области прикладных
технологий. Однако уже в конце
80-х начале 90-х г. американские
научные обозреватели забили
тревогу, указывая на потерю
Соединенными Штатами лидерства
в конкуренции с японскими
фирмами, овладевшими наукоемкими
технологиями на мировом рынке.
Посредническая деятельность
Организационная структура
отличается большим числом посреднических
фирм, которые наряду с банковскими
институтами, промышленными компаниями
и аппаратом государственного
регулирования стали одной из
важнейших составных частей механизма
осуществления ее внутренних
и внешних экономических связей.
Самая большая роль в организации
и осуществлении международной
деятельности принадлежит девяти
универсальным торговым посредническим
компаниям (сого сёся). Они образуют
олигопольную систему регулирования и
осуществления международной и внутренней
торговой деятельности. Это торговые дома
«Мицубиси», «Мицуи», «Итотю», «Марубени»,
«Сумитомо», «Ниссе иваи», «Тоё мэнка»,
«Канемацу госе», «Нитимэн». На них приходится
около 45% экспорта и 77% импорта . К их общим
функциям относится осуществление операций
по экспорту и импорту, выполнение формальностей
по обеспечению внешней торговли, организация
валютного обмена, консультирование по
вопросам логистики. В последние годы
появились новые функции – инвестирование
капиталов за границей, содействие научно-техническим
исследованиям и разработкам.
Сочетание в общей
структуре субъектов внутренней
и внешнеэкономической деятельности
крупных универсальных торговых
и мелких и средних специализированных
фирм создает двойственную структуру
посреднической сети, образует основу
высокой эффективности системы
обращения и во многом предопределяет
успех страны во внешнеэкономических
связях. Подобная структура управления
и регулирования выступает серьезным
препятствием для проникновения
конкурентов на японский рынок.
Степень проникновения импорта (доля импорта
во внутреннем потреблении в 1,5–3 раза
меньше, чем в других ведущих странах (1975
году – 4,9%, 1987 году – 4,4, 1995 году – 10,1%, 2000
-10,6%).
Государственная поддержка
Аналитики всего мира
справедливо считают, что своими
выдающимися достижениями в сфере
высоких информационных технологий
и соответствующей конкурентоспособной
индустрии японская экономика
обязана в значительной степени
эффективной целенаправленной государственной
политике, конкретным мерам и
решениям правительства Японии.
Государственная поддержка
национальных и частных фирм,
исследовательских институтов, университетов,
лабораторий и учёных заключается
не столько в представлении
им субсидий и льготных кредитов,
сколько в создании условий
и механизмов реализации интеграции
совместных, полезных всем усилий,
направленных на разработку новейших
технологий и стимулирование
производства КНП новейших поколений.
Рассчитанная одновременно на
ближайшую и отдалённую перспективу
селективная научно-технологическая
государственная стратегия позволяла
на всех этапах развития высоких
информационных технологий концентрировать
средства для обеспечения прорыва
в сфере высоких технологий
и динамичного развития экономики
в целом. Не смотря на ограниченность
средств в 50-60 годах, и даже
относительных сложностей в бюджете
в 70-80-х годах, Японское правительство
находило уникальные по возможности
предоставления щадящего налогового
режима государственным и частным
фирмам, проводящим собственные
оригинальные исследования и
разработки с прицелом на кардинальное
технологическое обновление и
создание в будущем КНП. На
различных этапах развития японской
экономики и становления информационных
отраслей индустрии большинству
микроэлектронных, компьютерных и
связных фирм предоставлялось
право на ускоренную амортизацию
и значительные налоговые скидки,
достигавшие 7-12% общей суммы подоходного
налога в связи с увеличением
их расходов на НИР, НИОКР,
фундаментальные исследования.
На ускорение внедрения
и облегчение коммерциализации
значимых фундаментальных, прикладных
результатов в цепочке «идея-изобретение-технология-НТП»,
полученных лабораториями государственных
исследовательских институтов, университетов,
нацелена деятельность ряда японских
министерств и Агентства по науке и технике.
Япония с середины 90-х годов резко увеличивает
инвестирование в фундаментальные науки.
Правительство Японии постановило в 1997
г. выделить на ближайшие 5 лет 160 млрд.
долл. на фундаментальные научные исследования
и технологические разработки в рамках
программы поддержки научно-технологического
сектора страны. По этой программе государственные
отчисления на развитие фундаментальных
наук в 1997 году увеличены до уровня своего
основного конкурента США, то есть составили
свыше 1% от ВВП.