Международные исследовательские программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:22, доклад

Краткое описание

Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986 году Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской “СОИ” и европейской «Эврикой» . Цель ее – поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов.

Вложенные файлы: 1 файл

яП.docx

— 17.03 Кб (Скачать файл)

Международные исследовательские  программы

 

 Начиная с 80-х годов  Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986 году Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской “СОИ” и европейской «Эврикой» . Цель ее – поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии природных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человека и новых технологических средств. Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6-7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.

 

 Научно-техническое сотрудничество  Японии с молодыми государствами  (Азиатские тигры) осуществляется  по следующим направлениям:

Передача технологии и  управленческого опыта;

Совместные научные исследования и разработки;

Подготовка высококвалифицированных  национальных кадров.

Место Японии в мировом  движении технологии

 

 Произошли существенные  изменения в технологическом  платежном балансе страны. С 70-х  годов начал усиливаться экспорт  японской технологии. Правда, место  Японии в торговле технологией  контрастировало резко с обменом  товарной продукцией. До 1992 года  платежи по технологии превышали  экспорт. При этом объем японских  поступлений (3-3,6 млрд. долл.) в 6-7 раз уступал американскому . По стоимости технологического импорта Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что общий дефицит технологического баланса во многом определялся наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от импорта технологии. Это связано с тем, что в сальдо технологического баланса включаются как поступления и платежи по вновь заключенным контрактам, так и выплаты роялти по старым контрактам, которые могут охватывать период до 10-15 лет. Баланс платежей по вновь заключаемым контрактам начиная с 1972 году сводится с положительным сальдо. В 1993 году было достигнуто положительное сальдо по обмену технологии в целом.

 

 Япония занимает своеобразное  место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию  из индустриальных стран, а  экспортирует почти поровну в  промышленно развитые и развивающиеся  страны. Интересно, что 40% общего  объема экспорта технологии вывозится  в страны Азии . Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.

 

 Анализ информации  о контрактах по экспорту и  импорту технологий для 1568 японских  компаний показывает превышение  показателей экспорта технологий  над импортом. При этом из 68.4% импортируемых  для «электроника» технологий, в  основном, из США и Канады (79,9%), а также из Европы (18,3%), практически  все они представляют программно  алгоритмическое обеспечение (software) компьютеров и информационно-телекоммуникационных систем. Таким образом, японские фирмы, экспортируя конкурентные микроэлектронные технологии для начинки компьютерных и телекоммуникационных систем (hardware) сегодня больше всего нуждаются в software.

 

 По данным Японского  банка, ведущие компании страны  выплатили в 1990 году иностранным  фирмам (в первую очередь американским) свыше 6 млрд. долларов в качестве  платы за использование их  наукоемких технологий . В том же году японскими компаниями было заключено 3211 контрактов об импорте иностранных лицензионных технологий и более 60% из них – соглашения с американскими владельцами интеллектуальной собственности. Японские владельцы патентов и ноу-хау технологии имеют от их продаж 2,6 млрд. долларов. Для сравнения в том же 1990 году США получили на выплатах от использования иностранными фирмами американских патентов неизмеримо больше – 15,3 млрд. долларов, а сами заплатили за использование чужих патентованных технологий всего 2,5 млрд. долларов. Такие же соотношения сохранились и в середине-конце 90-х годов.

 

 До недавнего времени  сила японских компаний признавалась  только в области прикладных  технологий. Однако уже в конце  80-х начале 90-х г. американские  научные обозреватели забили  тревогу, указывая на потерю  Соединенными Штатами лидерства  в конкуренции с японскими  фирмами, овладевшими наукоемкими  технологиями на мировом рынке.

 

Посредническая деятельность

 

 Организационная структура  отличается большим числом посреднических  фирм, которые наряду с банковскими  институтами, промышленными компаниями  и аппаратом государственного  регулирования стали одной из  важнейших составных частей механизма  осуществления ее внутренних  и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации  и осуществлении международной  деятельности принадлежит девяти  универсальным торговым посредническим  компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования и осуществления международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома «Мицубиси», «Мицуи», «Итотю», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссе иваи», «Тоё мэнка», «Канемацу госе», «Нитимэн». На них приходится около 45% экспорта и 77% импорта . К их общим функциям относится осуществление операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики. В последние годы появились новые функции – инвестирование капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.

 

 Сочетание в общей  структуре субъектов внутренней  и внешнеэкономической деятельности  крупных универсальных торговых  и мелких и средних специализированных  фирм создает двойственную структуру  посреднической сети, образует основу  высокой эффективности системы  обращения и во многом предопределяет  успех страны во внешнеэкономических  связях. Подобная структура управления  и регулирования выступает серьезным  препятствием для проникновения  конкурентов на японский рынок.  Степень проникновения импорта (доля импорта во внутреннем потреблении в 1,5–3 раза меньше, чем в других ведущих странах (1975 году – 4,9%, 1987 году – 4,4, 1995 году – 10,1%, 2000 -10,6%).

 

Государственная поддержка

 

 Аналитики всего мира  справедливо считают, что своими  выдающимися достижениями в сфере  высоких информационных технологий  и соответствующей конкурентоспособной  индустрии японская экономика  обязана в значительной степени  эффективной целенаправленной государственной  политике, конкретным мерам и  решениям правительства Японии.

 

 Государственная поддержка  национальных и частных фирм, исследовательских институтов, университетов,  лабораторий и учёных заключается  не столько в представлении  им субсидий и льготных кредитов, сколько в создании условий  и механизмов реализации интеграции  совместных, полезных всем усилий, направленных на разработку новейших  технологий и стимулирование  производства КНП новейших поколений.  Рассчитанная одновременно на  ближайшую и отдалённую перспективу  селективная научно-технологическая  государственная стратегия позволяла  на всех этапах развития высоких  информационных технологий концентрировать  средства для обеспечения прорыва  в сфере высоких технологий  и динамичного развития экономики  в целом. Не смотря на ограниченность  средств в 50-60 годах, и даже  относительных сложностей в бюджете  в 70-80-х годах, Японское правительство  находило уникальные по возможности  предоставления щадящего налогового  режима государственным и частным  фирмам, проводящим собственные  оригинальные исследования и  разработки с прицелом на кардинальное  технологическое обновление и  создание в будущем КНП. На  различных этапах развития японской  экономики и становления информационных  отраслей индустрии большинству  микроэлектронных, компьютерных и  связных фирм предоставлялось  право на ускоренную амортизацию  и значительные налоговые скидки, достигавшие 7-12% общей суммы подоходного  налога в связи с увеличением  их расходов на НИР, НИОКР,  фундаментальные исследования.

 

 На ускорение внедрения  и облегчение коммерциализации  значимых фундаментальных, прикладных  результатов в цепочке «идея-изобретение-технология-НТП», полученных лабораториями государственных исследовательских институтов, университетов, нацелена деятельность ряда японских министерств и Агентства по науке и технике. Япония с середины 90-х годов резко увеличивает инвестирование в фундаментальные науки. Правительство Японии постановило в 1997 г. выделить на ближайшие 5 лет 160 млрд. долл. на фундаментальные научные исследования и технологические разработки в рамках программы поддержки научно-технологического сектора страны. По этой программе государственные отчисления на развитие фундаментальных наук в 1997 году увеличены до уровня своего основного конкурента США, то есть составили свыше 1% от ВВП.

 


Информация о работе Международные исследовательские программы