Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:34, реферат

Краткое описание

Роль внешнеэкономического фактора в экономической модели "новых индустриальных стран"
Рассматривая экономическую модель "новых индустриальных стран" и особенности ее успешного развития, как правило, указывают на внешние и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех, Объективно характер этих двух групп факторов дополняется гибкой, сбалансированной политикой правительства каждой из стран НИС.

Вложенные файлы: 1 файл

межд отнош.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Участие представителей Казахстана в  работе сессий Генеральных ассамблей  ООН и заседаниях специальных  комитетов, на других форумах по линии  ООН мы должны использовать для широкого ознакомления мирового сообщества с  острыми экономическими, социальными  и экологическими проблемами нашего государства, решение которых в значительной степени зависит от содействия со стороны стран-доноров и международных организаций.

Присоединение Казахстана к Хельсинкскому  процессу, подписание Договора СНВ-1, Лиссабонского  протокола и последующее вступление в Договор о нераспространении ядерного оружия - все это укрепило международный авторитет Казахстана, позволило включиться в развитую инфраструктуру безопасности и мер доверия, существенно упрочить суверенитет и безопасность молодого государства.

Казахстан и впредь будет активно  участвовать в деятельности международных  и региональных структур безопасности и превентивной дипломатии, поддерживать усилия по повышению эффективности  механизмов контроля за ограничением стратегических наступательных вооружений, распространением оружия массового уничтожения, экспорта оружия и технологий двойного назначения.Должен заметить, что благодаря нашим последовательным усилиям зарубежные партнеры с пониманием отнеслись к озабоченности Казахстана надежным обеспечением собственной безопасности в связи с отказом от ядерного статуса. Сначала в "Хартии о демократическом партнерстве", подписанной мною и Президентом Б.Клинтоном в феврале 1994 года в Вашингтоне, затем в программе НАТО "Партнерстве ради мира" были зафиксированы существенные элементы, гарантирующие безопасность Казахстана. Наконец, в декабре 1994 года в Будапеште три ядерные державы - Великобритания, США и Россия дали Казахстану совместные и всеобъемлющие гарантии безопасности. Позже к ним присоединилась и Китайская Народная Республика. Таким образом, суверенитет, независимость, территориальная целостность и нерушимость границ Казахстана надежно гарантированы основными ядерными державами, в том числе двумя нашими великими соседями - Россией и Китаем.Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк реконструкции и развития. Это уже сейчас дает ощутимую поддержку нашей реформирующейся экономике.Подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, оформляется членство Казахстана в Азиатском Банке Развития. Решению проблемы коммуникационного выхода во внешний мир способствует наше участие в Организации Экономического Сотрудничества.

Приоритеты экономического развития диктуют необходимость дальнейшего  активного участия Казахстана в  деятельности вышеназванных институтов, а также Комиссии Европейского Союза, Организации Экономического Сотрудничества.Важным направлением внешней политики является гуманитарное и культурное сотрудничество Казахстана с соответствующими международными институтами, в первую очередь с ЮНЕСКО.

Наряду с этими шагами Казахстан  активно развивал сотрудничество со многими странами на двусторонней основе. Республику Казахстан признали 111 государств мира, с 92 из них установлены дипломатические отношения. Мы открыли 18 своих посольств за рубежом. В Алматы функционируют 36 иностранных посольств и миссий, 9 представительств международных и национальных организаций. Можно сказать, что создана инфраструктура и реальные каналы связи республики с внешним миром, которые будут расширяться и охватывать новые регионы и страны.

Первостепенное внимание по вполне понятным причинам уделялось отношениям с Россией. Удалось не только начать эффективный процесс восстановления всего многообразия исторически сложившихся связей, но и заложить солидную базу для их развития на новой основе. В 1992 года между Казахстаном и Россией был подписан равноправный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ друг друга.

Огромное значение имеют, несомненно, соглашения с Россией по вопросам гражданства, коллективной безопасности.

Договоры о дружбе и сотрудничестве были подписаны с соседями по Центральной  Азии - Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Наши связи имеют  многогранный характер, служат обеспечению  стабильности в регионе, интересам развития экономики, науки и техники, взаимообогащения культур наших братских народов. Возникла зона активных интеграционных процессов между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Налаживается их сотрудничество с участием Туркменистана и России по проблеме Арала.

Удалось поставить на договорно-правовую базу отношения с Китаем, контакты с которым поддерживаются на высоком  политическом уровне. Увенчался успехом  переговорный марафон по пограничному вопросу, начатый еще в советское  время. Соглашение о прохождении границы от 26 апреля 1994 года, подписанное с Китайской Народной Республикой, имеет для Казахстана непреходящее значение.

Таким образом, за короткий период времени  выполнена задача исторической важности - по периметру наших границ сформирован  пояс доверия, добрососедства и дружбы, основанный на прочном политическом и международно-правовом фундаменте.

Этому способствовали подлинное миролюбие  внешнеполитического курса Казахстана, отсутствие каких-либо территориальных, политических или иных претензий к соседям, уважение их законных интересов, искренность наших намерений и открытость к взаимовыгодному разностороннему сотрудничеству.

Несмотря на жизненную важность для Казахстана дружественных отношений  с соседними государствами, было бы ошибочно и близоруко замыкаться только в своем регионе. Такая логика действий отнюдь не соответствовала бы потенциалу Казахстана, более того - нанесла бы ущерб нашему государству.

"Региональное мышление" существенно  сузило бы возможность политического  маневра, ограничило бы привлечение иностранных инвестиций, без которых трудно рассчитывать на эффективное освоение природных богатств Казахстана.

Вот почему практически на всех переговорах  с иностранными государствами и  политическими деятелями, представителями  международных организаций и деловых кругов мы обсуждали возможности и проекты сотрудничества в реализации экономической реформы.

География международных связей нашей  республики охватывает практически  все континенты. Среди наших партнеров  есть ведущие страны Азии, Европы, Америки, Африки и далекая Австралия. Благодаря сбалансированной и многовекторной политике успешно развиваются отношения Казахстана с США, Китаем, Японией, ФРГ, Францией, Канадой, Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, Венгрией и другими восточноевропейскими государствами, с Прибалтикой и Скандинавией, Украиной и Закавказьем. Наметились подвижки в латиноамериканском направлении и с государствами Юго-Восточной Азии. Активизируются связи с арабским и в целом мусульманским миром. Казахстан стал наблюдателем в авторитетной и влиятельной Организации Исламская Конференция.

Нам удалось избежать "провинциализма" в политике, выйти на уровень крупных  внешнеполитических инициатив, отвечающих основным тенденциям мирового развития. Предложение Казахстана о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, обнародованное мною на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, было встречено с большим интересом и получило широкую международную поддержку, в том числе таких ключевых стран, как Россия, Китай, Индия, Япония и другими, а также влиятельных международных организаций. Практическую реализацию этой инициативы следует рассматривать как одно из основных направлений внешней политики Казахстана.

В целом же, резюмируя  итоги внешнеполитической деятельности за три года, можно сделать вывод о том, что в основном сформировалась ее инфраструктура и договорно-правовая база. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера. Заложены необходимые предпосылки интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи.

Наступает новый этап развития внешних связей республики. Представляется достаточно очевидным, что наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития Казахстана на основе проводимых радикальных экономических реформ. Единство внутренней и внешней политики предполагает согласованность мер внутри страны с ее международными обязательствами, точно также как и привязку внешнеполитического курса к внутренним реалиям страны. Это означает максимальное выдвижение на передний план экономических интересов, разумную достаточность и низкозатратность, прагматизм в действиях, соразмерность целей реальным возможностям республики.

Геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические  и военно-политические интересы, а  также существующий потенциал определяют место Казахстана в системе современных  международных отношений как  срединной региональной державы, активно создающей в своем окружении зону добрососедства на принципе равной безопасности.

Говоря о наших внешнеполитических приоритетах, надо, наряду с СНГ, выделить Соединенные Штаты Америки, с  которыми установлено взаимопонимание  и широкомасштабное сотрудничество в политической, экономической, военной и других областях.

Как стратегическое направление  Казахстана следует рассматривать  отношения со странами Европы. Особый интерес в долгосрочной перспективе  представляет Европейский Союз, который в ближайшем будущем будет выступать от имени всей Европы в отношениях с государствами других регионов, в первую очередь в торгово-экономической сфере. Следует максимально воспользоваться реальными возможностями, которые открываются для республики в связи с готовностью ЕС к расширению политического диалога с Казахстаном.

Нашей республике необходимо более рационально использовать опыт стран Восточной Европы, которые  раньше вступили на путь рыночных преобразований. Из стран Европы приоритетное внимание должно уделяться "большой семерке", в первую очередь, ФРГ и Франции.

Перманентное внимание следует уделять Организации  по Безопасности и Сотрудничеству в  Европе - ОВСЕ. Это обеспечит вовлеченность  в решение общеевропейских проблем, укрепит европейский фланг внешней политики республики, а также даст дополнительные гарантии нашей безопасности.

На азиатском направлении  мы должны учитывать, что в следующем  столетии именно Азиатско-Тихоокеанский  регион будет занимать доминирующие позиции в экономико-технологическом развитии современного мира. Ключевым приоритетом здесь является политика в отношении Китайской Народной Республики. Необходимо использовать созданную в последнее время правовую основу сотрудничества с Китаем для перевода деклараций о добрососедстве в плоскость стабильных отношений во всех сферах. В контексте экономических интеграционных процессов и развития партнерства со странами региона важнейшее значение имеет эффективное использование коммуникационных линий, связывающих Казахстан с регионом через территорию КНР.

Конечной целью усилий казахстанской дипломатии на российском, центральноазиатском и китайском  направлениях является укрепление зоны безопасности по всему периметру  границы Казахстана.

Крупные политические и  экономические дивиденды могла  бы дать активизация отношений Казахстана с Японией. В плане наращивания внешней торговли и диверсификации международных политических связей важными для Казахстана являются Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Таиланд, Индонезия. В Южной Азии приоритетное значение сохраняют отношения с Индией и Пакистаном. Следует иметь в виду, что экономический потенциал этих стран, особенно Индии, имеет тенденцию к усилению, что может привести к их большей вовлеченности в сферу интересов Казахстана.

Должное место в наших  приоритетах, безусловно, занимает Ближний Восток. При этом Казахстан исходит из роли этого региона в мировом топливно-энергетическом балансе, наличия крупных валютно-финансовых возможностей. Исходя из перспективных потребностей, необходимо сконцентрировать усилия на развитии взаимодействия с наиболее влиятельными государствами региона Ближнего Востока и Северной Африки, среди которых Саудовская Аравия, Египет, государства Персидского залива, Марокко, Сирия, Тунис, а также с рядом важных региональных организаций - Лигой арабских государств. Организацией Исламская Конференция.

Дальнейшее развитие должен получить курс на активное торгово-экономическое  и технологическое сотрудничество с Израилем. В регионе Среднего Востока предпочтительный акцент несомненен в отношениях с Турцией, потенциал взаимоотношений с которой еще далеко не использован. Сотрудничество с Ираном должно концентрироваться в основном на торгово-экономической сфере, имея также в виду потенциал этой страны для выхода Казахстана к мировым коммуникациям.

Наблюдается устойчивая тенденция, с одной стороны, идет политизация международных экономических отношений, с другой, на политическую и дипломатическую деятельность все больше влияет экономика. Имея это в виду, в экономических отношениях со странами мирового сообщества Казахстан будет сохранять постоянный и всеобъемлющий суверенитет над своими природными ресурсами и всеми видами экономической деятельности, справедливое и сбалансированное соотношение экспортных и импортных цен на сырье, первичные продукты и промышленные изделия. Кроме того, будем увеличивать приток реальных финансовых ресурсов для реализации экономических реформ. Несмотря на сложности, мы должны участвовать в урегулировании мировых экономических проблем, в том числе молодых независимых государств, в развитии науки и техники, обеспечивать доступ Казахстана к новым технологиям, содействовать развитию собственного научно-технического потенциала.

При этом процесс интеграции в мировую экономическую систему, несомненно, будет происходить с  учетом национальных и исторических особенностей нашей страны, ресурсной обеспеченности и потенциальных возможностей. Нам надо твердо соблюдать принципы эквивалентности товарообмена, национальной неуязвимости и оборонной достаточности.

Приоритетные  задачи Казахстана во внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, это развитие и диверсификация экспортного потенциала страны на основе государственной поддержки отраслей, способных обеспечить экспорт конкурентноспособной продукции, продукции с более глубокой степенью переработки.Кроме того, мы должны создать рациональную структуру импорта за счет переноса центра тяжести на технологии, комплексное оборудование, лицензии, "ноу-хау", не забывая при этом об экономической безопасности государства. Одна из острейших задач для нас кроме этого - развитие коммуникаций, связи и информатики.Есть еще две жизненно важные для республики проблемы - это транспортировка на мировые рынки нефти и газа и проблема Каспия. Они носят ярко выраженный политический характер и затяжка их решения может породить серьезные трудности.

Информация о работе Международные экономические отношения