Международный долговой кризис: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Само понятие мировой внешней задолженности возникло в связи с образованием совокупной внешней задолженности группы развитых стран и превращением США в чистого международного должника. Все развитые страны - крупные заемщики: многие из них являются чистыми должниками по накопленным обязательствам. Развивающиеся страны в совокупности являются чистым заемщиком; однако из 125 государств 12 в 2000 г. были чистыми кредиторами, остальные 113 - чистыми должниками.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный долговой кризис МЭО 18.12.docx

— 60.43 Кб (Скачать файл)

3. Критерий приемлемости внешних долговых обязательств для участия в различных схемах конверсии долга должен учитывать как условия обращения различных видов внешних долговых обязательств (срок обращения, стоимость обслуживания), так и возможности реализации более выгодных вариантов облегчения долгового бремени по данным обязательствам.

4. В ходе конверсии российского  внешнего долга инвесторами могут  быть не только иностранные,  но и российские предприниматели,  выкупившие российские долги  на вторичном долговом рынке.  Участие российских резидентов  в программе конверсии будет  препятствовать процессу «денационализации»  экономики и способствовать возврату  в Россию «сбежавших» капиталов.

5. Конверсионные схемы, предусматривающие  прямой обмен долга на национальную  валюту, потенциально инфляционны.

В качестве основных направлений программы конверсии внешнего долга России рекомендуется использовать следующие варианты конверсионных схем:

а) «Долг в обмен на собственность». В рамках данной схемы необходимо использовать обмен советских долговых обязательств на акции приватизируемых  предприятий. Подобные операции разрешены  приватизационным законодательством России. Такая схема дает возможность избежать инфляционного эффекта, привлечь стратегических инвесторов при правильной организации, приватизировать крупные объекты. При этом долг, конвертируемый в процессе приватизации государственного предприятия, может быть внешним долгом этого же предприятия. Можно определить основные параметры схемы «долг в обмен на собственность»:

- курс обмена (официальный или  преференциальный), при котором долг  в иностранной валюте конвертируется  в российские рубли;

- комиссии, удерживаемые местными  властями и/или местными посредниками  за право участия в конверсии;

- степень «прозрачности» программы  конверсии;

- любые квоты и ограничения  по сумме внешнего долга, который  можно конвертировать;

- процедуры предоставления права  на конверсию долга (публичный  аукцион, постепенные переговоры  и т. д.);

- скидки к номинальной стоимости  долга, применяемые во время  конверсии, и любая дифференциация  таких скидок в соответствии  с иерархией правительственных  приоритетов. Представляется, что  при осуществлении приоритетных  инвестиций размер скидок в  целях привлечения инвесторов  должен быть минимальным;

- формы, в которых средства  конверсии делаются применимыми,  т.е. наличность или другая  форма долгового инвестирования;

- применяемый налоговый режим;

- график и ограничения по  репатриации капитала и переводу  прибыли;

- любые ограничения на процентное  соотношение долей (акций) компании, которые могут быть предоставлены  в собственность при конверсии  долга;

- требование осуществления части  инвестиций в форме «новых»  денег.

Необходимо также соблюдать  ряд условий:

1) использование конверсии внешнего  долга в акции возможно лишь  после экономически обоснованной  по международным стандартам  стоимости отечественных предприятий.  Стоимость акций должна правильно  отражать цену предприятия на  мировом рынке;

2) приобретение пакетов российских  акций должно сопровождаться  обязательствами о новых инвестициях.  Без соблюдения этих условий  обмен долгов на акции может  превратиться в распродажу российского  имущества в ущерб национальным  интересам страны;

3) «долг в обмен на налоги».  Необходимой предпосылкой для  конверсии долга в налоговые  платежи должно стать законодательное  установление налоговых льгот  для инвесторов – держателей  внешнего долга России. Положения закона о налоговых льготах должны быть разработаны таким образом, чтобы уплата налога на прибыль (и / или других налогов) инвесторами была возможной путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешнего долгового обязательства. Например, две денежные единицы из общей суммы налога будут засчитываться при предъявлении одной денежной единицы долгового обязательства. Тем самым у потенциального инвестора возникнет реальный стимул осуществить инвестиции.

При внедрении схемы «долг в  обмен на налоги» необходимо конкретизировать наиболее существенные параметры данной схемы:

1) виды налогов, погашаемых путем  зачета внешнего долга; 

2) виды инвестиций, по которым  будут представляться подобные  льготы. Разрешение на конверсию  должно предоставляться только  при осуществлении новых приоритетных  инвестиций;

3) курс пересчета суммы налога  в валюту долгового обязательства; 

4) любые квоты и ограничения  по сумме внешнего долга, который  можно конвертировать;

5) процедуры предоставления права  на конверсию долга; 

6) скидки к номинальной стоимости  долга; 

7) график и ограничения по  репатриации капитала и переводу  прибыли.

При реализации конверсионной схемы  «долг в обмен на налоги» Россия фактически будет погашать свой внешний  долг за счет доходов, которые без  установления данных налоговых льгот  не возникнут вообще, так как у  инвесторов не появится стимула осуществлять новые инвестиции.

в) «Долг в обмен на экспорт». В данной схеме принципиально  важной является качественная характеристика экспорта. Долг необходимо обменивать не на экспорт сырья и материалов, а машинотехнической и иной готовой продукции. Это позволит поддержать конкурентоспособные внутренние производства, сохраняя при этом рабочие места, обеспечивая поступление налогов и финансируя инвестиционные затраты производителям, содействует увеличению их экспорта на уже традиционные рынки и освоению новых рынков сбыта, одновременно помогая бюджету расплатиться по внешним долгам.

Для России важна поддержка отраслей, имеющих значительный экспортный потенциал: космической, авиационной, алюминиевой  промышленности и др., которые могут  способствовать росту экономики  в целом. В настоящее время на внешних рынках можно успешно реализовывать продукцию бывших российских оборонных предприятий, занимающихся разработкой и выпуском изделий, соответствующих сегодняшнему мировому уровню или превышающих его. В первую очередь это относится к тем предприятиям, которые выпускают волноводные голограммы, небольшие ядерные реакторы, лазерную аппаратуру, авиационные двигатели на криогенном топливе, биохромные пленки и т.д.

г) «Долг в обмен на облигации». Этот вариант особенно важен, поскольку  по договору с Лондонским клубом и  другими организациями кредиторов процентные ставки за кредиты являются «плавающими». Кроме того, с 1999 г. почти  в два раза вырос объем погашений  и процентных выплат по внешним кредитам. Возможность обмена плавающих ставок на фиксированные фактически позволяют  неявно конвертировать долги России в форму еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания выпуск еврооблигаций  даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Кроме экономии внутренних сбережений, большая часть которых освобождается для внутреннего инвестирования, успешное размещение внешних займов дает положительный сигнал для прямых и портфельных иностранных инвестиций. Наряду с этим увеличение внешних государственных займов обусловливает положительный внешний эффект, так как отечественные банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея формальных ограничений на ежегодные объемы заимствований, с которыми сталкивается правительство.

д) «Долг в обмен на долг». Здесь подразумевается обмен советских долгов Парижскому клубу на долги России третьих стран. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши долги Парижскому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на долги третьих стран, а далее Парижский клуб их либо реструктурирует, либо списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен.

В целом использование конверсионных  операций как способ снижения задолженности  и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, заслуживает  внимания и требует дальнейшего  развития. В то же время не следует  преувеличивать значимость такого рода соглашений. Выплаты странам –  членам Парижского клуба составляют не более 30% от ежегодных российских платежей по обслуживанию долга. По правилам же Парижского клуба, конверсионные  схемы могут охватывать не более 20% от долга клубу. Таким образом, речь идет о сравнительно небольших  суммах. Кроме того, каждая операция требует индивидуального подхода  и создания особых условий для  инвестора, а соответствующая законодательная  база в России отсутствует.

Достаточно перспективной, как  показывает мировая практика, является схема «долги на природу», подразумевающая  зачет части внешнего долга страны в обмен на бюджетное финансирование природоохранных мероприятий на ее территории. Подобная практика широко использовалась в странах Латинской  Америки, Азии, Африки, а также Восточной  Европы. Долги Польши, например, перед  Парижским клубом на 10% были списаны  по той же схеме. Предварительная  договоренность о списании, таким  образом, 500 млн. долл. российского долга  была достигнута с Финляндией. Подобные схемы предполагается предложить Норвегии, Японии и другим странам Парижского клуба.

Источником накопления резервов для  выплаты внешних долгов могут  быть финансовые активы бывшего СССР. До недавнего времени основная их часть не была выверена и оформлена  должным образом документально, что затрудняло собираемость и продажу  данных обязательств на вторичном рынке. Как правопреемник СССР Россия располагала  активами на сумму около 120 млрд. долл., включая 75 млрд. долл. просроченной задолженности.

После вступления в Парижский клуб были списаны в пользу развивающихся  стран активы на 60 млрд. долл., а также  существенно ограничены возможности  России по взиманию долгов с большинства  заемщиков СССР. Наиболее исправным  плательщиком является Индия, взял на себя обязательства по выплатам и  Вьетнам. Возможны варианты продажи  долгов таких стран, как Пакистан. Бангладеш, Монголия, Лаос. Пока что  Россия в рамках Парижского клуба  списала с развивающихся стран  долгов больше, чем взыскала с его  содействием. А процент этих списаний относительно российского ВВП оказался большим, чем у любой другой страны-кредитора.

В качестве одного из источников погашения  долга могут рассматриваться  золотовалютные резервы Центробанка. Согласно закону о ЦБ. Банк России не имеет права выступать ответчиком по долговым обязательствам правительства, но может выдавать ему кредиты  для выплат по внешнему долгу. В этом случае указанные займы должны быть обозначены в законе о бюджете.

Отказ от новых кредитов международных  финансовых организаций не означает отказ от сотрудничества с ними. Потенциал членства России в МВФ, Парижском и Лондонским клубах далеко не исчерпан, и его эффективное использование в значительной мере зависит от продуманной, умело выстроенной российской дипломатии.

Решение долговой проблемы имеет важнейшее  значение для России в плане как  поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения экономического роста  в стране, так и определение  ее места в мировой экономике.

 

РФ — гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную  гарантию как способ обеспечения  гражданско-правовых обязательств, в  силу которых соответственно РФ или  субъект РФ — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства  перед третьими лицами полностью  или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству (ст. 115).

Согласно Бюджетному кодексу в  Законе о федеральном бюджете  должны быть установлены верхние  пределы государственных гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и в иностранной валюте. Общая  сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего  долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга (ст. 116). При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.

Традиционно государство гарантирует  вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы РФ выступает  гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного  механизма предоставления гарантий или поручительств Правительства  РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства

1) не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам  в федеральный бюджет либо  государственные внебюджетные фонды;

2) предоставление осуществляется  на конкурсной основе.

РФ — кредитор. В середине 90-х  годов усилилась активность РФ как  кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994— 1995 гг. происходит перенос силы тяжести на кредитные  отношения, которые рассматриваются  как, более эффективные, позволяющие  сэкономить достаточный объем бюджетных  ресурсов. Напротив, деятельность РФ как  кредитора на международной арене  остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.

Информация о работе Международный долговой кризис: причины и последствия