Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа
Цель работы - изучить понятие международного кредита, изучить выгоды и потери стран в условиях нормально работающей системы международного кредита, а также рассмотреть проблему мирового кризиса задолженности. Цель достигается через задачи контрольной работы:
1. Определить сущность и функции международного кредита;
2. Рассмотреть формы международного кредита;
Следствием больших внешних и внутренних займов, осуществлявшихся правительствами радикальных реформаторов, явился огромный госдолг, возросший до заоблачных высот: более 150 млрд. долл. внешний и 200 млрд. долл. (по курсу июля 1998) внутренний, что все вместе составляло примерно 50% ВВП России. Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 мировой финансовый кризис в Азии. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.
Уже весной 1998 эксперты предлагали приостановить выплаты по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) и плавно девальвировать рубль, снижая его курс по отношению к твердым валютам. Однако российское правительство, поддерживаемое МВФ, по политическим соображениям категорически возражало и против ликвидации долговой "пирамиды", и против девальвации рубля. Для экстренной помощи был получен еще один — стабилизационный — кредит МВФ на 17,1 млрд. долл., и даже получен в начале июля 1998 его первый транш в 4,8 млрд. долл. Казалось, страна получила передышку хотя бы на 3-4 месяца, которую можно использовать для осмысления ситуации и наведения порядка в делах. Но уже 17 августа 1998 начался резкий "обвал" курса рубля, и российское правительство объявило технический дефолт.
Возможность технического дефолта, то есть временного замораживания долгов, обычно включается в соглашения стран с МВФ и не является чем-нибудь сверхъестественным. Девальвация — тоже мера обыденная: ее регулярно проводят для повышения конкурентоспособности экспорта даже самые развитые страны вроде Японии или Германии. Но все же, как правило, технический дефолт объявляют, чтобы избежать девальвации, а валюту девальвируют, чтобы избежать дефолта. При этом главное — это не напугать финансовые рынки непредсказуемостью, предотвратить панику. В России же одновременно грянули и дефолт, и девальвация. Никаких официальных разъяснений не было, зато ползли панические слухи, что все вложения пропали. Внезапная отставка правительства С.Кириенко тоже не прибавила оптимизма. Инвесторы испугались, что грядет полное и тотальное "государственное банкротство" и начали любой ценой выводить из России свои капиталы. В результате рубль "обрушился" окончательно. В кризисном 1998 все агентства понизили российский рейтинг до уровня несостоятельности (В3 по версии Moody’s, ССС — по версии Standard&Poor’s).
Главной причиной российского дефолта 1998 считают неудачную политику российского правительства и Центрального банка России, которые в борьбе за стабильность валютного доллара прибегали к безудержным заимствованиям за рубежом.
В ходе кризиса 1998 рубль, наконец, девальвировался, а вскоре начали расти мировые цены на экспортируемые из России сырьевые ресурсы. Частая при Ельцине смена правительств тоже вскоре уступила место новой стабильной власти Путина. Все эти факторы способствовали не только началу с 1999 полосы экономического роста, но и улучшению кредитного имиджа России.
Уже в 2001, благодаря значительному улучшению бюджетной и платежной ситуации в России, а также договоренностям 2000 с Лондонским клубом о списании большей части советского долга, агентство Standard&Poor’s повысило кредитный рейтинг России с уровня В- до В, а Moody’s — с В2 до Ва3, что означало ограниченную платежеспособность, но соответствующую текущему объему обязательств. В 2002 Standard&Poor’s повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России до ВВ-, что свидетельствовало о "стабильности" прогноза. После очередного пересмотра рейтингов в мае 2003 России присвоен страновой рейтинг на уровне ВВ по версии Standard&Poor’s и Ва2 по версии Moody’s. Все эти рейтинговые позиции принадлежат переходной группе, то есть России оставалось совсем немного до вхождения в группу рейтингов инвестиционного уровня.
Наконец, в октябре 2003 международное агентство Moody’s присвоило России хотя и самый низкий, но все-таки инвестиционный кредитный рейтинг Baa3. Это означало, что Россия перешла, наконец, из категории стран с низкой привлекательностью для инвесторов в категорию динамично развивающихся государств мира. Однако этот новый рейтинг значения все же не достиг уровня 1996. Даже в 2003 кредитный рейтинг России по-прежнему был ниже рейтинга многих развивающихся и переходных стран (например — Колумбии, Сальвадора, Индонезии, Казахстана, Молдовы, Таиланда, Туркмении, Украины, Вьетнама). Видимо, должно пройти еще не одно десятилетие, прежде чем Россия завоюет статус надежного заемщика, не опасающегося дефолта.
Таким образом, финансово-экономическое положение, в котором в настоящее время оказалась Российская Федерация, диктует необходимость поиска такой схемы реструктуризации задолженности бывшего СССР перед зарубежными кредиторами, которая позволяла бы обеспечивать поддержание платежеспособности России, как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе при сохранении таких темпов экономического роста, которые обеспечивали бы возможность осуществления программы структурных реформ и социального развития страны, а также исключали бы необходимость возврата к вопросу о реструктуризации обязательств по внешнему долгу в будущем.
При выработке окончательных финансовых условий реструктуризации, необходимо исходить не только из формальных долговых показателей, а применять комплексный подход, т.е. принимать во внимание всю тяжесть социально-экономической ситуации, сложившейся в стране при ее переходе от административно-командной к рыночной экономической системе, а также исторические корни возникновения этой проблемы в целом и роль России при ее урегулировании.
Международный кредит
Говоря о международном кредите невозможно умолчать о том, какое значение в настоящее время он имеет для развития экономики нашей страны. С одной стороны позволяет "залатать дыры" в бюджете страны, а с другой ведет к всё возрастающей экономической зависимости от иностранных инвестиций и займов. Тяжелое экономическое положение РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. В нашей стране необходимо активно развивать новые формы национального (внутреннего) кредитования. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам, а также формам, способным привлечь сбережения и накопления населения и частных компаний в российские банки, а, следовательно, в российскую экономику.
Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса. Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.
Если все заинтересованные
Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будет проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены. Но, более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что кредитная система играет не последнюю роль в экономическом развитии каждой страны и мирового воспроизводства в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений и способствуя научно-техническому прогрессу. Грамотная кредитная политика государства дает возможность всем экономическим субъектам этого государства экономического процветания.
Список литературы:
1. Афонцев С.,
Внешняя задолженность России //
Мировая экономика
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Юнити, 2000
3. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-е изд., перераб. и доп. М., ООО Городециздат, 2003
4. Долгов СЛ.. Бартенев С.А. Финансы. Деньги. Кредит. М.: Юристъ, 2000
5. Камаев В.
Д., Учебник по основам
6. Мировая экономика/
Под ред. Доктора
7. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001
Практическая часть.
7. Внешнеторговая квота отражает
A) степень участия стран в международном разделении труда.
8.
Международная торговля
С) движение капиталов.
1 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2002. Гл. 6.
2 Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
3 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Юнити, 2000.
4 Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
5 Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.