Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг. А также проанализировать:
- динамику и отраслевую структуру сферы услуг;
- воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс);
- взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг;
- глобализацию услуг.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты международного рынка услуг
Сфера услуг в современном обществе
Экономическая сущность, классификация услуг
1.3 Рынок услуг
2 Мировой рынок услуг
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг
2.2 Пути совершенствования международного рынка услуг
2.3 Step и swot анализ международного рынка услуг, направленное совершенствование развития международного рынка услуг
3 Развитие сферы услуг по Казахстану на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 201.50 Кб (Скачать файл)

- устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

- ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

-   вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.

Такие ограничения применяются, в  частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с  информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения  и т.п.); вводить и усложнять  правила оформления документов при  выезде национальных поставщиков услуг  за рубеж и при въезде иностранных  поставщиков в данную страну и  т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Существенную роль в регулировании  международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в  которых рассматриваются отдельные  аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском  союзе, например, сняты ограничения  на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование  торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация  международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные  торгово-экономические организации  широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).

На региональном уровне международная  торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения  на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения  на такую торговлю с третьими странами.

Термин «торговля услугами»  включает:

  • услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена;
  • услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой другой страны (туризм);
  • услуги посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские);
  • услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно-консультационные).

Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.

Приложения ВТО являются неотъемлемой частью и касаются отдельных  видов услуг и связанных с  ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг; телекоммуникаций; услуг  воздушного транспорта.

Приложения и принципы, сформированные в ВТО, рассматриваются  в качестве будущей основы формирования не только международной системы  регулирования рынка услуг, но и  национальных систем регулирования  поставки услуг.

Специфика данного документа  заключается в том, что он касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг, и определяет основные обязанности  членов ВТО.

В дополнение к Соглашению уже страны - члены ВТО подписали  соглашение о либерализации рынка  финансовых услуг. Оно предусматривает  поэтапное снятие национальных ограничений  на трансграничные потоки капиталов  и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это  открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран.

Сложность с созданием  термина «услуга» привела к поиску нового решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и  барьерах на пути торговли услугами. Поэтому  был создан Классификатор видов  деятельности, которые могут рассматриваться  как услуги. Классификационная схема  различных видов услуг была разработана  в ходе Уругвайского раунда. Этот Классификатор  услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных  разделов:

1. Деловые услуги –  46 групп

2. Телекоммуникационные  услуги – 25 групп

3. Строительные и инжиниринговые  услуги – 5 групп

4. Дистрибьюторские услуги  – 5 групп

5. Образование – 5 групп

6. Финансовые услуги, включая  страхование – 17 групп

7. Услуги по защите  окружающей среды – 4 группы

8. Услуги по охране  здоровья и здравоохранения –  4 групп

9. Туризм – 4 групп

10. Спорт – 5 групп

11. Транспортные услуги  – 33 групп

12. Прочие

В Классификаторе услуг ВТО  в качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор  услуг может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней уступок в сфере услуг. Решения давно назревшей проблемы научного определения и классификации услуг требуют и глубокие преобразования в составе общественного продукта, его постоянное обновление и структурное и технологическое усложнение. Особенно важно учитывать специфику эволюции общественного производства в последние 3–4 десятилетия. Она выражается не только и не столько в нарастании объемов вещной продукции и услуг и углублении межотраслевых связей между производящими их отраслями, сколько во взаимопроникновении, интеграции этих компонентов общественного продукта в единых процессах. Во многих видах деятельности, особенно в новых технологиях, вещный продукт и услуга вообще практически неразделимы. Эта новая ситуация не получает, однако, адекватного отражения в действующих системах отраслевой классификации, финансовой отчетности и статистики зарубежных стран, хотя некоторые конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В США, например, скорректированы показатели валовых капиталовложений в системе национальных счетов: в затраты на компьютерную и информационную технику включены расходы на программное обеспечение. Известно и изменение отраслевой классификации в североамериканских странах: кроме материальной сферы и сектора услуг в ней выделена группа промежуточных отраслей, где услуги и вещный продукт внутренне глубоко интегрированы. Это компьютерные услуги, полиграфия и издательское дело, медиа-бизнес.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие  группы:

факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным  движением капиталов, рабочей силы и технологии; нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).

В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и  кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма  мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Мировой рынок услуг разбивается  на более узкие рынки, так как  услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит  огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая  динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в  ВВП развитых стран близка к 70%. В  развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.

Мировой рынок услуг состоит  из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

Вышеперечисленные услуги подразделяются в сфере услуг на:

- традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

- такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

- социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, особенно международный. Число международных туристов постоянно  растет, обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает  число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный  для России баланс валютных поступлений  от туризма.

К основным внешнеторговым сделкам  по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями  машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления.

В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.

Все более широкое распространение  получают деловые услуги.

На мировом рынке услуг преобладают  развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые  приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в их общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних приближается к 30%.

Доля развивающихся стран в  мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них  стали крупными экспортерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических.

Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными  возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.

Инженерно-технические услуги - это  комплекс услуг коммерческого характера  по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и  других объектов. В ходе развития техники  часть инженерных работ обособилась  от сферы научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным  видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором  полезном эффекте, который может  получить потребитель услуги. Тем  не менее инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как обособившаяся сфера производственной деятельности. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.

К сделкам по купле-продаже услуг  относятся и туристические услуги. В настоящее время международный  туризм получил широкое распространение  и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира.

Среди консультационных услуг в  области информации и совершенствования  управления широкое распространение  получили аудиторские услуги, предусматривающие  проверку коммерческой и финансово-хозяйственной  деятельности, разработку предложений  по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и т.п.

Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней  торговлей; для двукратного роста  потребовалось всего лишь семь –  восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме  того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние  на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.

Услуги, поступающие на внешний  рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и  ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

В основе мирового рынка  услуг лежит такая важнейшая  часть мирового хозяйства, как сфера  услуг, удельный вес которой в  экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы  материального производства.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Можно структурировать все  отличия товара и услуги в таблице 1.

 

Таблица 1 - Отличия товара и услуг в международной торговле

Отличительные параметры

Товар

Услуга

Перемещение через таможенную границу

Обязательно

Не обязательно

Таможенный контроль

Проходят

Не проходят

Область регулирования

На границе

Внутри страны в соответствии с положениями внутреннего законодательства

Правовая государственная  защищенность от иностранной конкуренции

Хуже защищена сфера материального  производства и торговли товарами

Лучше защищен рынок услуг

Унификация подхода к  регулированию ввоза и вывоза

Проще

Сложнее

Степень однородности для  проведения классификаций

В общей степени однороден

Неоднородны отсюда трудности  классификации

Роль посредников

Может быть существенной

Уменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя  и потребителя

Могут являться предметом  торговли

Все товары

Исключаются услуги, поступающие  в личное потребление

Информация о работе Международный рынок услуг