Международный туризм в современной мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: определение роли международного туризма в сфере глобальной экономики и установление перспектив дальнейшего развития международного туризма в ХХI веке.

Содержание

Введение…....................................................................................................3
1.Международный туризм в экономике.....................................................4
1.1 Динамика международного туризма в 1950 - 2008 гг......................4
1.2 Роль глобального туристского рынка в современной экономике....6
1.3 Характеристика современного международного туризма в экономическом аспекте...............................................................................7
2. Проблемы международного туризма.....................................................10
3. Современное состояние туристического рынка в России...................15
Заключение...................................................................................................19
Список литературы.......................................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат мир. экономика.docx

— 51.16 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

по дисциплине _«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

вариант(тема) «Международный туризм в современной мировой экономике»

 

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности «Финансы и кредит»_

специализации _______-_____________

__2__курса _____ группы_ФК6-09/3___

№ студенческого билета

(зачетной книжки)_552_______   ___________    ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

 

 

Проверил преподаватель

 

___________________         ______________         _______________________

                 (ученая степень,  звание)                                     (подпись)                                            (инициалы, фамилия)

 

 

 

Москва – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…....................................................................................................3

1.Международный туризм в экономике.....................................................4

   1.1 Динамика международного туризма в 1950 - 2008 гг......................4

  1.2 Роль глобального туристского рынка в современной экономике....6

  1.3 Характеристика современного международного туризма в            экономическом аспекте...............................................................................7

2. Проблемы международного  туризма.....................................................10

3. Современное состояние  туристического рынка в России...................15

Заключение...................................................................................................19

Список литературы.......................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики. Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте. Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. В советские времена турбизнес был жестко разделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекали интуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы. Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене. Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает. Международный туризм в мире крайне не равномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой экономики. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

Цель  работы: определение роли международного туризма в сфере глобальной экономики  и установление перспектив дальнейшего  развития международного туризма в  ХХI веке.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать динамику развития  международного туризма во второй  половине XX века;

2) определить роль глобального  (международного туризма) туристского  рынка в современной экономике;

3) дать характеристику международного  современного туризма;

4) обозначить проблемы, которые существуют  в международном туризме;

5) Рассмотреть основные проблемы  международного туризма;

6) Проанализировать работу туристического  рынка в России.

 

1. Международный туризм в экономике

1.1 Динамика международного туризма в 1950 - 2008 гг.

Начиная с послевоенного  времени, индустрия туризма развивалась  стремительно. В хозяйственный оборот туризма вовлекались все новые  и новые страны всех континентов. За 35 лет число туристов, выехавших  в другие государства, возросло почти  в 13 раз (с 1938 по 1985 гг. примерно в 27 раз), а доход от туризма - в 55 раз. Ниже в таблице 1 приведена динамика международного туризма во второй половине XX в. - начале XXI в.

 

Таблица 1

Динамика международного туризма во второй половине XX в.- начале XXI в.

 

год

Число прибытий международных  туристов, млн. чел.

Поступления от туризма

млрд. US$

 

1950

25

2

 

1960

69

7

 

1970

166

18

 

1980

278

102

 

1990

441

265

 

2000

681

474

 

2007

903

856

 

2008

924

 
       

Источник: ЮНВТО.

Развитию международного туризма в мире, начиная с 1950-х  гг., способствовали следующие факторы:

- рост доходов общества  и отдельных индивидуумов;

- изменение приоритетов  в системе духовных ценностей  членов общества в условиях  насыщения материального обеспечения  (возрастает значение духовных  ценностей, в частности потребности  в путешествиях);

- сокращение рабочего  времени и интенсификация труда;

- развитие транспорта, связи,  электронных коммуникаций;

- расширение государственной  поддержки туризма (налоговые  льготы, упрощение погранично-таможенного  режима, создание благоприятных  условий для инвестиций, увеличение  бюджетного финансирования на  развитие инфраструктуры и продвижение  национальных туристических продуктов  на зарубежных рынках, подготовка  кадров);

- урбанизация и отрыв  от природы, усиливающие потребность  проведения части свободного  времени вне зон постоянного  проживания.

Наряду с положительным  воздействием, туризм за последние 60 лет  испытал отрицательное влияние  ряда факторов -- природных и техногенных  катастроф, военных действий и социальных потрясений, экономических кризисов, террористических актов. За период с начала регулярного туристического учета (1950 год) неоднократно регистрировалось некоторое снижение туристических потоков (1982, 2001 и 2003 годы). Однако значительного спада темпов роста международного туризма зарегистрировано не было. В целом, за указанное время туризм имел тенденцию активного развития.

1.2 Роль глобального  туристского рынка в современной  экономике

Туризм и его международная  составляющая являются существенным элементом  мировой экономики. Международный  туризм представляет собой сложное, многоцелевое и в ряде случаев  разнонаправленное экономическое  явление, достаточно полно воплощающее  в себе основные присущие глобальной экономике механизмы и последствия. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях  мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных  экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

Сегодня туризм -- крупнейшая отрасль сферы международных  услуг. За высокие темпы роста  он признан экономическим феноменом  ХХ столетия. За 1950-2007 годы численность  международных туристов увеличилась  в 37 раз, а поступления от этого  вида услуг возросли почти в 428 раз . В 2008 г. число международных туристических  прибытий в мире достигло 924 млн. человек, а валютные поступления от международного туризма составили в 2007 г. 856 млрд US$. За 2000-2007 годы численность международных  туристических прибытий выросла  на 36%, а доходы - на 81% [8].

Современный туризм играет одну из главных ролей в мировой  экономике. Эта отрасль развивается  быстрыми темпами и в ближайшее  время станет наиболее важным ее сектором. Согласно прогнозам Всемирной Туристической  Организации (ВТО) рост туристической  индустрии будет необратим в  ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных  туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма  составит около 30% [15].

Данная отрасль хозяйства  является фундаментальной основой  многих развитых и развивающихся  стран мира. По данным ВТО, вклад  ее в мировую экономику (валовое  производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долларов (данные 1993 года), что  эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего  продукта [15]. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных  инвестиций и приносят в казну  государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долларов.

На долю туризма в 2007 г. приходилось 5,1% мирового экспорта товаров  и услуг и 26,4% общего объема глобального  экспорта услуг. По данным UNWTO он занимает первое место в мировой торговле и в обеспечении доходов от экспорта. По данным президента Всемирного совета туризма и путешествий (World Travel & Tourism Council) Жан-Клод Баумгартена доходы от туризма в 2007 г. составили 856 млрд. US$ (625 млрд €) [15].

Отрасль туризма создала  во всем мире более 200 млн. рабочих мест. Президент Европейской туристской комиссии (ETC) Артур Оберахер (Arthur Oberascher) считает, что в Европе в сфере  туризма трудится 4,2-5,0% от общего числа  занятых работников. Это 6,8-8,0 млн. рабочих  мест. Кроме того, косвенно сферу  туризма обслуживает еще 20 млн. рабочих  мест.6

Большинство из этих рабочих  мест приходится на малые, средние или  семейные предприятия. Вместе с тем  в современном развитии глобального  международного туризма наблюдаются  серьезные проблемы. Падают темпы  роста, уменьшается удельный вес  отрасли в системе мировой  торговли. Ухудшается состояние глобального  туризма в связи с международным  экономическим кризисом. Сложившееся  положение требует глубокого  и всестороннего исследования состояния  дел, перспектив и тенденций развития и выработки системы, по возвращению  отрасли утрачиваемой ею роли в международной  торговле товарами и услугами [17].

Данные показатели дают возможность  утверждать, что туризм на сегодняшний  день играет одну из главных ролей  в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса  в мире. Поэтому вопросы о будущем  данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем  тысячелетии столь важны.

1.3 Характеристика  современного международного туризма  в экономическом аспекте

Современный международный  туризм характеризуется значительной территориальной неравномерностью. На развитые страны приходится 57% всех туристических прибытий, на развивающиеся  страны - 30%, а на страны с переходной экономикой - 13%, что не соответствует их доле в мировом населении. На региональном уровне выделяют пять туристических регионов мира: Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Африканский и Ближневосточный.

Для всех регионов характерна поступательная динамика развития. Тем  не менее, темпы роста международных  прибытий не везде одинаковы. Еще  в 1970 г. в мире было только два крупных  туристических региона - Европа и  Северная Америка, которые принимали 94% всех международных туристов, в 1990-х гг. к ним добавился третий - Азиатско-Тихоокеанский регион, где темпы роста международных туристических прибытий были наиболее высокими. В 2007 г. на эти три региона приходилось 89,9% всех мировых туристических прибытий (в том числе на Европу - 53,5%, АТР - 20,6%, Америку - 15,8%) и около 90% всех денежных поступлений от международного туризма [4, 21].

Международный туризм, характерной  чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более  заметную роль в мировой экономике.

Несомненно, быстро развивающаяся  система низкобюджетных авиационных  пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия.

В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших  регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой  терроризма в мире, другие - с увеличением  количества туристских поездок в  год в связи с разбивкой  отпусков. Эту тенденцию следует  учитывать при формировании и  проведении государственной политики, направленной на развитие въездного  туризма [10, 47].

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести  общие и отраслевые факторы, такие, как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия  в последние годы сталкивается с  постоянно растущим уровнем конкуренции  между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают  все более широкие, часто агрессивные  меры рекламного воздействия при  продвижении своего туристского  продукта на внешних рынках. Кроме  этого, туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких  меняющихся факторов, как экономическое  и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических  и социальных изменений, развития инновационных  технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского  спроса, так и на рынке туристского  предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

Рост конкуренции на рынке  туристского спроса происходит в  результате действия следующих факторов [1, 212]:

- появления все большего  числа стран с амбициозными  экспансивными планами привлечения  туристов;

- достижения пика насыщения  некоторых форм и видов туризма,  предлагаемых туристскими центрами  и странами (например, на рынке  пляжного отдыха).

Это требует от стран, стремящихся  сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий [3]:

- попытаться сохранить  баланс между ростом спроса  и ростом предложения;

- осуществлять планирование  развития туризма в соответствии  с принципами устойчивого развития;

- предусматривать долгосрочные  инвестиции в сферу туризма;

Информация о работе Международный туризм в современной мировой экономике