Место Западной Европы в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 5
2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО РАЗВИТИИ. 10
2.1. ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА. 10
2.2. ЦЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ. 14
2.3. РАСШИРЕНИЯ ЕС 17
2.4. ЕДИНЫЙ РЫНОК – ЕДИНАЯ ВАЛЮТА. 23
2.4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ ЕДИНОГО РЫНКА 26
2.4.2. ЭКЮ 29
2.4.3. ЕВРО КАК НОВАЯ ВАЛЮТА 30
3. ОТСТАВАНИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОТ США 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Вложенные файлы: 1 файл

КР по мировой экономике.doc

— 666.50 Кб (Скачать файл)

     Для достижения этой цели все 282 меры, перечисленные  в «Белой газете», успешно перешли в разряд законодательных. Но гораздо большим успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при минимальных возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер, мероприятий, средств и схем по созданию единого рынка была успешно принята к действию. Конечно, для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их нужно было адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны. Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного срока. Некоторые государства легче справлялись этой задачей, у некоторых возникали проблемы, но исключительно по причине того, что не все местные власти были готовы к определенным изменениям в столь короткие сроки. С другой стороны, когда некоторые государства показали свою политическую неспособность исполнять заранее согласованные решения, Комиссией было принято решение разбора этих случаев в Суде Справедливости за нарушение законодательства Сообщества. Но даже после того, как все решения внедрены, должно пройти какое-то время, чтобы национальная экономика, а также население смогли приспособиться к новой ситуации и начать ощущать все ее экономические преимущества. Создание единого рынка — это именно тот редкий случай, когда подобное начинание настолько широко поддерживается как предпринимателями и промышленниками, так и общественностью. Одним из факторов, повлиявших на это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о том, какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские Информационные Центры, а также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был свободный доступ, и в которых можно было найти любую информацию по законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому рынку.

     Воодушевленные  позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в 1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению создания экономического и валютного союза (EMU). При этом логика была следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут ощутить всех преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов, или даже единой европейской валюты. Большинство препятствий для свободного движения капитала должны были быть устранены с переходом к единому рынку, так как банки и страховые компании начали работать через национальные границы, и соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это также чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку, тем более усиливалось давление по поводу тесного валютного сотрудничества, а также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к экономическому и валютному союзу.

     Отрицательным моментом явилась информация для  общественного мнения о предложенных изменениях и причинах, вызвавших  их, что вызвало всеобщее подозрение и непринятие. Люди не смогли увидеть преимуществ более тесной интеграции, и какие выгоды им это может принести. Вместо этого начало распространяться мнение, что людей хотят обмануть, в первую очередь это касалось устранения национальной валюты.

2.4.1. Основные принципы свободы единого рынка

 

     Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный  странами-участницами для того, чтобы  создать объединенную экономическую  территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.

     Свободное движение товаров.

  • Таможенный союз.
  • Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-участницами до этого времени, и Соглашением был выработан план постепенного удаления всех внутренних пошлин в течение 12 лет.
  • Смещение количественных ограничений.

     Создание  единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение товаров, потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании определенных количественных или стоимостных квот. Столкнувшись со структурными проблемами в таких крупных областях как производство стали, судостроение или легкая промышленность, и под давлением таких факторов, как растущая безработица и рост импорта, в течение нескольких лет страны-участницы вынуждены были оградить свои рынки и от других стран-участниц, и вообще от торговли вне Сообщества. Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти национальные правила к общеевропейским стандартам.

  • Устранение налоговых барьеров.

     Ключевым  фактором, гарантирующим свободное  движение товаров, является уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые границы все-таки должны существовать.

     Во-первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление, которыми облагаются товары на едином рынке, идут в конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это выглядит как возмещение налогов на экспорт. Во-вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить, действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение непрямых налогов.

     Свободное движение рабочей  силы.

     Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было зафиксировано  в Соглашениях и включено в  компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран, входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.

  • Географическая мобильность.

     Под географической мобильностью подразумевается  право человека уехать и остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или получить образование по специальности.

  • Социальная интеграция.

     Социальная  интеграция заключается в праве  работника пользоваться всеми социальными  благами, возможными в данной стране.

     Свобода истеблишмента.

     В широком смысле, свобода истеблишмента это право людей выбрать или получить любую работу. Но это право не относится к постоянной или временной работе в органах власти.

     Право на истеблишмент должно предотвратить  любые открытые или скрытые попытки  дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным движением рабочей силы.

     Свобода предоставления услуг.

     Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что и свобода  истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества.

  • Взаимное признание дипломов.

     Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского Союза, желающего открыть какое-либо образование  или предоставить услугу в другой стране-участнице, не должны требовать выполнения каких либо более строгих условий, чем для местных жителей в сфере образования, квалификации или знаний.

     Свободное движение капитала и  платежей.

     Свободное движение капитала и либерализация  платежей являются дальнейшими важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка. В перспективе, нельзя будет говорить о свободном движении товаров или услуг, пока не будут сняты ограничения на движение капитала, и инвестированию будут подлежать наиболее экономически выгодные сегменты единого рынка.

  • Свободное движение капитала

     Свободное движение капитала дает возможность  физическим и юридическим лицам  беспрепятственно открывать счета  в любой из стран Евросоюза, а  также переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.

  • Либерализация платежей.

     Свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала должно неизбежно сопровождаться мерами по либерализации платежей. Любые обстоятельства, которые препятствуют платежам за товары, услуги или оплату труда в другие страны Сообщества, значительно затрудняют, или даже делают невозможным выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы должны позволить делать такие платежи в валюте страны, где проживает получатель.

2.4.2. ЭКЮ

 

     ЭКЮ (название имеет двойные корни, являющиеся сокращением «Европейская единица валюты» и также название французской золотой монеты XIII столетия) как валютная единица точно и определенно предназначается для выполнения всех функций денег при создании Европейского экономического и валютного союза. ЭКЮ, на момент введения в безналичный расчет, играла 4 основные роли:

  • в ЭКЮ фиксировались основные обменные курсы валют стран-членов ЕС, и показатель отклонения измерялся эволюцией курса каждой валюты по отношению к ЭКЮ;
  • операции по оказанию помощи и предоставлению кредита в рамках ЕВС учитывались в ЭКЮ;
  • создание Европейский фондом валютного сотрудничества (ЕФВС) ЭКЮ позволило использовать его при регулировании отношений между центральными банками стран-членов ЕС, банки которых обязаны были вносить в Фонд 20% своих золотых и долларовых резервов; получаемые взамен ЭКЮ они могли использовать для интервенций на денежном рынке с целью защиты шкалы паритетов;
  • учреждения Сообщества использовали ЭКЮ как счетную единицу во всех своих операциях и в меньшей степени как платежное средство для покрытия расходов. В частных операциях ЭКЮ являлась защитой как граждан, так и бизнес-сектора от внезапных колебаний в обменных курсах. В банковской системе экю работала как Евро-валюта, использовавшаяся для частных сбережений и сбережений предприятий, кредитов и т.д.

     Наряду  с официальным ЭКЮ, который использовался центральными банками и учреждениями Сообщества, на международных рынках капиталов получил хождение ЭКЮ частного сектора. Котируемый на основных валютных рынках ЭКЮ широко использовалась в качестве финансового инструмента как при выдаче банковских кредитов, так и при выпуске долговых обязательств. Отсутствие единого эмиссионного института и ограниченные возможности использования ЭКЮ в качестве платежного средства сузили его роль в коммерческих операциях, даже несмотря на то, что многие крупные объединения, имеющие предприятия в нескольких странах Сообщества, пользовались им в своих внутренних расчетах.

     Вплоть  до вступления в силу Европейского Экономического и Валютного Союза, ЭКЮ определяется как корзина валют. Маастрихтским договором предусмотрено, что состав ЭКЮ должен поддерживаться неизменным, и базовые курсы национальных валют в ЭКЮ будут окончательно утверждены в день окончательного вступления в силу самого Союза.

2.4.3. Евро как новая валюта

 

     Евро - это уникальный случай в истории валютных отношений, поскольку его обменный курс на внутреннем рынке одиннадцати стран Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС, Еврозона) определяется совсем иначе, чем на мировом валютном рынке. На первом этапе с начала введения единой валюты евро 1 января 1999 г. ее переводной курс к национальным валютам стран Еврозоны был зафиксирован административным путем на неизменном уровне. Произошла также замена ЭКЮ на евро в соотношении 1:1.

     С 1 января 1999г. были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро (см. таблицу), а евро стал их общей валютой.

  Таблица

  Валютные  курсы евро к национальным валютам стран  - участниц зоны евро

      Валюта   Единиц  за 1 евро
      Австрийский шиллинг   13,7603
      Бельгийский франк   40,3399
      Немецкая  марка   1,95583
      Ирландский  фунт 
     
     
     
     
     
      
      0,787564
      Испанская песета      166,386
      Итальянская лира   1936,27
    Люксембургский  франк 40,3399
    Голландский гульден 2,20371
    Португальский эскудо 200,482
    Финская марка 5,94573
    Французский франк 6,55957

Информация о работе Место Западной Европы в мировом хозяйстве